Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Контрольно-счетная палата завершила проверку законности и результативности использования средств, выделенных МКП Муниципальная транспортная компания «Воронежпассажиртранс»

Контрольно-счетная палата завершила проверку законности и результативности использования средств, выделенных МКП Муниципальная транспортная компания «Воронежпассажиртранс»

18.08.2014

Контрольно-счетная палата городского округа город Воронеж завершила проверку законности и результативности использования средств, выделенных муниципальному казенному предприятию городского округа город Воронеж Муниципальная транспортная компания «Воронежпассажиртранс».

Осуществление перевозок пассажиров предприятием на городских маршрутах выполнялось на основании муниципального заказа на перевозку пассажиров электротранспортом и договора на выполнение транспортной работы автотранспортом, заключенного с управлением транспорта администрации городского округа.

МКП МТК «Воронежпассажиртранс» в 2013 году осуществляло обслуживание 5–ти троллейбусных, 12 автобусных маршрутов и 3 сезонных автобусных маршрутов. В 2014 году количество троллейбусных маршрутов не изменилось, автобусных сократилось до 11-ти, сезонных автобусных – до 2-х.

Выполнение плана муниципального заказа электротранспортом и договора на обслуживание городских маршрутов автотранспортом составило за 2013 год 90,3% и 93% соответственно, при среднем количестве выхода на линию троллейбусов – 44 ед., автобусов – 82 ед.

Данные об использовании автотранспорта показывают, что в 2013 году муниципальные автобусы лишь 45% рабочего времени работают на линии, остальное время составляют простои по различным причинам.

Возрастная структура парка муниципальных автобусов по состоянию на 01.01.2014: до 5-ти лет – 54 ед., от 5-ти до 7-ми лет – 43 ед., старше 7-ми лет – 21 ед.

В 2013 году среднедневная выручка от перевозки пассажиров единицей электротранспорта сложилась в сумме 4 534 руб., муниципальным автобусом – 4 357 руб. Приведенные цифры свидетельствуют о невыполнении плана и явных "перекосах" в части автобусных перевозок.

Помимо использования муниципальных автобусов, с частными владельцами заключены договоры безвозмездного пользования, по которым предприятию передаются во временное пользование автобусы для осуществления пассажирских перевозок. На момент проверки действует 70 договоров на привлечение 70 единиц транспорта.

Приказами руководителя МКП для каждого владельца привлеченного автобуса установлена ежемесячная оплата от 2,5 до 14,5 тыс. руб. за единицу техники, в зависимости от маршрута. Фактически МКП, взимая с владельцев эти суммы, допускает их на маршрут минуя конкурс, тогда как в соответствии с п. 4.1 ч. 4 «Положения об организации транспортного обслуживания...» допуск перевозчиков на маршрут осуществляется только на основании открытого конкурса.

Важно и то, что никаких правовых оснований для внесения платежей ни владельцами, ни водителями автобусов, на предприятии нет, учет расчетов с каждым физлицом отсутствует, нарушен приказ Минфина России № 94н «Об утверждении плана счетов…», определить доходы и суммы задолженности в разрезе контрагента невозможно.

Фактически договоры безвозмездного пользования являются договорами на услугу, цель которой – возмездное предоставление хозяйствующим субъектам права осуществлять деятельность по перевозке пассажиров на маршрутах, закрепленных за МКП. Иначе говоря, в соответствии со ст. 170 ГК РФ "...указанные договоры являются притворной сделкой, т.е. сделкой, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях".

Действия по использованию привлеченных автобусов и по оплате труда водителей, работающих на них, представляют собой схему для уклонения физических лиц – владельцев транспорта – от уплаты налогов.

Кроме того, если водители, работающие на муниципальных автобусах, как уже отмечено, сдают «план» в среднем – 4 357 руб. в день, то водители, работающие на привлеченном транспорте, несут выручку владельцу, а в кассу предприятия вносят денежные средства в размере причитающейся им оплаты труда – лишь 6 285 руб. в месяц. Вместе с тем, платежи во внебюджетные фонды предприятие платит за всех сотрудников, включая водителей привлеченного транспорта, (за 2013– 1 квартал 2014 года данные затраты составили не менее 3 млн. руб.).

При этом, собственный транспорт принес убытки в сумме 92 384 тыс.руб., а привлеченный – прибыль 397 тыс.руб.

Средняя заработная плата водителей автобусов за 2013 год составила 9 998 руб., что лишь на 3 463 руб. превышает установленный прожиточный минимум для трудоспособного населения (6 535 руб.). При этом, средняя заработная плата водителей троллейбусов в 2,2 раза превышает среднюю заработную плату водителей автобусов – 22 284 руб. Труд же ремонтных и вспомогательных рабочих оценивался на уровне 18 401 руб. и 16 033 руб., соответственно. Данный факт ставит под сомнение величину реальной доходности пассажирских перевозок, и, в конечном итоге, ведет к занижению налогооблагаемой базы предприятия.

В ходе контрольного мероприятия отмечены нарушения в части использования муниципального имущества. В фактическом пользовании предприятия находятся 4 земельных участка, однако до настоящего времени земельные участки не оформлены надлежащим образом.

Кроме того, муниципальные нежилые помещения, переданные в бессрочное пользование, используются предприятием в нарушение положения «О порядке предоставления в аренду муниципального имущества городского округа город Воронеж» – без проведения конкурса и без согласия собственника муниципального имущества. В 2013 году только 4 договора аренды заключены на конкурсной основе, а 63 «арендатора» занимают муниципальные помещения, не имея на то юридических оснований.

На проведение работ с участием подрядных организаций предприятие заключало договоры с фирмами, установить местонахождение которых не представляется возможным, а некоторые организации соответствуют признакам фирм–однодневок.

При расчетах с шестью подрядчиками по неустановленным причинам не выделена сумма НДС и оплачена самим предприятием, что привело к завышению затрат почти на 300 тыс. руб. и увеличению убытков предприятия.

Также было отмечено, что взаимоотношения предприятия с ООО «Торг–Центр» обладает признаками согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию, запрещенных Федеральным законом от 26.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». За период 2011 – 2013 года ООО "Торг-Центр" поставлено МКП продукции на общую сумму 7 984,4 тыс. руб. разнообразного вида: запасные части, опоры стальные, бытовая химия, электротовары, бытовая техника, хозяйственный инвентарь, мебель, строительные материалы, посуда, кондитерские изделия, смазочные материалы. Директором ООО «Торг-Центр» является Волченков Ю.А., одновременно он же зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме того, ООО «Торг-Центр» и ИП Волченков Ю.А являются арендаторами 46% площади нежилых помещений, предоставляемой предприятием в аренду. Также, у Волченкова Ю.А. были приобретены автомобиль ГАЗ 33104 и прицеп, которые использовались ООО «Торг-Центр» для осуществления свой деятельности по договору на оказание транспортных услуг, заключенного с предприятиям. С учетом изложенного очевидны интересы хозяйствующих субъектов, выгода от подобных согласованных действий, на основании которых можно предположить наличие признаков объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 201 Уголовного кодекса Российской Федерации «Злоупотребление полномочиями». И это не полный перечень нарушений, выявленных в ходе проверки.

Несмотря на выделение из бюджета городского округа субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров электротранспортом, по результатам финансово-хозяйственной деятельности МКП МТК «Воронежпассажиртранс» в 2013 году и 1 квартале 2014 года получен убыток в сумме 69 639 тыс. руб. и 22 420 тыс. руб., соответственно.

Необходимо отметить, что в соответствии с положениями ст. 115 Гражданского кодекса РФ, ст. 7 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» муниципальное образование несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. Материалы проверки готовятся для передачи в правоохранительные органы.