Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Бюджет-2017 как исключение из правила

Бюджет-2017 как исключение из правила

27.12.2016

В конце уходящего года принято подводить итоги, давать оценку достигнутым результатам и намечать планы на будущий год. В преддверии нового, 2017 года мы решили поговорить о главном финансовом документе –городском бюджете-2017 с председателем Контрольно-счетной палаты Еленой Литвинчук и аудитором Ольгой Дувановой.

– К основному функционалу Контрольно-счетной палаты относится анализ исполнения городского бюджета, а также экспертиза проектов бюджета, вносимых в Воронежскую гордуму. Без заключения КСП депутаты не рассматривают бюджет.Чем же бюджет 2017 года будет отличаться от бюджетов предыдущих лет и как деятельность палаты отражается на принятии и исполнении бюджета?

– В результате того, что, исполняя свои функции, возложенные на КСП федеральными законами и городскими нормативными актами, мы постоянно контролируем бюджет на всех стадиях бюджетного процесса, качество проектировок и бюджетной отчетности заметно улучшилось, – отметила Елена Литвинчук. – Утверждена новая нормативно-правовая база, повысилась исполнительская дисциплина главных администраторов, а казначейское исполнение бюджетов оставляет все меньше возможностей не только для нарушений, но и для ошибок.

Пожалуй, самым значимым экспертно-аналитическим мероприятием Контрольно-счетной палаты является подготовка заключения на проект бюджета на очередной финансовый год. При экспертизе мы оцениваем структуру и состояние муниципального долга, направления расходования бюджетных средств, а также выявляем основные факторы, влияющие на поступление доходов, и резервы увеличения доходной базы. С учетом предложений КСП при утверждении бюджета ежегодно увеличивается доходная часть бюджета. К примеру, в бюджете 2017 года по предложению палаты и гордумы доходы увеличены на 96 млн руб.

– Что вы можете сказать о долге и кредитной политике?

– Бюджет города ежегодно принимался с дефицитом. Однако бюджет 2017 года стал исключением последних лет – прогнозируемый профицит (или превышение доходов над расходами бюджета) составил 220 млн руб., – рассказала Ольга Дуванова. – Это связано с предоставлением субсидии из областного бюджета на погашение ранее предоставленных бюджетных кредитов.

В кредитной политике города наметились положительные тенденции: за 11 месяцев 2016 года финансовым блоком администрации муниципальный долг снижен на 6%, бюджетом 2017 года запланировано погашение кредитных ресурсов в большем объеме, чем их привлечение, минимизирован дефицит бюджета.

Бюджетные доходы на 2017 год утверждены в сумме 16,4 млрд руб., расходы – 16,2 млрд руб. Несмотря на то, что бюджет на 2017 год верстался в условиях изменения законодательства не в пользу муниципалитетов (в части доходных поступлений), параметры бюджета сопоставимы с цифрами текущего года.

Безвозмездные поступления из вышестоящих бюджетов запланированы в объеме 7,5 млрд руб. Основная доля приходится на субвенции (в том числе и субвенции на получение общего, дополнительного и дошкольного образования) – 5,2 млрд руб. Собственные доходы городского бюджета (налоговые и неналоговые) прогнозируются в сумме 8,9 млрд руб., что выше уточненного плана 2016 года почти на 200 млн руб.

– А какие есть внутренние резервы пополнения бюджета?

О.Д.: Для пополнения доходов администрацией городского округа запланирована отработка дебиторской задолженности по доходам. Методика расчета доходов бюджета Воронежской области при прогнозировании поступлений по налогу на имущество физических лиц, а также земельному налогу погашения задолженности не предусматривает. Но недоимка существует, причем в значительных суммах, и отрабатывать ее нужно. Ежегодно постановлениями администрации утверждается план мероприятий по мобилизации доходов в бюджет города, учитывающий отработку недоимки. Например, в 2015 году по итогам работы комиссии при УФНС в бюджет по налогу на имущество физлиц дополнительно поступило 14,8 млн руб., по земельному налогу – 12,5 млн руб. Аналогичные суммы утверждены планом мероприятий по мобилизации доходов на 2016 год. Работа в данном направлении налажена – повысилась собираемость платежей в бюджет, проводится претензионная работа с должниками, и как следствие – задолженность снижается.

Е.Л.: Немаловажным изменением в бюджетной политике города будет также пересмотр и оптимизация фискальных льгот, а также определение эффективности предоставления налоговых и неналоговых льгот.

– А что можно сказать о расходах бюджета предстоящего года?

Е.Л.: Городской бюджет на 2017 год сверстан на основе 12-ти муниципальных программ. Как и в прежние годы, бюджет сохранит социальную направленность. Наибольший удельный вес в общей структуре расходов занимает раздел «Образование» – более 50%. Всего на социальную сферу (образование, культуру, социальную политику, физкультуру и спорт) планируется направить 61% общих расходов, или 9,9 млрд руб. Запланировано завершение строительства двух детских садов (на 220 мест в р.п.Шилово и на 250 мест по ул.Ильюшина), а также строительство школы на 1224 места в р.п.Шилово. Планируется завершить реконструкцию стадионов «Чайка» и «Локомотив». При обеспечении софинансирования из вышестоящих бюджетов завершится строительство пристройки к образовательной школе №54, что позволит решить проблему учреждения с переполненными классами.

В следующем году за счет городского бюджета предусмотрено проведение капитального ремонта в учреждениях общего и дополнительного образования на сумму 75 млн руб., на обеспечение учащихся молочной продукцией запланировано 45 млн руб.

В преддверии утверждения проекта бюджета на 2017 г., хоть и незначительно, но увеличена  стоимость питания учащихся образовательных школ, которая покрывается за счет городского бюджета. Это также нашло отражение в итоговом документе. Пересмотрены Положения об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных и дошкольных организаций с акцентом в пользу педагогического состава. Расходы на оплату труда данной категории работников финансируются за счет средств субвенции областного бюджета.

За счет городского бюджета в полном объеме от заявленных требований предусмотрено финансирование детских спортивных школ, запланировано повышение среднемесячной заработной платы педагогическим работникам. В соответствии с потребностью предусмотрены расходы на аренду спортивных сооружений для проведения занятий с воспитанниками одиннадцати спортивных школ, поскольку собственных тренировочных баз у этих школ нет.

– А какие изменения ждут горожан, в том числе проживающих в аварийных домах?

О.Д.: В 2017 году планируется завершение четвертого этапа мероприятий по переселению из аварийного жилищного фонда – запланировано расселение граждан из 164 жилых помещений. На эти цели пока запланирован 221 млн руб., софинансирование из областного бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ будет предоставлено в 2017 году.

В рамках подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» предусмотрено предоставление социальных выплат 30 семьям на приобретение жилых помещений или строительство индивидуальных жилых домов с участием вышестоящих бюджетов.

В дорожной сфере за счет средств дорожного фонда запланировано направить более миллиарда рублей на проведение ремонта городских автомобильных дорог, а в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные дороги» прогнозируется софинансирование ремонта автомобильных дорог на миллиард рублей.

– Можно ли считать, что все программные мероприятия будут обеспечены финансированием в полном объеме?

Е.Л.: Как установлено экспертизой проекта бюджета, изменение объемов финансирования предполагается практически по всем программам. В основном это обусловлено тем, что целевые субсидии из вышестоящих бюджетов на софинансирование строительства объектов муниципальной собственности, как правило, доводятся в начале финансового года.

Несомненно, в связи с изменением программных мероприятий, объемов финансирования из городского бюджета и софинансирования из вышестоящих бюджетов муниципальные программы нуждаются в корректировке. Бюджетное законодательство позволяет пересмотреть и скорректировать программы в течение трех ближайших месяцев – до 1 апреля, на что Контрольно-счетная палата указала в своем заключении.

С учетом рекомендаций Контрольно-счетной палаты бюджет принят. Недостатки будут устранены, в том числе и при участии нашей палаты.

Конечно, говорить о финансовом изобилии и достаточном количестве денег на устранение  всех городских проблем и реализацию всех намеченных планов пока не приходится, но и для безудержного пессимизма, по нашему мнению, оснований нет.