Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Информация по результатам проверки деятельности управления муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж по исполнению бюджета за 2008 год

Информация по результатам проверки деятельности управления муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж по исполнению бюджета за 2008 год

28.04.2009

В ходе проведения контрольного мероприятия установлено:

1. Осуществление функций администратора доходов
Решением Воронежской городской Думы от 26.03.2008 № 61-II «О бюджете городского округа город Воронеж на 2008 год» управление муниципальной собственности (далее УМС, управление) включено в перечень главных администраторов доходов бюджета городского округа город Воронеж на 2008 год (по кодам бюджетной классификации и видам доходов 914 111 05034 04 0000 120, 914 114 02033 04 0000 410, 914 111 01040 04 0000 120).
Порядок осуществления органами местного самоуправления полномочий главных администраторов доходов бюджета установлен постановлением главы городского округа город Воронеж от 26.12.2007 № 1843 (вступил в силу с 01.01.2008).

В ходе проверки исполнения управлением функций администратора доходов установлено следующее:
В связи с отсутствием у УМС в 2008 году статуса юридического лица соглашение по информационному взаимодействию заключено между администрацией городского округа и Управлением Федерального казначейства по Воронежской области от 15.05.2007. Договор об обмене электронными документами (установка программного обеспечения СЭД) от 15.05.2007№ 129.

В нарушение п. 15 Постановления главы городского округа № 1843 ежеквартальная сверка отчетных данных по администрируемым доходам с УФК по Воронежской области управлением не производилась, информация в ФКУ городского округа не предоставлялась.
Локальные акты управления (Положения об отделах) не приведены в соответствие действующим нормативным актам, в части выполнения функций администратора доходов бюджета городского округа, в том числе:
 отдел аренды – функции администрирования доходов бюджета городского округа закреплены без указания вида доходов и кода бюджетной классификации;
 отдел приватизации и управления акциями – функция администрирования доходов не отражена;
 сектор программного обеспечения и архива – функция администрирования поступления платежей из УФК по Воронежской области не закреплена, однако, должностная инструкция главного специалиста данного сектора предусматривает выполнение указанных обязанностей.

Приказом председателя комитета по управлению имуществом (далее КУИ) № 706 от 21.06.2007 определен порядок действий администратора автоматизированного рабочего места системы электронного документооборота (СЭД) и ответственных сотрудников отделов, выполняющих функции администрирования неналоговых доходов.

Следует отметить, что данный приказ издан во исполнение Постановления главы городского округа от 14.05.2007 № 632 «Об администрировании доходов бюджета городского округа г. Воронеж», которое с 01.01.2008 утратило свою силу в связи с выходом Постановления главы городского округа от 26.12.2007 № 1843.

Единая база данных реестра муниципального имущества, обременений, совершенных сделок и иных сведений по направлениям деятельности в управлении отсутствует, что значительно затрудняет своевременное, полное и качественное выполнение УМС полномочий администратора доходов бюджета городского округа. В конце 2005 года администрацией городского округа был закуплен геоинформационный программный комплекс, предназначенный для единого учета муниципального имущества и сделок с ним, общей стоимостью 950 тыс. руб. Своевременное внедрение программного продукта в эксплуатацию управлением не произведено. В 2008 году на основании протокола конкурсной комиссии от 26.02.2008 № 14-1 заключен муниципальный контракт на внедрение программного продукта от 18.03.2008 № 4-инф с единственным участником торгов (ООО НВЦ «Интехком») был, цена контракта – 3 500 тыс. руб.

В ходе проверки управлением представлены копии актов выполненных работ от 31.07.2008 № 1 и № 2 о выполнении подрядчиком первых двух этапов. Стоимость работ составила 1 222 тыс. руб., в том числе: по первому этапу – 1 185 тыс. руб., по второму – 37 тыс. руб. Денежные средства перечислены подрядчику в полном объеме. Однако сроки выполнения данных этапов ООО НВЦ «Интехком» соблюдены не были.

Условиями контракта предусмотрено, что в случае ненадлежащего исполнения условий контракта с подрядчика взыскивается неустойка в размере 0,5% стоимости контракта (17,5 тыс. руб.) в день до момента фактического устранения нарушений подрядчиком условий контракта.

При выполнении последующих этапов подрядчиком были допущены существенные упущения, в связи с чем, последующая оплата выполненных работ управлением не производилась, внедрение программного обеспечения приостановлено.
Однако никаких мер к подрядчику по взысканию, либо зачету предусмотренной контрактом неустойки не принималось, а выполненные работы были оплачены в полном объеме.
Таким образом, бюджетные средства в сумме 1 222 тыс. руб. израсходованы неэффективно, программное обеспечение на момент проверки не внедрено, кроме того, упущенная выгода бюджета в связи с не взиманием неустойки за несоблюдение первого и второго этапа календарного плана выполнения работ составила 1 330 тыс. руб.

Изложенное свидетельствует о том, что полномочия администратора доходов по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления платежей управлением в 2008 году надлежащим образом не реализовывались.

2. Аренда нежилых помещений
План по доходам от сдачи в аренду муниципального имущества утвержден решением городской Думы от 26.03.2008 № 61-II в размере 386 778 тыс. руб. С учетом корректировок к концу года доходы были уменьшены и составили 356 778 тыс. руб.
По данным УМС доходы в 2008 году составили 361 054 тыс. руб. (101% плана), 110% к уровню доходов 2007 года.

Заключение договоров аренды в 2008 году
Согласно реестру договоров аренды на 01.01.2009 сданы в аренду 1 072 объекта муниципальной собственности общей площадью 180 145,5 кв. м, в том числе: наземной – 143 897 кв. м, подвальной – 36 252 кв. м. Зарегистрировано право муниципальной собственности на 683 объекта (64%).
Исходя из доходов, полученных от сдачи в аренду нежилых помещений в 2008 году (361 054 тыс. руб.) и общей площади сданных помещений (180 145,5 кв. м), арендная ставка за 1 кв. м в год в среднем составила 2 тыс. руб. (167 руб. за 1 кв. м ежемесячно).
По данным сайта www.advecs.vrn.ru стоимость 1 кв. м нежилого помещения в Воронеже составляет от 300 до 1 500 руб. в месяц (с учетом подвальных помещений).

В реестре муниципального имущества на момент проверки числилось 2 090 свободных нежилых помещений, общей площадью 292 448,6 кв. м.
По разъяснениям УМС часть помещений расположена в подвалах и находится в технически неудовлетворительном состоянии; часть – не подлежит сдаче в аренду, поскольку в них размещены ЦТП, котельные, КНС, электрощитовые, колясочные, элеваторные, тепловые узлы, лифтерные и т.п. помещения, относящиеся к общедомовому имуществу, часть – арестована судебными приставами. Кроме того, нежилые помещения фактически используются структурными подразделениями администрации городского округа, муниципальными предприятиями и учреждениями, опорными пунктами милиции, при этом договорные отношения не оформлены, изменения в реестр не внесены.

Таким образом, полнота и достоверность информации при ведении реестра управлением не обеспечена.
Документальные обоснования к разъяснениям не представлены. На данный момент управлением проводится инвентаризация муниципального имущества, по результатам которой будут внесены изменения в реестр.

В нарушение п. 1.10 приложения к постановлению городской Думы от 27.06.2001 № 64-I «О сдаче в аренду нежилых помещений» список свободных помещений, подлежащих сдаче в аренду, сформированный управлением и опубликованный в газете «Берег» от 15.01.2009 содержит лишь 12% от общего количества свободных помещений (260 объектов).
Кроме того, из 99 объектов, договоры аренды по которым расторгнуты в 2008 году, не включены в реестр свободных помещений от 15.01.2009 – 60 объектов (61%) общей площадью 8 131,6 кв. м.

На 01.01.2009 действовал 971 договор, из них: зарегистрированы в установленном порядке 396 договоров, заключены на срок не более года 154 договора. Не зарегистрирован в установленном порядке 171 договор. В соответствии с ч. 2 ст. 651 ГК РФ договор аренды считается заключенным с момента регистрации, в противном случае договор считается незаключенным и не влечет за собой никаких юридических последствий.
Следует отметить, что согласно акту КСП от 20.02.2006 действовало 1 386 договоров аренды, общая площадь сдаваемых в аренду помещений – 257 287,1 кв. м. Таким образом, количество договоров аренды сократилось в 1,5 раза, площадь уменьшилась на 43%.

Решением городской Думы от 10.07.2008 № 220-II «Об арендной плате за нежилые помещения и основные средства, находящиеся в муниципальной собственности городского округа город Воронеж» с 01.09.2008 базовая годовая ставка арендной платы увеличена с 1 254 до 1 432 рублей за 1 кв.м.
Необходимо отметить, что ставки арендной платы в 2008 году проиндексированы не своевременно – не с 1 июля, а с 1 сентября, что привело к упущенной выгоде бюджета в текущем году в размере 2,3% годового объема, или 7 700 тыс. руб., и также отразится на последующих периодах.

На момент проверки из 971 действующих договоров не подписаны дополнительные соглашения к 15 договорам. Не зарегистрировано в установленном порядке 673 дополнительных соглашений (70%).
В акте КСП от 22.08.2007 указывалось на необходимость корректировки типового договора аренды в целях указания в нем не конкретного размера арендной платы, а порядка ее расчета исходя из базовой ставки, утверждаемой представительным органом на текущий год, и поправочных коэффициентов, а также обязанности арендатора самостоятельно рассчитывать и уплачивать арендную плату. В этом случае утверждение нового размера базовой ставки не будет являться изменением условий договора, и соответственно, требовать заключения письменного соглашения и его регистрации.
Однако данная работа управлением не проведена, изменение размера арендной платы производится путем составления проекта дополнительного соглашения об изменении условий договора и направления его арендатору для подписания.
В результате часть дополнительных соглашений арендаторами не подписана, кроме того, начисление арендной платы производится независимо от государственной регистрации дополнительных соглашения, размер задолженности, реальной ко взысканию в судебном порядке, будет значительно меньше.

Типовая форма договора аренды нежилых помещений, утвержденная распоряжением администрации города Воронежа от 20.11.2000 № 893-р, предусматривает уведомительный порядок изменения ставок арендной платы, изменения вступают в силу с момента получения арендатором уведомления (п. 3.4).
В нарушение условий договора арендная плата по договору от 11.02.2003 № 6-830-03 с ООО «Гостиничный комплекс «Россия» начисляется управлением по базовым ставкам 2005 года, согласно дополнительному соглашению от 05.04.2005, зарегистрированному в ГУЮ, в размере 386,9 тыс. руб. (109 руб. за 1 кв. м). Дополнительные соглашения об изменении ставок арендной платы в 2006 – 2008 годах, направленные управлением в адрес ООО «Гостиничный комплекс «Россия», организацией не подписаны. В результате ущерб бюджета в 2006 – 2008 годах составил 3 802,5 тыс. руб., в том числе в 2008 году – 1 792,8 тыс. руб. При этом в дополнительном соглашении 2008 года арендная ставка не была изменена.

Арендная плата по договору не вносилась в течение трех лет, задолженность на 01.01.2009 составляла 12 672,6 тыс. руб.
В нарушение п. 3.2. типовой формы договора аренды, согласно которой по истечении установленных сроков уплаты арендной платы невнесенная сумма считается недоимкой городского бюджета и взыскивается с начислением пени по 0,3 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки, пеня по договору от 11.02.2003 № 6-830-03 управлением не начислялась и по состоянию на 01.01.2009 составила более 9 000 тыс. руб. (с учетом увеличения ставок), что составило упущенную выгоду бюджета.
Арбитражным судом по Воронежской области от 27.11.2008 принято решение по делу № А14-3883-2007-173/13 о взыскании задолженности в размере 11 598,4 тыс. руб., иск о расторжении договора оставлен без рассмотрения.

В 2008 году был продлен срок действия 13 договоров аренды из 77 договоров, срок действия которых истекал.
В нарушение ч. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:
 продлен срок действия 4 договоров аренды, заключенных до 01.08.2008, на срок позже 01.07.2010 без проведения торгов;
 пролонгированы на неопределенный срок, с учетом договоров со сроком действия по 2007 год и ранее, 363 договора или 37% от общего числа договоров аренды.

Следует отметить, что по 44 договорам, срок действия которых истек в 2008 году, числится задолженность свыше 2-х месяцев в размере 9 256,2 тыс. руб., по 259 договорам начислена и не оплачена пеня в размере 5 539, тыс. руб.
Согласно п. 9.1. постановления городской Думы от 27.06.2001 № 64-I при возобновлении договоров аренды объектов муниципального нежилого фонда по окончании срока их действия, оформление осуществляется приказом управления муниципальной собственности по согласованию с комиссией (п. 1.7.) при условии письменного уведомления Администрации не позднее 2 месяцев до окончания срока действия договора о согласии его продления и подтверждения УМС добросовестного исполнения арендатором условий предыдущего договора.
Работа по расторжению пролонгированных на неопределенный срок договоров или перезаключению на срок до 01.07.2010 управлением не проводится.

По данным УМС в 2008 году вновь заключено 76 договоров аренды, из них зарегистрировано в установленном порядке 18.
Порядок сдачи объектов муниципальной собственности в аренду, установленный постановлением Воронежской городской Думы от 27.06.2001 № 64-I «О сдаче в аренду нежилых помещений», противоречит гл. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», согласно которой заключение договоров аренды с 01.07.2008 может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов., в том числе:
 п. 1.7 приложения к постановлению, согласно которому решение о форме сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда принимается комиссией;
 п. 3.2 Положения о комиссии в части сдачи в аренду объектов муниципальной собственности конкретному заявителю.
Таким образом, в нарушение гл. 4 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в период с 02.07.2008 по 31.12.2008 – 26 договоров аренды заключено по заявлениям субъектов малого и среднего бизнеса на основании решений комиссии без проведения конкурсов. Кроме того, управлением выданы разрешения на заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями без проведения конкурсов, о чем издано 32 приказа.

В 2008 году лишь 3 договора из общего числа заключены по результатам аукциона по продаже права на заключение договоров аренды. Объекты, для продажи на аукционе права на заключение договоров аренды, определены решением комиссии по определению формы сдачи в аренду объектов муниципального нежилого фонда от 18.08.2008 № 146, оценка рыночной стоимости арендной платы 10 объектов произведена ООО «Центр правовой поддержки бизнеса» г. Липецк отчеты от 22.10.2008.
Аукцион по продаже права на заключение договора аренды проведен 23.12.2008, выставлено на торги 8 объектов, 2 объекта из числа прошедших оценку были арестованы судебными приставами.
Следует отметить, что 5 объектов из числа прошедших оценку, но не проданных на аукционе 23.12.2008, повторно не выставлялись, Учитывая положения «Федерального стандарта оценки» (ФСО № 1), утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 256, стоимость объекта указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки прошло не более 6 месяцев.
Срок окончания действия отчета по оставшимся 5 объектам 22.04.2008. Цена оценки данных объектов составила 11 тыс. руб. (по 2,2 за каждый), что составило неэффективное расходование средств бюджета.

В 2008 году службой судебных приставов арестовано 38 муниципальных нежилых помещений общей площадью 7 445,8 кв. м, в том числе: наземная – 2 550,6 кв. м, подвальная – 4 895,2 кв. м. Продано на торгах 14 помещений общей площадью 1 589,2 кв. м на общую сумму 14 332,7 тыс. руб., стоимость продажи составила 9 тыс. руб. за 1 кв. м. Как отмечено ниже, по результатам проведения аукционов средняя стоимость продажи 1 кв.м. в 2008 году составила 40,1 тыс. руб., таким образом, упущенная выгода бюджета составила 49 394,2 тыс. руб.

По данным реестра договоров аренды расторгнуто в 2008 году 99 договоров, при этом по 65 расторгнутым договорам числилась задолженность в размере 8 158,5 тыс. руб. тыс. руб., из них:
 возбуждено исполнительное производство по 28 договорам сумма к взысканию – 3 870,5 тыс. руб.;
 ведутся судебные разбирательства по 5 договорам сумма задолженности 1 064,2 тыс. руб.;
 готовятся к судебной работе 3 договора задолженность – 859,6 тыс. руб.
 переданы в хозяйственное ведение нежилые помещения, ранее сдаваемые в аренду, задолженность по 6 договорам аренды – 433 тыс. руб.;
 задолженность по 12 договорам менее 2-х месяцев – 34,8 тыс. руб.;
 невозможно проведение судебной работы по 11 договорам задолженность –1 896,4 тыс. руб. (в том числе 9 помещений, арендуемых ООО РЭП находящихся в конкурсной массе МУ РЭПов 1 282,9 тыс. руб.)

Таким образом, упущенная выгода бюджета в связи с неэффективной работой управления по взысканию задолженности составила 1 896,4 тыс. руб.

Расчет размера арендной платы
Размер арендной платы при заключении договоров определялся расчетным путем согласно Методике, утвержденной постановлением городской Думы от 26.02.2004 № 18-I «Об арендной плате за нежилые помещения, находящиеся в собственности города» (далее Методика). При проведении торгов начальная цена арендной платы за нежилые помещения определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости, выполненного независимым оценщиком, согласно распоряжению главы городского округа от 23.08.2007 № 589-р «О начальной цене при проведении торгов права на заключение договоров аренды нежилых помещений». Проверка договоров аренды на нежилые помещения, расположенные по адресу ул. Космонавтов, 8 показала, что по 4 заключенным договорам арендная плата, рассчитанная по методике, составила в среднем 375 руб. за 1 кв. м, в тоже время согласно отчету об оценке от 05.10.2007 № 396/07 рыночная стоимость 1 кв. м в данном помещении составляет 610 руб. Таким образом, стоимость арендной платы, рассчитанная по Методике в среднем в 1,5 раза ниже рыночной оценки.

Кроме того, выборочная проверка заключенных договоров показала, что при расчете арендной платы допускаются нарушения в применении поправочных коэффициентов, установленных п. 1.2.2. Методики.
Не применялись повышающие коэффициенты:
1. Коэффициент 2.1 при аренде помещений под офисы (помещения для представительской и посреднической деятельности) коммерческих организаций по 3 договорам: от 01.11.2008 № 5-825-08 с ИП Киселев; от 18.11.2008 № 3-007-08 с ИП Бочаров; от 16.11.2004 № 6-971-07 с ИП Колокольников, от 16.11.2004 № 6-948-07 с ООО «Воронежские лотереи». В результате ущерб бюджета в 2008 году составил 776,1 тыс. руб.
2. Коэффициент 2.1 при аренде помещений под игорный бизнес ООО «Казино Фламинго» по договорам: от 31.07.2001 № 4-771-01, от 27.03.2001 № 4-726-01 на помещение по ул. Плехановская, 9 площадью 3 637,4 тыс. руб., от 17.05.2001 № 4-747-01 на помещение по ул. Кольцовской, 43 площадью 1 380,4 Дополнительными соглашениями от 27.05.2003, зарегистрированными впоследствии в ГУЮ 06.06.2003, внесены изменения в исчисление размера арендной платы – размер арендной платы может быть изменен один раз в год на сумму в пределах роста индекса потребительских цен. От лица арендодателя соглашения подписаны заместителем начальника управления муниципальной собственности администрации г. Воронежа Барбашиным С.В.

Подписание вышеуказанных дополнительных соглашений произведено Барбашиным С.В. с превышением должностных полномочий, в нарушение ст. 29 Устава городского округа город Воронеж, п. 5.3 и 5.4 постановления городской Думы от 27.06.2001 № 64-I, согласно которым изменение ставок арендной платы производится по решению городской Думы, льготы по ставкам арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого фонда могут быть предоставлены только городской Думой по предложению экспертного Совета.

В результате превышения должностных полномочий упущенная выгода бюджета в 2006 – 2008 годах составила 36 299,1 тыс. руб., в том числе в 2008 году – 13 963,8 тыс. руб., поскольку дополнительные соглашения с применением поправочного коэффициента 2,1 арендатором не подписаны, арбитражный суд Воронежской области отказал в удовлетворении требований администрации, на основании ст. 614 ГК РФ, так как дополнительные соглашения подписаны обеими сторонами и зарегистрированы в установленном порядке.

На момент проверки стороны не пришли к согласию по исчислению размера арендной платы, в результате оплата производится арендатором по ставкам 2003 года в среднем 52 руб. за 1 кв. м.

Работа по расторжению договоров аренды не ведется, кроме того, управлением дано согласие на сдачу части площадей, занимаемых ООО «Казино Фламинго» в субаренду ООО «Призма».

В нарушение ст. 16 федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, согласно которой казино, имеющие соответствующие лицензии вправе продолжить свою деятельность вне определенных законом игорных зон до 30.06.2009, договор субаренды с ООО «Призма» продлен до 31.10.2009.
3. Коэффициент 1,3 при аренде помещений под торговлю готовыми лекарственными формами по договору от 12.08.2003 № 4-140-03 с ООО «Натур-Продукт-Воронеж» ущерб бюджета составил 149,4 тыс. руб. В ходе проверки управлением подписано дополнительное соглашение об уплате арендной платы в размере 149,4 тыс. руб.

В результате неправильного применения управлением повышающих коэффициентов и, как следствие, занижения ставок арендной платы ущерб бюджета в 2008 году только по 5 выбранным договорам составила 925,4 тыс. руб.
Возможность выборочного применения поправочных коэффициентов, установленных п. 1.2.2 приложения к постановлению Воронежской городской Думы от 26.02.2004 № 18-I, допускает неоднозначное толкование и позволяет свободное применение коэффициентов, таким образом, указанная норма обладает признаками коррупциогенности.

Субаренда
Низкие ставки арендной платы позволяют арендаторам сдавать муниципальные нежилые помещения в субаренду, по данным реестра договоров субаренды в 2008 году управлением зарегистрировано 183 договора общая площадь помещений, сдаваемых в субаренду – 12 825,6 кв. м.
Выборочной проверкой договоров субаренды установлено:
В нарушение п. 7.1 постановления городской Думы от 27.06.2001 №64-I, управлением дано разрешение на сдачу помещений в субаренду и зарегистрированы 5 договоров субаренды к договору от 11.02.2003 № 6-830-03 с ООО «Гостиничный комплекс «Россия» при наличии задолженности по арендной плате в течение трех лет в размере 12 672,6 тыс. руб.

В нарушение п.п. 7.1, 7.3 постановления городской Думы от 27.06.2001 № 64-I, управлением дано согласие и зарегистрированы договора субаренды к договору от 15.12.2004 № 6-916-04 на нежилое помещение по ул. Плехановская, 22 площадью 960 кв. м с общественной организацией «Воронежская областная организация Союз архитекторов России» при наличии льгот по арендной плате (решение городской Думы от 27.12.2007 № 315-II об освобождении организации от арендной платы в 2007 году в сумме 764,5 тыс. руб.), срок предоставления помещения в субаренду превышает срок договора аренды. Кроме того, к полномочиям местного самоуправления, согласно федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также Уставу городского округа, не относится бюджетная помощь областным общественным организациям.

Администрирование задолженности по договорам аренды
По данным мониторинга, ежемесячно проводимого управлением, имеется задолженность в размере 2-х месячной суммы арендной платы и более по 185 договорам, общая сумма задолженности на 01.01.2008 составила 47 992,4 тыс. руб., начислено пени 10 762,4 тыс. руб.
Из них передано в юридическое управление для проведения судебной работы 28 договоров (15% общего количества договоров, имеющих задолженность) сумма задолженности 6 225,8 тыс. руб. (13% общей задолженности). Всего в 2008 году передан в юридическое управление для судебной работы 51 договор.
Возбуждено исполнительное производство по 23 должникам в размере 16 521,8 тыс. руб., в том числе: арендная плата – 13 824,5 тыс. руб., пеня – 588 тыс. руб., госпошлина – 108,9 тыс. руб., неосновательное обогащение – 2 000 тыс. руб.
Взыскано в 2008 году – 2 472,4 тыс. руб., принято решение о выселении 6 должников, выселено в 2008 году по исполнительным листам 2007 года – 7 должников. На 01.01.2009 числилась задолженность за 99 арендаторами, сумма задолженности по арендной плате сократилась и составила 22 044,8 тыс. руб., начислено пени 7 457,7 тыс. руб.

В ходе проверки проведен анализ работы с должниками, имеющими задолженность по арендной плате свыше 500 тыс. руб., по данным мониторинга на 01.01.2008 числится 20 таких договоров сумма задолженности 28 052,8 (58% от общей суммы задолженности), начислена пеня 6 239,9 тыс. руб. Анализ показал:
 погашена задолженность в ходе до судебной работы по 5 договорам в сумме 3 249,6 тыс. руб.(12% анализируемой задолженности), 3 договора расторгнуты;
 оплачивается частично 1 договор сумма задолженности – 432,1 тыс. руб., начислена пеня – 316,1 тыс. руб. (1%), проводится досудебная работа;
 вынесено решение суда о взыскании задолженности по 6 договорам в сумме 17 213,5 тыс. руб. (61%), договора расторгнуты;
 не возможно проведение судебной работы по взысканию задолженности по 7 договорам в размере 6 353,3 тыс. руб. (23%), что составило упущенную выгоду бюджета.

Вышесказанное свидетельствует о неэффективной работе управления по взысканию задолженности по арендной плате.

3. Исполнение программы приватизации муниципального имущества
Реализация программы приватизации в 2008 году
Решением городской Думы от 26.03.2008 № 61-II предусмотрены доходы от реализации иного имущества с учетом корректировок в сумме 429 519 тыс. руб. к концу года доходы были уменьшены и составили 435 744 тыс. руб. (решение городской Думы от 03.12.2008 № 395-II).
По данным УМС доходы от Программы приватизации составили 179 456 тыс. руб. (41 % плана), 95 % к уровню 2007 года.

Утвержденная Программа приватизации муниципального имущества с дополнениями на 2008 год содержала 125 объектов недвижимости с ориентировочной стоимостью объектов в случае их 100% реализации 778 980 тыс. руб. (решения городской Думы от 28.05.2008 N 151-II, от 26.09.2008 № 300-II).
В нарушение ст. 14 Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ст. 5 Положения о порядке приватизации муниципального имущества, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 15.02.2006 № 19-II (далее Положение), Решение об условиях приватизации, содержащее сведения о персональном составе комиссии по приватизации, наименовании имущества, способе приватизации, нормативной цене, сроке рассрочки платежа, в 2008 году в городском округе не принимались.

Не выставлялся на торги 91 объект, в том числе:
 не оформлены надлежащим образом документы на 26 объектов, в связи с недостаточной организацией работы по государственной регистрации права муниципальной собственности;
 наложен арест на 11 объектов, ориентировочная стоимость 62 900 тыс. руб. (постановление судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов № 10571/1540/21/2008 на основании исполнительного листа Арбитражного суда Воронежской области № 059429 от 31.03.2008).;
 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – 54 объекта, ориентировочной стоимостью – 400 204 тыс. руб.

Выставлено на торги 88 объектов (70% плана), общей площадью 19 389,4 кв. м, нормативная цена выставленных объектов составила 688 515 тыс. руб.
Средняя цена оценки 1 кв. м в 2008 году составила 35,5 тыс. руб., по результатам проведения аукционов средняя стоимость продажи 1 кв. м – 40,1 тыс. руб. (в 1,4 раза выше уровня 2007 года – 29,4 тыс. руб. за 1 кв. м).
Продано в рамках Программы приватизации на 2008 год 22 объекта (18% плана, 25% выставленных на продажу), 47 % от уровня 2007 года, на сумму 176 815 тыс. руб. 66 объектов (52% выставленных на аукцион) не были приобретены, что обусловлено включением в Программу приватизации низколиквидных объектов.

Следует отметить, что по состоянию на 01.01.2009 за двумя покупателями муниципального имущества числилась задолженность за приобретенное имущество в сумме 11 433 тыс. руб.
Договорами купли–продажи за несвоевременную оплату приобретаемого имущества предусмотрена уплата пени в размере одной трехсотой процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, в соответствии с п.4 ст. 33 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», однако указанная статья утратила силу с 01.01.2008 (Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ).
В настоящее время данный размер пени существенно ниже ставок по коммерческим кредитам. В результате он не отвечает интересам городского округа, поскольку не стимулирует покупателей к своевременному выполнению условий договоров.

Оценка имущества, подлежащего приватизации
Нормативная цена муниципального имущества устанавливается равной рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком (п. 8 постановления Правительства РФ о 14.02.2006 № 87 «Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества»).
Начальные цены контрактов на проведение оценки рыночной стоимости объектов, включенных в Программу приватизации на 2008 год, были завышены, поскольку в задания на размещение заказа, разработанные УМС, включена оценка стоимости объектов, не предусмотренных Программой (оценка рыночной стоимости ценных бумаг, вкладов в установочных капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов).
Кроме того, экономическое обоснование начальной цены контрактов в заданиях отсутствует, цены лотов устанавливались исходя из опыта оценки объектов прошлых лет.

В нарушение п. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов в состав лотов включены услуги, технологически и функционально не связанные между собой, как то: оценка стоимости объектов недвижимого имущества, движимого имущества, а также ценных бумаг, паёв, долей в установочных капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов, сооружений.
В нарушение ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ контракты на проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости не содержат точное указание на эти объекты, а также их описание. Выбор объектов, подлежащих оценке, производился управлением по своему усмотрению.
Всего в 2008 году оценено 92 объекта, включенные в программу приватизации, из бюджета городского округа израсходовано на эти цели 354,5 тыс. руб., из них продано лишь 22 объекта.

Учитывая положения «Федерального стандарта оценки» (ФСО № 1), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 № 256, стоимость объекта, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки прошло не более 6 месяцев, неэффективное расходование средств бюджета на оценку объектов составило не менее 250 тыс. руб. (70% общей суммы средств на оценку).

В соответствии с решением Воронежской городской Думы от 15.02.2006 № 19-II «Об утверждении положения о порядке приватизации муниципального имущества городского округа город Воронеж» (далее Положение) программа приватизации должна содержать нормативную цену приватизации и прогноз поступлений в бюджет доходов от приватизации муниципального имущества.

Таким образом, учитывая вышесказанное исполнение требований ст. 4 Положения может привести к неэффективному расходованию средств бюджета, поскольку Программа утверждается на календарный год, а отчет об оценки действителен в течении полугода, часть объектов подлежала бы повторной оценке.

4. Ипотека (залог) муниципального недвижимого имущества
Решением Воронежской городской Думы от 31.01.2007 N 14-II «О залоговом фонде муниципального имущества» утвержден перечень объектов залоговых сделок на 2007 – 2008 годы. Данный перечень содержал 90 объектов муниципального имущества, которое при необходимости предполагалось заложить в обеспечение обязательств администрации городского округа город Воронеж.
В перечень объектов для залоговых сделок (далее Перечень) решениями Воронежской городской Думы вносилось уточнения, в результате перечень претерпел изменения на 50 %.

В нарушение п.1.3 Положения о порядке осуществления залоговых сделок, утвержденного решением городской Думы от 22.03.2002 № 49-I (далее Положение) 8 объектов, фактически находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий и учреждений были включены в перечень. По данным, представленным УМС, в 2008 году оформлены 4 договора ипотеки (залога недвижимости) и дополнительное соглашение к договору.
В нарушение п. 3.1. Положения в обеспечение кредитных договоров муниципальных предприятий привлекалось не имущество, переданное им в хозяйственное ведение, а муниципальное имущество из залогового фонда, созданного для обеспечения обязательств муниципального образования по 3 договорам ипотеки, заключенным МУП «Воронежская горэлектросеть», МКП «Производственное объединение по обращению с отходами», МУП «Воронежтеплосеть», залогодателем выступает администрация городского округа.

При этом в проверяемом периоде представительным и исполнительным органами власти систематически не соблюдался установленный порядок осуществления залоговых сделок муниципальными предприятиями. На рассмотрение Воронежской городской Думы вносились проекты решений о согласовании заключения кредитных договоров, не согласованные с управлением муниципальной собственности.
В 2008 году были заключены договора ипотеки на 157 млн. руб., по которым в нарушение с п.7 ст. 114 Гражданского кодекса РФ администрация городского округа город Воронеж берет на себя ответственность по долгам муниципальных предприятий. В качестве обеспечения кредитных договоров в залог было оформлено 10 объектов муниципальной собственности площадью 14 880 кв. м общей стоимостью 292,0 млн. руб.

Следует отметить, что между администрацией городского округа и муниципальными предприятиями отсутствуют договорные отношения, гарантирующие в случае наложения взыскания на предмет залога переход прав требования и кредиторской задолженности к администрации, что имеет особое значение в случае банкротства предприятия и может служить гарантией сохранности муниципальной собственности.
По состоянию на 01.02.2008 согласно отчету об исполнении обязательств, обеспеченных залогом имущества, задолженность муниципальных предприятий составляет:
− МУП «Воронежская горэлектросеть» – 25 000 тыс. руб. основного долга при сроке исполнения обязательств 20.02.2009;
− МУП «Воронежтеплосеть» – 42 250 тыс. руб. основного долга и 980 тыс. руб. процентов при сроке исполнения обязательств 30.04.2009;
− МКП «Производственное объединение по обращению с отходами» – информация о погашении обязательств в управлении отсутствует.
Кроме того, в 2008 году заключался договор залога муниципального имущества для обеспечения действия соглашения между Главным финансовым управлением Воронежской области и администрацией городского округа город Воронеж о предоставлении бюджетного кредита в размере 100 000 тыс. руб. со сроком погашения 31.12.2008.

В залог оформлено 3 объекта муниципальной собственности оценочной стоимостью 104 000 тыс. руб.
В нарушение п.2.6. Положения поручение управлению на заключение договора залога не было оформлено распоряжением главы городского округа.
В нарушение п. 15 Положения на момент проверки отчет об исполнении обязательств по данному залогу в управлении отсутствовал.

5. Управление пакетами акций
Согласно данным Реестра 6 муниципальных предприятий имеют долю участия в коммерческих организациях, в том числе: МУП «Муниципальный информационно-вычислительный центр», МУП «Воронежская горэлектросеть», МУП «Ресурсосбережение», Муниципальное казенное «Ремонтно-техническое предприятие», МУП «Городская аварийно-спасательная служба», МУП «Производственная база ЖКХ».
В реестре муниципальной собственности доли участия муниципальных предприятий в различных хозяйствующих субъектах не значатся, в договорах хозяйственного ведения и дополнительных соглашениях к ним порядок владения и распоряжения долями и акциями не установлен.
В нарушение п. 2 ст. 39 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядок осуществления полномочий собственника, а также процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров в городском округе не разработан.

Проведя проверку оценки полноты и своевременности поступления доходов бюджета городского округа от использования муниципальной собственности путем сдачи ее в аренду и приватизации Контрольно-счетная палата пришла к следующим выводам: Полномочия администратора доходов по начислению, учету и контролю за правильностью исчисления платежей управлением в 2008 году надлежащим образом не реализовывались: 1. В положениях об отделах Управления, а также должностных инструкциях сотрудников не детализированы вопросы администрирования доходов бюджета, а также не учтены изменения, возникшие ввиду преобразования комитета по управлению имуществом в управление муниципальной собственности. 3. В нарушение п. 15 Постановления главы городского округа № 1843 ежеквартальная сверка отчетных данных по администрируемым доходам с УФК по Воронежской области управлением не производилась, информация в ФКУ городского округа не предоставлялась.

Полнота и достоверность информации при ведении реестра управлением не обеспечена.
1. Единая база данных реестра муниципального имущества, обременений, совершенных сделок и иных сведений по направлениям деятельности в управлении отсутствует.
2. Геоинформационный программный комплекс, предназначенный для единого учета муниципального имущества и сделок с ним, на момент проверки не внедрен. В 2008 году на финансирование указанных работы выделено 1 222 тыс. руб., при этом принципиальные вопросы функционирования ГИС «Имущество» не решены, в связи с чем средства израсходованы неэффективно. Кроме того, подрядчиком нарушен календарный план выполнения работ, однако договорная неустойка не предъявлена.

При сдаче в аренду муниципальных нежилых помещений допущены нарушения:
1. В нарушение п. 1.10 приложения к постановлению городской Думы от 27.06.2001 № 64-I «О сдаче в аренду нежилых помещений» список свободных помещений, подлежащих сдаче в аренду, по состоянию на 15.01.2009 содержит лишь 12% от их общего количества (260 из 2 090 свободных нежилых помещений). Кроме того, из 99 объектов, договоры аренды по которым расторгнуты в 2008 году, не включены в реестр 60 объектов (или 61%).
2. Управлением допущены нарушения ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
a. продлен срок действия 4 договоров без проведения торгов на срок более чем до 01.07.2010;
b. заключено по заявлениям субъектов малого и среднего бизнеса на основании решений комиссии (без проведения конкурсов) – 26 договоров аренды, из них сроком позже 01.07.2010 – 8 договоров;
c. изданы 34 приказа, разрешающих заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями без проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.

3. Недостаточно эффективно осуществляется контроль за выполнением условий договоров о государственной регистрации права аренды – не зарегистрирован в установленном порядке 171 договор аренды, а также 673 дополнительных соглашения (или 70%), заключенных в связи с увеличением базовой годовой ставки арендной платы решением городской Думы от 10.07.2008 № 220-II.
4. В нарушение п. 7.1 постановления городской Думы от 27.06.2001 № 64-I, управлением дано разрешение на сдачу помещений в субаренду и зарегистрированы 5 договоров субаренды к договору от 11.02.2003 № 6-830-03 с ООО «Гостиничный комплекс «Россия» при наличии задолженности по арендной плате в течение трех лет в размере 12 672,6 тыс. руб.
5. В нарушение п.п. 7.1, 7.3 постановления городской Думы от 27.06.2001 № 64-I, управлением дано согласие и зарегистрированы договоры субаренды к договору от 15.12.2004 № 6-916-04 на нежилое помещение по ул. Плехановская, 22 площадью 960 кв.м с общественной организацией «Воронежская областная организация Союз архитекторов России» при наличии льгот по арендной плате (решение городской Думы от 27.12.2007 № 315-II в 2007 году организация освобождена от арендной платы в сумме 764,5 тыс. руб.), срок предоставления помещения в субаренду превышает срок договора аренды.

Возможность выборочного применения поправочных коэффициентов при расчете размера арендной платы, установленных п. 1.2.2 приложения к постановлению Воронежской городской Думы от 26.02.2004 № 18-I, допускает неоднозначное толкование и позволяет свободное применение коэффициентов, таким образом, указанная норма обладает признаками коррупциогенности.
В результате неправильного применения управлением повышающих коэффициентов и, как следствие, занижения ставок арендной платы ущерб бюджета в 2008 году только по 5 выбранным договорам составил 925 тыс. руб.

Контроль выполнения условий и осуществление процедуры расторжения договоров аренды производится управлением недостаточно эффективно. Пролонгированы на неопределенный срок, с учетом договоров со сроком действия по 2007 год и ранее, 363 договора или 37% от общего числа договоров аренды, из них по 44 договорам числится задолженность свыше двух месяцев в размере 9 256 тыс. руб., по 259 договорам начислена и не оплачена пеня в размере 5 539 тыс. руб.
Работа по приведению срока действия договоров аренды в соответствие действующему законодательству, а также по расторжению договоров с задолженностью управлением не проводится.
Упущенная выгода бюджета в связи с неэффективной работой управления по взысканию задолженности составила 8 250 тыс. руб.

Поступление средств от реализации Программы приватизации муниципального имущества на 2008 год составило 23% от плановых назначений, продано 22 объекта, или 18% плана, 72% объектов на торги не выставлялись, что говорит о неэффективной работе управления при разработке Программы.
Решения об условиях приватизации, содержащие сведения о персональном составе комиссии по приватизации, наименовании имущества, способе приватизации, нормативной цене, сроке рассрочки платежа в 2008 году в городском округе не принимались, что является несоблюдением ст. 14 Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ст. 5 Положения о порядке приватизации муниципального имущества, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 15.02.2006 № 19-II.

Размещение муниципального заказа на оказание услуг по оценке рыночной стоимости объектов, включенных в программу приватизации, осуществлено управлением в нарушение Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно:
 контракты на проведение оценки рыночной стоимости объектов недвижимости не содержат точного указания на эти объекты, а также их описания. Выбор объектов, подлежащих оценке, производился управлением по своему усмотрению (ст. 10).
 при проведении торгов в состав лотов включены услуги, технологически и функционально не связанные между собой (п. 3 ст. 17).
Кроме того, начальные цены контрактов были завышены в связи с включением в задания объектов, не предусмотренных плановыми документами, а именно: обязательств (долгов) и работ (услуг) в отношении ценных бумаг, паёв, долей (вкладов) в установочных капиталах, а также предприятий как имущественных комплексов.

Управлением систематически не соблюдался Порядок осуществления залоговых сделок, утвержденный решением городской Думы от 22.03.2002 № 49-I, в том числе:
 в перечень объектов залоговых сделок на 2007 – 2008 годы включены 8 объектов, фактически находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий и учреждений (п.1.3);
 поручение управлению на заключение договора залога не было оформлено распоряжением главы городского округа (п.2.6);
 отчет об исполнении обязательств по залогу на момент проверки в управлении отсутствовал (п. 15);
 в обеспечение кредитных договоров муниципальных предприятий привлекалось не имущество, переданное им в хозяйственное ведение, а муниципальное имущество из залогового фонда, созданного для обеспечения обязательств муниципального образования (п. 3.1)
В нарушение с п.7 ст. 114 Гражданского кодекса РФ администрация городского округа город Воронеж приняла на себя ответственность по долгам муниципальных предприятий. Кроме того, между администрацией городского округа и муниципальными предприятиями отсутствуют договорные отношения, гарантирующие в случае наложения взыскания на предмет залога переход прав требования и кредиторской задолженности к администрации, что имеет особое значение в случае банкротства предприятия и должно служить гарантией сохранности муниципальной собственности.

Ненадлежащим образом исполнялись полномочия по разработке нормативно-правовых документов по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, а именно:
1. Не произведена корректировка типового договора аренды в целях указания в нем не конкретного размера арендной платы, а порядка ее расчета исходя из базовой ставки, утверждаемой представительным органом на текущий год, и поправочных коэффициентов, а также обязанности арендатора самостоятельно рассчитывать и уплачивать арендную плату.
2. Порядок сдачи объектов муниципальной собственности в аренду, установленный постановлением Воронежской городской Думы от 27.06.2001 № 64-I «О сдаче в аренду нежилых помещений» противоречит ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. Методика расчета арендной платы, утвержденная постановлением городской Думы от 26.02.2004 № 18-I «Об арендной плате за нежилые помещения, находящиеся в собственности города» не соответствует положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также ст. 652, 654 Гражданского кодекса РФ, предусматривающим арендную плату за пользование земельным участком, на котором расположен объект аренды.
4. В городском округе отсутствует нормативный акт, определяющий порядок и условия резервирования нежилых помещений для муниципальных нужд.
5. Положения о порядке приватизации муниципального имущества, утвержденное решением Воронежской городской Думы от 15.02.2006 № 19-II не соответствует ст. 14 Федерального закона № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части определения порядка принятия Решения об условиях приватизации, содержащего сведения о наименовании и нормативной цене имущества, способе его приватизации.
6. В Положении о порядке осуществления залоговых сделок, утвержденное решением городской Думы от 22.03.2002 № 49-I не предусмотрен порядок оформления договорных отношений между администрацией городского округа и муниципальными предприятиями, гарантирующий переход прав требования и кредиторской задолженности к администрации в случае наложения взыскания на предмет залога.
7. Порядок осуществления муниципальными унитарными предприятиями полномочий акционера, а также процедуры подготовки и проведения общего собрания акционеров в городском округе не разработан, в нарушение Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

В ходе проверки выявлено:
1. Неэффективное расходование бюджетных средств в сумме 1 483 тыс. руб., в том числе:
 1 222 тыс. руб. – на внедрение геоинформационного программного комплекса, предназначенного для единого учета муниципального имущества и сделок с ним;
 11 тыс. руб. – на оценку рыночной стоимости продажи права заключения договора арены на 5 объектов, не выставлявшихся на аукцион до окончания срока действия отчета оценщика;
 250 тыс. руб. – на оценку не проданных объектов Программы приватизации.

2. Ущерб бюджета в размере 2 718,2 тыс. руб., в том числе:
 1 792,8 тыс. руб. – в результате начисления арендной платы по договору от 11.02.2003 № 6-830-03 с ООО «Гостиничный комплекс «Россия» по базовым ставкам 2005 года в нарушение п. 3.4 типовой формы договора аренды нежилых помещений, утвержденной распоряжением администрации города Воронежа от 20.11.2000 № 893-р;
 925,4 тыс. руб. – от занижения ставок арендной платы в результате неприменения управлением повышающих коэффициентов по 5 выбранным договорам.

3. Упущенная выгода бюджета в 2008 году составила 89 637,7 тыс. руб., в том числе:
 1 330 тыс. руб. – в связи с не взиманием неустойки за несоблюдение календарного плана выполнения работ по внедрению геоинформационного программного комплекса;
 8 249,7 тыс. руб. – в связи с неэффективной работой управления по взысканию задолженности;
 9 000 тыс. руб. – не начисление пени по договору от 11.02.2003 № 6-830-03 с ООО «Гостиничный комплекс «Россия» в размере 0,3 процента от суммы задолженности за каждый день просрочки в нарушение п. 3.2. типовой формы договора аренды;
 49 394,2 тыс. руб. в результате занижения стоимости продажи арестованного судебными приставами муниципального имущества (9 тыс. руб. за 1 кв. м., по результатам аукционов 40,1 тыс. руб.);
 13 963,8 тыс. руб. – в результате превышения должностных полномочий при подписании дополнительных соглашений к договорам: от 31.07.2001 № 4-771-01, от 27.03.2001 № 4-726-01, от 17.05.2001 № 4-747-01 с ООО «Казино Фламинго»;
 7 700 тыс. руб. – в результате несвоевременной индексации ставок арендной платы в 2008 году – не с 1 июля, а с 1 сентября.

Таким образом, в городском округе имеется резерв увеличения доходной части бюджета от сдачи в аренду и приватизации муниципального имущества, при условии разработки качественной нормативно-правовой базы муниципального образования, повышения эффективности работы управления муниципальной собственности, повышения открытости, прозрачности процедур управления и распоряжения муниципальной собственностью.