Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Предварительный контроль формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период

16.04.2013

СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

БЮДЖЕТА НА ОЧЕРЕДНОЙ ФИНАНСОВЫЙ ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД

(одобрен Коллегией,

протокол от 16.04.2013 № 4,

утвержден приказом КСП

от­­­­­­­­­­­­­ 16.04.2013 № 16)


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения


2.

Основы осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период


3.

Структура и основные положения заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения Воронежской городской Думы о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период








1. Общие положения

1.1. Стандарт Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж «Предварительный контроль формирования проекта бюджета городского округа город Воронеж» (далее - Стандарт) разработан с учетом положений:

статей 157, 265, глав 20, 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс, БК РФ);

Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон №6-ФЗ);

- статьей 7, 42 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Воронеж (решение Воронежской городской Думы от 22.10.2008 № 313-II);

- статей 6, 8 Положения о Контрольно-счетной палате городского округа город Воронеж (решение Воронежской городской Думы от 16.11.2011 № 642-III);

- Регламента Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж, утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж от 28.02.2012 № 10 (далее - Регламент);

- общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854);

- стандартов ИНТОСАИ и других международных стандартов в области государственного и муниципального финансового контроля и аудита.

1.2. Стандарт разработан для использования сотрудниками Контрольно-счетной палаты при организации и проведении предварительного контроля формирования проекта бюджета и подготовки заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (далее – проект решения о бюджете).

1.3. Целью Стандарта является установление единых принципов, правил и процедур проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета.

1.4. Настоящий Стандарт устанавливает:

- основные принципы и этапы проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета;

- требования к содержанию комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта бюджета;

- структуру, содержание и основные требования к заключению Контрольно-счетной палаты на проект решения о бюджете;

- порядок взаимодействия между направлениями деятельности КСП, возглавляемыми аудиторами и начальниками отделов в ходе проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета.

1.5. При организации и проведении предварительного контроля формирования проекта бюджета сотрудники КСП обязаны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, бюджетным законодательством, другими нормативными правовыми актами, Регламентом, а также приказами, инструкциями, иными нормативными документами КСП и настоящим Стандартом.

1.6. Внесение изменений и дополнений в настоящий Стандарт осуществляется на основании решений Коллегии КСП. Решение вопросов, не урегулированных настоящим Стандартом, осуществляется Председателем КСП (по его поручению заместителем Председателя КСП), и вводится в действие приказом или распоряжением КСП.

2. Основы осуществления предварительного контроля

формирования проекта бюджета на очередной

финансовый год и на плановый период

2.1. Правовые и информационные основы предварительного контроля формирования проекта бюджета

2.1.1. Предварительный контроль формирования проекта бюджета является формой муниципального финансового контроля, осуществляемого КСП в рамках единой системы контроля формирования и исполнения бюджета на основании статей 157, 187, 270 Бюджетного кодекса, Федерального закона № 6-ФЗ, а также Положения о Контрольно-счетной палате.

2.1.2. Предварительный контроль формирования проекта бюджета состоит из комплекса экспертно-аналитических мероприятий и анализа обоснованности показателей проекта бюджета, наличия и состояния нормативной методической базы его формирования и подготовки заключения КСП.

2.1.3. Целью предварительного контроля формирования проекта бюджета является определение достоверности и обоснованности показателей формирования проекта решения о бюджете. Задачами предварительного контроля являются:

- определение соответствия действующему законодательству проекта решения о бюджете, а также документов и материалов, представляемых одновременно с ним в Воронежскую городскую Думу;

- определение обоснованности, целесообразности и достоверности показателей, содержащихся в проекте решения о бюджете, документах и материалах, представляемых одновременно с ним в ВГД;

- оценка эффективности проекта бюджета как инструмента социально-экономической политики городского округа, его соответствия положениям ежегодного Бюджетного послания Президента Российской Федерации и иным программным документам;

- оценка качества прогнозирования доходов бюджета, расходования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.

2.1.4. Предметом предварительного контроля формирования проекта бюджета являются проект решения о бюджете, документы и материалы, представляемые одновременно с ним в Воронежскую городскую Думу, включая прогноз социально-экономического развития городского округа город Воронеж, а также документы, материалы и расчеты по формированию проекта бюджета.

2.1.5. Объектами предварительного контроля формирования проекта бюджета являются: финансовый орган администрации городского округа город Воронеж; главные администраторы доходов бюджета, главные распорядители средств бюджета; другие субъекты бюджетного планирования, и иные участники бюджетного процесса (выборочно).

2.1.6. При осуществлении предварительного контроля формирования бюджета должно быть проверено и проанализировано соответствие проекта решения о бюджете и документов, представляемых одновременно с ним в Воронежскую городскую Думу, положениям Бюджетного кодекса, в том числе:

I. При оценке прогноза социально-экономических показателей необходимо обратить внимание на соблюдение принципа достоверности бюджета, закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса, который означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, необходимую при уточнении параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Бюджетного кодекса и прогнозировании доходов бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 174.1 Бюджетного кодекса.

II. Соблюдение принципов бюджетной системы Российской Федерации, определенных статьей 28 Бюджетного кодекса и установленных статьями 29, 30, 31, 31.1, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 38.1, 38.2 Бюджетного кодекса: единства бюджетной системы; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов; единства кассы.

III. При оценке и анализе доходов бюджета следует обратить внимание на порядок зачисления доходов в бюджет, определенные в статьях 40, 41, 42, 46, 61.2 и 62 Бюджетного кодекса, соблюдение требований статьи 64 Бюджетного кодекса.

IV. При оценке и анализе расходов бюджета обратить внимание на:

обеспечение закрепленного в статье 37 Бюджетного кодекса принципа достоверности бюджета, который означает реалистичность расчета расходов бюджета;

соблюдение положений формирования расходов бюджетов, установленных в статье 65 Бюджетного кодекса, согласно которым формирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году и плановом периоде за счет средств соответствующих бюджетов;

соблюдение правил формирования планового реестра расходных обязательств в соответствии со статьей 87 Бюджетного кодекса в части:

- своевременности представления планового реестра расходных обязательств,

- полноты общей информации о расходных обязательствах,

- полноты распределения расходов между типами расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств в реестре расходных обязательств,

- обеспеченности финансирования расходных обязательств, закрепленных в реестре расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств;

обоснование бюджетных ассигнований в соответствии со статьями 69, 69.1, 70, 74, 74.1, 78, 78.1, 79, 80, 81 и 83 Бюджетного кодекса в части:

- охвата в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период показателями непосредственных результатов (пояснительными записками) сумм ассигнований, доведенных финансовым органом администрации городского округа в качестве предельных объемов в ходе составления проекта бюджета,

- соответствия показателей непосредственных результатов, приведенных в обоснованиях бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, требованиям Методических рекомендаций по составлению обоснований бюджетных ассигнований главных распорядителей средств бюджета на очередной финансовый год и плановый период (в денежном и количественном выражении),

- взаимосвязи показателей непосредственных результатов с достижением показателей конечных результатов деятельности (в денежном и количественном выражении);

соблюдение требований по формированию муниципального задания, размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии со статьями 69.2, 72, 73 Бюджетного кодекса в части:

- наличия выписки из реестра расходных обязательств, исполнение которых необходимо для выполнения муниципального задания,

- определения потребителей муниципальных услуг (физические и (или) юридические лица),

- требований к объему и качеству муниципальных услуг,

- порядка оказания муниципальных услуг для физических и (или) юридических лиц,

- порядка регулирования цен (тарифов) на платные услуги,

- порядка контроля за исполнением муниципального задания, в том числе его досрочного прекращения,

- требований к отчетности об исполнении муниципального задания;

анализ субсидий и расчетно-нормативных расходов, направляемых на финансовое обеспечение муниципальных заданий по оказанию услуг муниципальными бюджетными и автономными учреждениями.

V. При оценке и анализе источников финансирования дефицита бюджета, муниципального долга отразить соблюдение требований следующих статей Бюджетного кодекса:

статьи 32 по полноте отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, статьи 92.1 по установлению размера дефицита бюджета и ограничения по источникам его финансирования, статьи 93.1 по зачислению средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в муниципальной собственности, статей 93.2 и 93.3 по предоставлению бюджетных кредитов, статьи 94 по составу источников финансирования дефицита бюджета и утверждению их в решении о бюджете;

статей 101 и 102 по управлению муниципальным долгом и соблюдению ответственности по долговым обязательствам муниципального образования, статьи 97 по отнесению долговых обязательств к муниципальному долгу, статьи 98 по структуре муниципального долга, видам и срочности долговых обязательств городского округа, статьи 102 по соблюдению ответственности по долговым обязательствам, статьи 103 по осуществлению муниципальных заимствований, статьи 105 по реструктуризации долга, статей 110.1, 110.2 по программам муниципальных внутренних заимствований, статей 113, 114, 115, 115.1, 115.2, 117 по отражению в бюджете поступлений средств от заимствований, погашения муниципального долга, расходов на его обслуживание, по предельному объему выпуска муниципальных ценных бумаг, по предоставлению и обеспечению исполнения обязательств по муниципальным гарантиям, порядка и условий их предоставления.

VI. Проанализировать:

соблюдение порядка составления проекта бюджета, определенного в статьях 169, 170, 171, 172, 173, 174, 174.1, 174.2, 179, 179.2, 179.3, 179.4, 184 Бюджетного кодекса;

соответствие основных характеристик бюджета составу показателей, устанавливаемых в решении о бюджете в соответствии со статьей 184.1 Бюджетного кодекса;

соблюдение требований к составу документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета в соответствии со статьей 184.2.

2.1.7. Информационной основой осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета являются:

нормативные правовые акты;

сценарные условия социально-экономического развития городского округа город Воронеж в очередном финансовом году и плановом периоде;

показатели прогноза социально-экономического развития;

предварительные итоги социально-экономического развития за истекший период текущего года;

показатели бюджета, утвержденные решением на текущий финансовый год и на плановый период с учетом ожидаемого исполнения решения о бюджете в текущем финансовом году;

отчетность финансового органа администрации об исполнении бюджета за предшествующий год и истекший период текущего года;

данные главных администраторов доходов бюджета о размере доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, получаемых в виде дивидендов по акциям, принадлежащим городскому округу, и арендной платы от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, за отчетный год и за истекший период текущего года;

данные главного администратора доходов бюджета о поступлении части прибыли созданных администрацией городского округа унитарных предприятий за предшествующий год и за истекший период текущего года;

информация финансового органа о планируемых расходах бюджета по обслуживанию и погашению муниципального внутреннего долга, планируемым объемам и формам муниципальных внутренних заимствований в очередном финансовом году и на плановый период;

данные об изменении остатков средств муниципального бюджета, объемах резервного фонда;

реестр расходных обязательств;

отчетность, документы и информация по расчетам субъектов бюджетного планирования, администраторов доходов бюджета, главных распорядителей бюджетных средств и иных участников бюджетного процесса по вопросам формирования бюджета, предоставляемые в ходе проведения настоящего экспертно-аналитического мероприятия;

проект решения о бюджете, материалы и документы, представляемые одновременно с ним в Воронежскую городскую Думу;

результаты проводимого Контрольно-счетной палатой оперативного контроля исполнения бюджета текущего года и тематических проверок;

заключения Контрольно-счетной палаты на проекты решения о бюджете;

база данных КСП, сформированная на основе информации по формированию и исполнению бюджета и прогноза социально-экономического развития городского округа за ряд лет.

2.2. Методические основы проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета

2.2.1. Методической основой осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета являются:

сравнительный анализ соответствия проекта решения о бюджете, материалов и документов, представляемых одновременно с ним в Воронежскую городскую Думу, действующему законодательству, а также нормативно-правовым актам органов исполнительной власти;

сравнительный анализ соответствия проекта решения о бюджете положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации, основным приоритетам социально-экономической политики, иным программным документам;

сравнительный анализ соответствия принятых в проекте решения о бюджете расчетов показателей установленным нормативам и действующим методическим рекомендациям;

сравнительный анализ динамики показателей исполнения бюджета за три последние года (выборочно), ожидаемых итогов текущего года, показателей проекта бюджета и показателей целей, задач и результатов деятельности в очередном финансовом году.

2.2.2. Методические подходы к осуществлению предварительного контроля формирования проекта бюджета по основным вопросам состоят в следующем:

1. Проверка и анализ обоснованности показателей прогноза социально-экономического развития городского округа на очередной финансовый год и на плановый период должны осуществляться исходя из анализа нормативно-методической базы прогнозирования, а также сопоставления фактических показателей социально-экономического развития за предыдущий год и ожидаемых итогов текущего года с прогнозными показателями социально-экономического развития текущего года, очередного финансового года и планового периода.

При этом должно быть проанализировано состояние нормативно-методической базы прогнозирования с точки зрения соответствия действующим законодательным актам и возможности получения достоверных показателей, содержащихся в прогнозе социально-экономического развития городского округа на очередной финансовый год и на плановый период.

При проверке и анализе обоснованности прогноза показателей социально-экономического развития городского округа необходимо проанализировать наличие и использование нормативно-методической базы, механизм и технологию, сложившуюся практику организации работ по прогнозированию, уровня инфляции, индекса-дефлятора в разрезе видов экономической деятельности.

2. Проверка и анализ обоснованности формирования показателей проекта бюджета осуществляются с учетом информации по муниципальным и ведомственным программам городского округа, в результате которых следует дать оценку:

планируемым целям и задачам деятельности субъектов бюджетного планирования на основе анализа их соответствия городским приоритетам (программе комплексного социально-экономического развития городского округа), целям и задачам городского округа, поставленным на очередной финансовый год и плановый период;

сбалансированности целей и тактических задач, сопоставимости их масштаба характеру решаемых проблем, сбалансированности по объему расходных обязательств;

обоснованности данных о фактических и прогнозных объемах доходов бюджета, в том числе в разрезе главных администраторов доходов бюджета;

обоснованности действующих расходных обязательств субъектов бюджетного планирования на основе анализа реестра расходных обязательств городского округа, нормативно-правовой базы их формирования и применяемых методов индексации и расчетов на очередной финансовый год;

обоснованности и целесообразности принимаемых бюджетных обязательств субъектов бюджетного планирования на основе анализа муниципальных и ведомственных программ;

обоснованности показателей результативности бюджетных расходов и их количественной оценки, достижение которой планируется субъектами бюджетного планирования.

В результате проверки и анализа должна быть дана оценка обоснованности действующих расходных обязательств бюджета и целесообразности принимаемых расходных обязательств бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на основе утверждаемых программ, даны предложения по оптимизации бюджетных расходов для достижения поставленных целей и обеспечения прогнозируемых показателей результативности в очередном финансовом году и плановом периоде.

3. Проверка и анализ обоснованности и достоверности доходных статей проекта бюджета должна предусматривать:

сопоставление динамики показателей налоговых и неналоговых доходов проекта бюджета, утвержденных и ожидаемых показателей исполнения доходов бюджета текущего года, фактических доходов бюджета за предыдущий год, а также основных факторов, определяющих их динамику;

анализ решений Воронежской городской Думы о внесении изменений в законодательство о местных налогах, вступающих в силу в очередном финансовом году, последствий влияния на доходы изменений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и нормативов распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы;

факторный анализ изменения доходных источников проекта бюджета по сравнению с их оценкой в текущем году;

сравнение динамики отдельных видов налоговых и неналоговых доходов, а также факторов, определяющих эту динамику;

оценку обоснованности расчетов доходов в части: ставок, уровня собираемости; дивидендов по акциям и доходам от прочих форм участия в капитале, находящихся в собственности городского округа; доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий; прочих доходов; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и других доходов.

4. Проверка и анализ полноты отражения и достоверности расчетов расходов проекта бюджета должна предусматривать:

анализ реестра расходных обязательств городского округа, нормативно-правовой базы их формирования и применяемых методов индексации и расчетов, оценку объемов расходных обязательств субъектов бюджетного планирования, не подтвержденных нормативными правовыми актами, а также анализ нормативных правовых актов, регулирующих деятельность субъекта бюджетного планирования на соответствие его полномочий по осуществлению расходных обязательств;

сопоставление динамики общего объема расходов, расходов в разрезе единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов бюджетов и субъектов бюджетного планирования, анализ увеличения или сокращения утвержденных расходов планового периода;

анализ действующих и принимаемых расходных обязательств городского округа, их сопоставление с поставленными целями и задачами и прогнозируемой оценкой результативности проектируемых расходов (по главным распорядителям средств бюджета);

анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение городской адресной инвестиционной программы, муниципальных и ведомственных целевых программ;

анализ бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств.

5. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год и на плановый период должна предусматривать анализ обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из федерального и областного бюджетов, предоставляемых в форме: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов бюджету городского округа.

6. Проверка и анализ обоснованности и достоверности формирования источников финансирования дефицита бюджета и предельных размеров муниципального долга в проекте бюджета должны предусматривать:

сопоставление динамики средств на погашение муниципального долга, предусмотренных в проекте бюджета, с аналогичными показателями за отчетный финансовый год, утвержденными и ожидаемыми показателями текущего года, а также предельных размеров муниципального долга на конец года;

оценку соответствия основным направлениям долговой политики объемов муниципальных внутренних заимствований;

оценку обоснованности и достоверности предельных размеров муниципального долга, изменения его структуры, расходов на погашение муниципального долга, исходя из графиков платежей, планируемых операций по его реструктуризации и новых муниципальных заимствований в соответствии с основными направлениями долговой политики;

оценку обоснованности формирования источников внутреннего финансирования дефицита бюджета за счет изменения остатков средств бюджета;

оценку обоснованности поступлений из иных источников финансирования дефицита бюджета.

2.2.3. Методические подходы к проведению предварительного контроля обоснованности проекта бюджета по конкретным показателям бюджета разрабатываются аудиторскими направлениями и отделами Контрольно-счетной палаты в рамках своей компетенции в соответствии с Регламентом КСП.

2.3. Организационные основы осуществления предварительного контроля формирования проекта бюджета

2.3.1. В целях обеспечения организации проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятийв рамках подготовки заключения аудиторским направлением по контролю за прогнозированием и исполнением бюджета по предложениям аудиторских направлений и отделов КСП составляется план мероприятий по проведению контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, который в срок до 15 октября текущего года согласовывается заместителем председателя и утверждается председателем. Данным планом устанавливаются конкретные сроки проведения мероприятий.

2.3.2. Организация предварительного контроля формирования проекта бюджета осуществляется исходя из установленных нормативно-правовыми актами этапов и сроков бюджетного процесса в части формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и на плановый период и предусматривает следующие этапы работы:

I этап (сентябрь-октябрь)

- анализ ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетного послания Президента Российской Федерации;

- анализ основных направлений налоговой политики;

- анализ основных направлений бюджетной политики;

- анализ социально-экономического развития городского округа;

- анализ основных направлений долговой политики;

- анализ проектов решений о внесении изменений в решения Воронежской городской Думы;

- анализ итогов приватизации муниципального имущества и основных направлений приватизации имущества;

- подготовка программ проверок и иных распорядительных документов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

- анализ нормативных правовых актов, регулирующих расходные обязательства городского округа;

- анализ основных характеристик расходов бюджета на очередной финансовый год по разделам и подразделам, на плановый период по разделам классификации расходов бюджетов.

II этап (после предоставления проекта решения – ноябрь)

- проверка и анализ обоснованности прогноза основных показателей социально-экономического развития городского округа, наличия и состояния нормативно-методической базы для их прогнозирования;

- проверка и анализ обоснованности формирования проекта бюджета, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования;

- анализ и оценка обоснованности формирования проекта решения о бюджете, а также материалов, представленных одновременно с указанным проектом решения;

- анализ программ внутренних заимствований городского округа, муниципальных гарантий.

III этап (ноябрь-декабрь)

- подготовка заключения КСП;

- рассмотрение заключения Контрольно-счетной палаты на Коллегии КСП и направление его в Воронежскую городскую Думу.

2.3.3. Организационно-распорядительными документами, необходимыми для проведения предварительного контроля формирования проекта бюджета, являются:

Стандарт внешнего финансового контроля «Предварительный контроль формирования проекта бюджета»;

программы проверки и анализа обоснованности проекта бюджета, наличия и состояния нормативно-методической базы его формирования в конкретных субъектах бюджетного планирования, у главных администраторах доходов бюджета, главных распорядителях средств бюджета и иных участниках бюджетного процесса, закрепленных за аудиторскими направлениями и отделами КСП.

2.3.4. Проект программы проверки и анализа обоснованности проекта бюджета, подготовки заключения КСП готовится аудиторами и начальниками отделов КСП под руководством заместителя председателя.

При необходимости на основе утвержденной программы проверки и анализа обоснованности формирования проекта бюджета аудиторами и начальниками отделов могут подготавливаться программы проверки в конкретных субъектах бюджетного планирования, администраторах доходов бюджета, главных распорядителях средств бюджета и иных участниках бюджетного процесса, закрепленных за направлениями деятельности КСП в соответствии с Регламентом.

2.3.5. Необходимая координация взаимодействия направлений деятельности, возглавляемых аудиторами и начальниками отделов КСП, при проведении комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности формирования проекта бюджета обеспечивается заместителем председателя КСП.

2.3.6. Копии актов (заключений) по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта бюджета структурными подразделениями КСП направляются в аудиторское направление по контролю за прогнозированием и исполнением бюджета городского округа до 25 ноября текущего года.

2.3.7. Заключение КСП на проект решения о бюджете подготавливается на основе:

результатов комплекса экспертно-аналитических мероприятий и проверок обоснованности проекта бюджета;

итогов проверки и анализа проекта решения о бюджете;

итогов проверки и анализа материалов и документов, представленных администрацией городского округа с проектом решения о бюджете в соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса;

результатов оперативного контроля за исполнением бюджета за предыдущий год и отчетный период текущего года, заключений КСП на проекты решений об исполнении бюджета за предыдущие годы, тематических проверок за прошедший период;

анализа статистической и иной информации о социально-экономическом развитии и финансовом положении городского округа за предыдущие годы и истекший период текущего года.

2.3.8. Аудиторское направление по контролю за прогнозированием и исполнением бюджета городского округа обобщает материалы, представленные направлениями деятельности КСП, и подготавливает заключение на проект решения о бюджете (далее - заключение КСП) для рассмотрения на Коллегии КСП 5 декабря текущего года.

2.3.9. При наличии высказанных на заседании Коллегии КСП замечаний и предложений заключение КСП дорабатывается аудиторским направлением по контролю за прогнозированием и исполнением бюджета городского округа совместно с направлениями деятельности КСП, возглавляемыми аудиторами и начальниками отделов.

После доработки заключение КСП подписывается председателем КСП и направляется в Воронежскую городскую Думу до 10 декабря текущего года.

2.3.10. Календарные сроки подготовки заключения КСП могут быть изменены исходя из сроков представления заключения КСП, устанавливаемых соответствующими решениями Воронежской городской Думы.

3. Структура и основные положения заключения Контрольно-счетной палаты на проект решения Воронежской городской Думы о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период

3.1. Разделы заключения КСП на проект решения о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период формируются в соответствии со следующей структурой:

1. Общие положения.

2. Показатели прогноза социально-экономического развития городского округа.

3. Общая характеристика проекта решения о бюджете.

Основные параметры бюджетной системы, структурные особенности и основные характеристики проекта решения о бюджете.

Анализ реализации основных задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике.

Анализ соответствия решения Бюджетному кодексу и иным нормативно-правовым актам.

4. Доходы проекта бюджета (налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления).

5. Дополнительные источники доходов.

6. Дефицит (профицит) бюджета, источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

7. Муниципальный долг, расходы на обслуживание муниципального долга.

8. Программа муниципальных гарантий.

9. Расходы проекта бюджета.

10. Городская адресная инвестиционная программа.

11. Муниципальные и ведомственные целевые программы.

12. Постановляющая часть проекта решения.

13. Выводы и предложения.

Структура заключения КСП на проект решения о бюджете на конкретный финансовый год может быть изменена с учетом его специфики.

3.2. Основные положения содержания заключения КСП на проект решения о бюджете

3.2.1. В заключении КСП на проект решения о бюджете и предложениях направлений деятельности КСП должны быть отражены следующие основные вопросы:

1. Оценка обоснованности и достоверности основных параметров прогноза социально-экономического развития городского округа и его соответствие целевым установкам экономической политики, сформулированным в ежегодном Послании Президента Российской Федерации, в том числе прогнозируемым индексам-дефляторам по основным видам экономической деятельности, динамике цен и тарифов на услуги естественных монополий, индексам потребительских цен и иных факторов, влияющих на доходную и расходную базу проекта бюджета.

2. Оценка обоснованности основных характеристик и особенностей проекта бюджета.

3. Анализ соответствия проекта решения о бюджете общим задачам бюджетной политики на очередной финансовый год и на плановый период, сформулированным в программных документах.

4. Оценка соответствия положений проекта решения о бюджете Бюджетному кодексу, положению о бюджетном процессе в городском округе и иному действующему законодательству.

5. Оценка обоснованности доходных статей проекта бюджета, в том числе:

соответствие изменений в формировании доходных статей проекта бюджета задачам, поставленным в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, а также основным направлениям бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и на плановый период;

обоснованность и достоверность доходов (параметров налоговой базы, уровня собираемости и других) проекта бюджета и выявление потенциальных резервов их увеличения;

анализ текстовых статей проекта решения о бюджете.

6. Оценка обоснованности, рациональности и эффективности расходов проекта бюджета:

обоснованность динамики и структуры общего объема расходов в разрезе разделов и подразделов;

соответствие изменений параметров проекта бюджета предусмотренным приоритетам бюджетной политики;

обоснованность действующих и принимаемых расходных обязательств для достижения поставленных целей и задач;

повышение эффективности бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств по реализации городской адресной инвестиционной программы и муниципальных и ведомственных целевых программ, с учетом их направленности на решение приоритетных задач социально-экономического развития городского округа;

обоснованность текстовых статей, регулирующих особенности использования бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств.

7. Оценка системы взаимоотношений городского бюджета с бюджетами других уровней.

8. Оценка обоснованности формирования источников финансирования дефицита бюджета и динамики муниципального долга в проекте решения о бюджете с учетом:

обоснованности и соответствия основным направлениям долговой политики объемов и структуры муниципальных внутренних заимствований, предусмотренных в проекте бюджета;

обоснованности объемов средств проекта бюджета, предусмотренных на погашение и обслуживание внутреннего муниципального долга по видам долговых обязательств в соответствии с бюджетной классификацией, анализ их соответствия основным направлениям долговой политики;

обоснованности изменений объема и структуры внутреннего муниципального долга;

обоснованности формирования иных источников финансирования дефицита бюджета, включая доходы от приватизации, изменения остатков средств бюджета на счетах.

9. Содержание выводов и предложений:

а) оценка соответствия проекта решения о бюджете:

- социально-экономической политике государства, сформулированной в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетном послании Президента Российской Федерации;

- Бюджетному кодексу и иным нормативным правовым актам действующего законодательства;

б) оценка достоверности основных параметров прогноза социально-экономического развития городского округа и показателей проекта бюджета;

в) оценка обоснованности в проекте решения о бюджете:

- доходов;

- бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение расходных обязательств, в том числе по реализации муниципальных и ведомственных программ и городской адресной инвестиционной программы;

- объема и структуры муниципального внутреннего долга, расходов на погашение и обслуживание муниципального долга, программ муниципальных внутренних заимствований, программ муниципальных гарантий;

г) оценка результативности бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств;

д) предложения КСП по совершенствованию:

- прогнозирования и планирования основных показателей бюджета;

- действующих нормативно-правовых актов;

- бюджетного процесса в городском округе;

- результативности бюджетных расходов.


Возврат к списку