Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Счет на калории: бюджетные миллионы утекают в трубу

Счет на калории: бюджетные миллионы утекают в трубу

17.07.2007

Городской бюджет переплатил поставщикам тепла около 280 миллионов рублей за год - к такому выводу пришли аудиторы Контрольно-счетной палаты Воронежа. Как выяснилось, в "раздувание" межтарифной разницы свою лепту внесли не только сами поставщики, но и районные дирекции единого заказчика, призванные вести счет каждой бюджетной копейки.

Последняя проверка наглядно продемонстрировала, что прозрачности в экономике ЖКХ не прибавилось - здесь по-прежнему темный лес. И что самое парадоксальное: переплачивает население за коммунальные услуги (по сравнению с экономически обоснованной их стоимостью) или не доплачивает, городская казна всегда остается внакладе. Это хорошо видно на примере двух самых крупных теплоснабжающих предприятий города, обоснованность счетов которых, предъявленных к уплате бюджету и населению в прошлом году, проверила КСП.

В Воронеже работает 63 предприятия, занимающихся теплоснабжением, и у каждого - свой экономически обоснованный тариф. Разница между минимальным и максимальным - трехкратная. Видимо, для удобства расчетов с поставщиками был, согласно утвержденной методике, введен так называемый средневзвешенный тариф - около 585 рублей за гигакалорию. И этот тариф, к примеру, на сто рублей больше, чем у топливной генерирующей компании (ТГК-4). В идеале взаиморасчет должен выглядеть так: компания предъявляет к оплате счет за поставленные гигакалории - причем по "своей" цене, утвержденной региональным управлением по регулированию тарифов. Часть образовавшейся суммы (около 80 процентов) должно платить население, остальное - в виде межтарифной разницы - бюджет. На деле же все происходит несколько иначе: владельцы квартир, которым ТГК поставляет тепло, платят компании не по реальному, а по среднему тарифу, то есть в общей сложности на 96 миллионов рублей больше. Мало того: райдезы за те же самые гигакалории начисляют сумму для покрытия выпадающих доходов - опять же, по среднему тарифу. Итого межтарифная разница (с учетом лишних, то есть недопоставленных калорий) оказалась, по подсчетам ревизоров, завышена на 169 миллионов рублей.

Аналогичная ситуация с другим поставщиком - "Новогор-Воронеж". С тем лишь отличием, что стоимость его гигакалории, наоборот, значительно выше средневзвешенного тарифа. В этом случае население недоплатило около 23-х миллионов рублей - разницу как раз и должен был заплатить бюджет. Однако в итоге райдезы предъявили к уплате сумму в 4,5 раза большую - 101 миллион рублей. Почувствуйте, что называется, межтарифную разницу !

Отчего же возникают такие разночтения? Причина, по мнению специалистов, кроется в отсутствии контроля со стороны департамента развития городского хозяйства за формированием "отопительных" нормативов и за обоснованностью оплаты, предъявляемой поставщиками и райдезами. К тому же "манипулировать" усредненными показателями - все равно, что грести всех под одну гребенку. Необходимо, напротив, вести строгий учет по каждой теплоснабжающей организации и по каждому дому. К примеру, сотрудники КСП, проводившие проверку, рассчитывали теплопотребление и стоимость предоставленных услуг по каждому из 4200 муниципальных домов. Неужели комитет ЖКХ и райдезы со всем своим огромным штатом не в состоянии сделать то же самое?..

Как отмечено в акте проверки контрольно-счетной палаты, недостоверность воронежской коммунальной "арифметики" во многом обусловлена несовершенством нормативно-правовой базы. Нет, в частности, документов, регламентирующих механизм взаимодействия между всеми участниками коммунального "процесса". Только один пример: температура в квартире должна быть как минимум 18 градусов, а на деле - нет и 15-ти, и вот замерзающий гражданин вызывает работников ДЭЗов. Последние фиксируют низкую температуру, составляют акт, после чего потребителю корректируют платеж. Далее следует самое интересное: сумма, которой поставщик, по-хорошему, должен бы поплатиться за некачественно оказанную услугу, все равно у него "в кармане". Заплатят ее, конечно, из бюджета. В 2005-2006 эта сомнительная статья расходов составила около 50 миллионов рублей.

Отдельная интригующая тема - экономика ТСЖ и УЖСК, которыми "охвачены" около 20 процентов жилого фонда Воронежа, - они также предъявляют городу счета для оплаты межтарифной разницы. Однако и здесь о прозрачности говорить не приходится. Вот задачка со множеством неизвестных: поставщик предъявляет к оплате, условно говоря, 1000 гигакалорий, в ТСЖ населению плату начисляют за 400, а в райдезах, не особо разбираясь, оставшиеся неоплаченные гигакалории "списывают" в межтарифную разницу. Вопрос: каково происхождение этих 600 гигакалорий? Точного ответа не знает никто. Здесь может быть завышение объема поставленных услуг со стороны предприятий ЖКХ или, к примеру, счет за непроданные и потому пустующие квартиры (за них по закону должен платить застройщик), или за помещения на первом этаже, сданные в аренду коммерческим организациям. Ввиду того, что никакой инвентаризации этих "нежилых" квадратных метров не проводилось, крайним в данной ситуации снова оказывается бюджет, фактически расплачивающийся за всех и вся.

P.S. В мэрии Воронежа пока отказываются комментировать результаты проверки контрольно-счетной палаты, ссылаясь на то, что готовится акт разногласия к проверке, который будут представлен на ближайшем после каникул заседании городской Думы.

По материалам Российской газеты