Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Завершена проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Комбинат специализированного обслуживания»

Завершена проверка финансово-хозяйственной деятельности МУП «Комбинат специализированного обслуживания»

22.08.2014

Контрольно-счетная палата Воронежа завершила проверку финансово-хозяйственной деятельности МУП «Комбинат специализированного обслуживания» за 2013 год и текущий период 2014 года.

Согласно п. 23 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и п. 23 ст. 14 Устава городского округа к вопросам местного значения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» возлагает функции по погребению граждан на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. При этом порядок создания и деятельности данных служб не определен.

В городском округе функции специализированной службы по вопросам похоронного дела возложены на МУП «Комбинат специализированного обслуживания».

Порядок организации похоронного дела в городском округе (постановление администрации города Воронежа от 07.05.2002 № 750) определяет, что предоставление гражданам ритуальных услуг по организации похорон осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела, а место захоронения регулирует администрация кладбища, которая заполняет журнал произведенных захоронений.

При этом в городском округе не определена организация, осуществляющая функции администрации кладбищ.

На МУП «Спецкомбинат», как специализированную службу по вопросам похоронного дела, возложено осуществление учета и контроля за соблюдением порядка захоронений в городском округе. При этом в соответствии с Уставом МУП является коммерческой организацией и оказывает все виды ритуальных услуг, благоустройство и текущее содержание кладбищ, автотранспортные услуги и т.п.

Правила благоустройства территорий города (решение Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II) не соответствуют действующему законодательству и требуют корректировки в части наделения МУП «Спецкомбинат», как специализированной службы, полномочиями по содержанию городских кладбищ, поскольку в соответствии с федеральным законодательством о закупках содержание кладбищ - это услуга, выставляемая на торги (за счет средств городского бюджета).

Частью 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов.

Следовательно, статус специализированной службы, созданной с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также наделением его функциями органа местного самоуправления (предоставление участков земли для погребения, содержание и эксплуатация общественных городских кладбищ, регистрация захоронений и т.д.).

Оказание гарантированного перечня услуг населению по погребению умерших не включено в Перечень муниципальных услуг и не регламентировано в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Правилами работы муниципальных кладбищ и порядком их содержания (постановление администрации от 07.05.2002 № 750) определены размеры участков, отводимых под захоронения. При этом, размеры ограждений и параметры надмогильных сооружений не установлены, что влечет за собой нерегулируемую установку надгробий и оград, достигающих многометровой высоты, ограничивающих доступ граждан к могилам своих близких.

В городском округе отсутствует утвержденное положение о порядке инвентаризации захоронений на территории муниципальных кладбищ.

В нарушение ст. 25 Федерального закона от 25.10.2001 № 136-ФЗ «Земельный кодекс РФ» на земельные участки (порядка 180 га), выделенные для размещения 7-ми кладбищ, право муниципальной собственности не зарегистрировано («Лесное», «Коминтерновское», «Левобережное», «Полыновское», «Никольское», «Березовское», «Буденовское»).

В нарушение п. 5 ст.16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ размер земельного участка «Юго-Западного» кладбища составляет 96,7 га и превышает в 2,4 раза установленные нормы (не более 40 га).

Фактическая площадь земельного участка «Боровского» кладбища превышает кадастровую площадь земельного участка в 2,3 раза.

Постановлением главы города от 16.06.2011 № 565 утверждены тарифы на дополнительные ритуальные услуги, которые на сегодняшний день экономически не обоснованы и требуют пересмотра.

В нарушение ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и п. 21 Порядка установления цен и тарифов (решение ВГД от 29.12.2004 № 96-I) директором Предприятия в 2013-2014 годах самостоятельно утверждены: прейскурант с повышенными (на 60%-70%) ценами на ритуальные услуги (в выходные и праздничные дни) и цены на VIP-захоронения.

В нарушение Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» информация для потребителей услуг об утвержденном социальном пособии, а также услугах (в том числе дополнительных) и их тарифах в административных помещениях, а также на официальном сайте МУП отсутствует.

С 2012 года Предприятие осуществляет транспортировку тел умерших в морг ВО Бюро судебно-медицинской экспертизы. При этом Федеральными законами № 131-ФЗ и № 8-ФЗ указанные полномочия за органами местного самоуправления не закреплены, к организации ритуальных услуг, а также к содержанию кладбищ не относятся. Согласно действующему законодательству доставку трупов на судебную экспертизу в экспертное учреждение должны осуществлять организация (лицо), назначившее экспертизу.

На сегодняшний день Устав Предприятия требует внесения изменений в перечень выполняемых видов деятельности.

В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ и п. 3.5. договора о передаче муниципального имущества, МУП «Спецкомбинат» не зарегистрировано право хозяйственного ведения на отдельные здания, помещения и сооружения.

В нарушение ст. 113 Гражданского кодекса РФ на балансе Предприятия числится здание, выведенное из его хозяйственного ведения и сдаваемое в аренду Управлением имущественных и земельных отношений. При этом в нарушение договора арендатором не заключен договор с МУП «Спецкомбинат» на возмещение коммунальных услуг и затрат по содержанию здания (расходы Предприятия составили более 200 тыс. руб.).

В противоречие постановлению администрации города от 12.03.2012 № 198 показатели финансово-хозяйственной деятельности Предприятия на 2014 год запланированы ниже достигнутых в 2013 году.

В проверяемом периоде МУП являлось посредником и заключало договоры с заказчиками на предоставление услуг, которые фактически оказывались аффилированными организациями, арендующими помещения у Предприятия. Такие договоры представляют собой согласованные действия хозяйствующих субъектов, при которых специализированная служба (МУП) – монополист, привлекает для оказания услуг подрядчиков, а не выполняет их самостоятельно. В данной ситуации наблюдается ограничение доступа на рынок других хозяйствующих субъектов, а также увеличение стоимости услуг на сумму агентского вознаграждения, что противоречит Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Результаты проверки направлены главе городского округа, в адрес заместителя главы городского округа по стратегическому планированию, экономике и финансам и директора МУП «Комбинат специализированного обслуживания» направлены представления об устранении нарушений.