Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ

Подготовка заключения на размещение муниципального заказа городского округа город Воронеж

19.02.2013
Решение Коллегии

протокол от 19.02.2013 № 2

УТВЕРЖДЕНО

Приказ КСП от 19.02.2013 № 3


СТАНДАРТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

ПОДГОТОВКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ

НА РАЗМЕЩЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ


Содержание

1. Общие положения


2. Порядок проведения экспертно - аналитического мероприятия по вопросам размещения муниципального заказа


3. Проверка полноты осуществления полномочий субъектами размещения муниципального заказа


4. Обоснованность и законность выбора способа размещения муниципального заказа


5.Заключение и исполнение контрактов (договоров)

6. Анализ эффективности размещения муниципального заказа


7. Оценка эффективности расходования средств при размещении муниципального заказа
8. Заключение и исполнение контрактов (договоров)

1. Общие положения

1.1. Стандарт Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж «Подготовка заключения на размещение муниципального заказа городского округа город Воронеж» (далее – Стандарт) разработан в соответствии с положениями Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом Общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)), а также международных стандартов для высших органов аудита, разработанных Международной организацией высших органов аудита (ИНТОСАИ).

1.2. Целью Стандарта является организация деятельности Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж (далее Контрольно-счетная палата, КСП) по организации и проведению экспертно-аналитического мероприятия по вопросам размещения муниципального заказа городского округа город Воронеж, определение за­конности, эффективности и рациональности расходования средств бюджета городского округа, выделенных для обеспечения функционирования структурных подразделений администрации городского округа, бюджетных уч­реждений, иных получателей бюджетных средств.

1.3. Задачи Стандарта:

- анализ реализации полномочий органов местного самоуправления городского округа, структурных подразделений администрации городского округа, а также заказчиков в сфере формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа городского округа город Воронеж за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования, установленных законодательством Российской Федерации и Воронежской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа;

- изучение вопросов эффективности расходования средств бюджета городского округа и внебюджетных источников финансирования при размещении муниципального заказа, степени удовлетворения нужд заказчиков, включая уровень достижения планируемых результатов при расходовании бюджетных средств;

- предотвращение неправомерных действий в сфере размещения муниципального заказа;

- оценка системы внутреннего контроля за размещением муниципального заказа, осуществляемого уполномоченным органом администрации городского округа;

- реализация иных полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами городского округа город Воронеж.

2. Порядок проведения экспертно - аналитического мероприятия по вопросам размещения муниципального заказа

2.1. Предметом экспертно-аналитического мероприятия является взаимодействие сторон, участвующих в процессе формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа городского округа город Воронеж за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

2.2. Вопросами, подлежащими изучению при проведении экспертно-аналитического мероприятия, являются:

- деятельность органа, уполномоченного на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с компетенцией (за исключением функции подписания контрактов) согласно нормативным правовым актам, регулирующим размещение заказа в городском округе;

- деятельность муниципальных заказчиков по реализации планов-графиков размещения заказов, осуществления закупок и исполнения контрактов (договоров), заключенных по их итогам;

- результаты деятельности поставщиков, исполнителей, подрядчиков по контрактам (договорам), документы и материалы, сопровождающие процесс их исполнения;

- сведения, содержащиеся в информационных системах об осуществлении закупок, включая результаты, полученные в ходе исполнения контрактов (договоров), заключенных по их итогам.

2.3. Информационной основой для про­ведения мероприятия являются докумен­ты, характеризующие получение и расходование средств про­веряемым объектом, информационные материалы, полученные по запросам КСП, экономическая, правовая и ста­тистическая информация о деятель­ности субъектов размещения муниципального заказа, информационная база данных по номенклатуре товаров, работ, услуг, закупаемых для нужд заказчиков, и база данных, связанных с обеспечением размещения муниципального заказа, заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, размещенные на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», реестры закупок бюджетополучателей, осуществленных без проведения торгов и запроса котировок.

2.4. Проведение мероприятия осуществляется в соответ­ствии с программой, утвержденной в порядке, установленном Регламентом и стандартом Контрольно-счетной палаты «Проведение экспертно-аналитического мероприятия».

3. Проверка полноты осуществления полномочий субъектами размещения муниципального заказа

3.1. Необходимо проверить соблюдение органом, уполномоченным на размещение заказов, следующих функций, в том числе:

- формирования сводного прогноза объемов продукции, закупаемой для нужд заказчиков;

- организации и проведения торгов, в том числе совместных в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- обеспечение взаимодействия с заказчиками по осуществлению расчетов начальных (максимальных) цен контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;

- анализа разработанных заданий заказчиков, конкурсной документации, документации об аукционе (документации об аукционе в электронной форме), извещений о запросе котировок;

- мониторинга за соблюдением исполнения планов-графиков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, сформированных на очередной календарный год и размещенных на официальном сайте для размещения заказов;

- ведение информационных баз данных по номенклатуре товаров, работ, услуг, закупаемых для нужд заказчиков, и баз данных, связанных с обеспечением размещения муниципального заказа;

- соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения муниципальных нужд.

3.2. Необходимо проверить соблюдение заказчиком установленных полномочий, в том числе:

- исполнение обязанности по размещению на официальном сайте планов-графиков размещения заказов и направление их в уполномоченный орган в электронной форме, а также по представлению прогноза объемов продукции, закупаемой для нужд заказчиков за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников финансирования на следующий финансовый год по письменному запросу уполномоченного органа;

- размещение заказов у субъектов малого предпринимательства;

- проведение подготовительной работы для размещения заказа, в том числе подготовка задания с учетом требований к качеству, безопасности, функциональным и техническим характеристикам товара, работ, услуг, формирование и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора);

- участие в работе муниципальных конкурсной (аукционной) и котировочной комиссий, подготовка заключений о соответствии заявок участников размещения заказов требованиям конкурсной документации и документации об аукционе (аукционе в электронной форме);

- самостоятельное размещение заказа без проведения торгов, запроса котировок, путем размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

- ведение реестров самостоятельных закупок, осуществленных в соответствии с действующим законодательством;

- осуществление контроля за исполнением контрактов (договоров), а также применение мер, предусмотренных законодательством и контрактами (договорами), к поставщикам (исполнителям, подрядчикам), не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим свои обязательства;

- регистрация сведений о контрактах (договорах), заключенных по результатам размещения заказов;

- соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих размещение муниципального заказа городского округа город Воронеж.

3.3. В сфере соблюдения бюджетного законодательства при размещение муниципального заказа необходимо проверить:

- эффективность, рациональность и целевое использование бюджетных средств, направленных на исполнение контрактов
(договоров);

- соответствуют ли произведенные расходы утвержденным объемам бюджетных ассигнований и лимитам бюджетных обязательств по соответствующему коду КОСГУ;

- наличие условий, предусмотренных ст. 72 БК РФ, в случае если предметами контракта (договора) для нужд муниципальных заказчиков являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

4. Обоснованность и законность выбора способа размещения муниципального заказа

4.1. В целях максимально полного и эффективного освоения выделенных лимитов заказчиком должны быть приняты меры к размещению муниципального заказа путем проведения торгов (конкурсов, аукционов, в том числе аукционов в электронной форме).

4.2. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия необходимо установить, имелись ли случаи:

- не проведения запроса котировок при размещении заказа для нужд заказчика на сумму, превышающую установленный Центральным банком РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке, но не более предельной суммы, установленной законодательством о размещении заказов, для проведения запросов котировок. Следует учитывать, что заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала на сумму, превышающую предельный размер, установленный федеральным законодательством;

- не проведения торгов (в форме конкурса или аукциона, в том числе аукциона в электронной форме) при размещении заказа на сумму, превышающую предельный размер, установленный законодательством о размещении заказов, для проведения запросов котировок;

- проведения конкурса, в случае если должен проводиться аукцион;

- размещения заказа у единственного поставщика. При установлении подобных случаев размещения заказа целесообразно проверить соблюдение порядка его размещения, предусмотренного для указанного способа;

Также необходимо проверить заключение контрактов (договоров) с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), за исключением случаев, когда осуществляются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.

5. Заключение и исполнение контрактов (договоров)

5.1. Контракты (договоры) для нужд муниципальных заказчиков заключаются на условиях, предусмотренных в документации об открытом аукционе, открытом аукционе в электронной форме, документации об открытом конкурсе, запросе котировок для размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг и заявках (предложениях) участников размещения заказа, с которыми заключаются контракты (договоры).

5.2. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия необходимо проанализировать вопросы:

5.2.1. представлено ли в уполномоченный орган в письменном и электронном виде надлежащим образом оформленное и согласованное задание на размещение заказа путем проведения конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, запроса котировок;

5.2.2. экономического обоснования начальной (максимальной) цены контракта (договора) при размещении заказа;

5.2.3. полноты сформированной документации, включая установление требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работ и иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика;

5.2.4. не допускались ли нарушения действующего законодательства путем установления к участникам размещения заказа требований, противоречащих законодательству о размещении заказов;

5.2.5. соблюдения требований законодательства РФ к форме контракта (договора), описанию его существенных условий, в том числе в части установления требований к цене, ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом (договором);

5.2.6. соблюдения установленных сроков заключения контрактов (договоров);

5.2.7. установления случаев уклонения от заключения контрактов (договоров), причин, им способствующих;

5.2.8. соответствия цены контракта (договора) документации о торгах;

5.2.9. соответствия цены контракта (договора) рыночным условиям, правомерности способа ее определения;

5.2.10. содержание контрактов (договоров): наличие обязательных условий об ответственности поставщика и о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров;

5.3. Проверка исполнения контракта (договора) включает в себя анализ:

- порядка исполнения условий контракта (договора), в том числе на предмет соответствия действий сторон принятым на себя обязательствам и условиям;

- соответствие товара (работы, услуги) условиям контракта (договора), в том числе по уровню его потребительских и/или функциональных свойств, эксплуатационных характеристик;

- случаев изменения условий контракта (договора) в ходе его исполнения, последствий такого изменения, в т.ч. на предмет – не повлекло ли такое изменение ухудшения порядка исполнения контракта (договора) либо иное ущемление прав какой-либо из сторон;

- выявление случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта (договора), их причин;

- проверка дополнительных соглашений к контрактам (договорам), основания их заключения;

- принятия заказчиком в отношении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) оперативных мер для привлечения их к ответственности при неисполнении или ненадлежащем исполнении контрактов (договоров).

6. Анализ эффективности размещения муниципального заказа

6.1. Анализ эффективности закупок для муниципальных нужд, показателей прозрачности, конкурентности и структуры рынка закупок, осуществляется путем обобщения данных по отдельным заказчикам и по каждому сектору, в результате чего выводятся следующие показатели:

- среднегодовой объем закупок;

- средний уровень прозрачности;

- средневзвешенное ценовое отклонение;

- доля открытых конкурсов в структуре закупок;

- доля аукционов в структуре закупок;

- доля запросов котировок в структуре закупок;

- доля закупок у единственного источника в структуре закупок;

- структурные показатели;

- среднее число участников конкурсных торгов.

6.2. Структурные показатели.

Структурные показатели описывают распределение суммарного объема закупок по формам размещения заказа. Ключевыми структурными показателями являются:

- доля заказа, размещенного в форме открытого конкурса, в совокупном объеме закупок;

- доля заказа, размещенного в форме аукциона (включая аукцион в электронной форме), в совокупном объеме размещенного заказа;

- доля заказа, размещенного в форме закрытого конкурса, в совокупном объеме размещенного заказа;

- доля заказа, размещенного в форме запроса котировок, в совокупном объеме размещенного заказа;

- доля заказа, размещенного у единственного источника, в совокупном объеме размещенного заказа.

Эти показатели вычисляются по суммарному объему закупок за рассматриваемый период и по объемам закупок в товарных группах.

6.3. Среднее число участников торгов.

Могут быть учтены следующие показатели участия поставщиков в торгах:

- среднее число поставщиков, подавших заявки на участие в закупках;

- среднее число поставщиков, допущенных к участию в закупках;

- среднее число (удельный вес) процедур, не состоявшихся ввиду отсутствия конкуренции (один участник или ни одного);

- среднее число (удельный вес) отказов участников, признанных победителями, от заключения контракта (договора).

6.4. Показатель ценового отклонения.

Ценовое отклонение определяется как относительная разница между ценой, по которой фактически осуществляется закупка, и рыночно-обоснованным значением цены на товары или услуги по спецификации данной закупки. Этот показатель характеризует эффективность системы закупок участника и определяет потенциал экономии, которая может быть достигнута путем развития конкуренции и устранения негативного влияния нерыночных факторов, включая коррупцию. Информация о рыночных ценах по товарам товарных групп может быть получена путем проведения периодических запросов прайс-листов поставщиков, анализа ценовых предложений на специализированных сайтах в Интернете. Необходимо также учитывать политику поставщиков в отношении предоставления скидок в зависимости от объема заказа.

6.5. Оценка правоприменительной практики заказчика.

Показателем, характеризующим правоприменительную практику заказчика, является количество жалоб, поступивших от поставщиков в территориальное управление ФАС России, по которым были приняты положительные решения.

7. Оценка эффективности расходования средств при размещении муниципального заказа

7.1. Целями оценки эффективности расходования средств при размещении муниципального заказа в ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия являются: содействие сокращению затрат размещения муниципального заказа на поставку товаров (проведение работ, оказание услуг), способствование выполнению полного объема функций и полномочий, предоставленных действующим законодательством органам местного самоуправления и иным участникам процесса организации и размещения заказа.

7.2. Первоначально необходимо определить критерии, по которым будет оцениваться эффективность размещения муниципального заказа на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг). К ним можно отнести:

- оптимальное соотношение цены закупки товара (работы, услуги) и их качества; использование наименьшего объема бюджетных средств в ходе размещения муниципального заказа при условии неукоснительного соблюдения норм действующего законодательства;

- максимальная удовлетворенность заказчика товарами (работами, услугами), поставленными (выполненными, оказанными) поставщиками;

- выработка условий при размещении заказа, способствующих эффективной организации и проведению процедур размещения заказа;

- формирование конкурентной среды при размещении муниципального заказа;

- следование принципам окупаемости и экономичности процесса организации и проведения процедур размещения заказа;

- прогнозирование критических моментов, которые могут возникнуть при исполнении контрактов (договоров);

- четкое исполнение условий контрактов (договоров), организация контроля за их исполнением, принятые меры к поставщикам, нарушившим обязательства контрактов (договоров), либо уклонившимся от их заключения (включая направление информации в уполномоченный орган для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, расторжение контракта (договора) для муниципальных нужд в судебном порядке).

8. Оформление результатов экспертно-аналитического мероприятия

8.1. Результаты экспертно-аналитического мероприятия оформляются в виде заключения в соответствии с порядком, установленным Регламентом КСП и стандартом «Проведение экспертно-аналитического мероприятия».

8.2. Коллегия КСП рассматривает заключение об итогах проведенного мероприятие и принимает решение в соответствии с порядком, предусмотренным Регламентом и положением о Коллегии.


Возврат к списку