Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Информация о результатах проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж «Больничная аптека № 228» за 2007 и 2008 годы

Информация о результатах проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Муниципального унитарного предприятия городского округа город Воронеж «Больничная аптека № 228» за 2007 и 2008 годы

14.04.2009

Контрольное мероприятие проведено в соответствии с Положением о Контрольно-счётной палате городского округа город Воронеж (утв. решением Воронежской городской Думы от 07.12.2005 № 205-II), п. 31.1. плана работы Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж на 2009 год, распоряжением Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж от 24.02.2009 № 155.

В ходе проверки установлено:

Муниципальное унитарное предприятие городского округа г. Воронеж «Больничная аптека № 228» создано на основании решения Воронежской городской Думы от 25.12.2002 № 32-1 «О мерах по упорядочению деятельности МУП «Фармация-Центр» и распоряжения главы г. Воронежа от 28.01.2003 № 97-р «О реорганизации МУП г. Воронежа «Фармация-Центр».
Распоряжением главы г. Воронежа от 13.03.2003 № 249-р «Об утверждении разделительного баланса МУП «Фармация-Центр» в отношении МУП «Больничная аптека №18», МУП «Больничная аптека 228», Уставов МУП «Больничная аптека №18», МУП «Больничная аптека 228», Устава МУП «Фармация-Центр» в новой редакции» утвержден Устав Предприятия в новой редакции.
Постановлением главы городского округа от 20.09.2005 № 1725 «Об изменении наименования и внесении изменений в Устав МУП г. Воронежа «Больничная аптека № 228» Предприятие переименовано в Муниципальное унитарное предприятие городского округа город Воронеж «Больничная аптека № 228» (далее по тексту – Предприятие).

Предприятие зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 19.03.2003 за основным государственным номером 1033600084055, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, для осуществления финансово-хозяйственной деятельности открыты расчетные счета.

Учредителем Предприятия является администрация городского округа Воронежа.

В соответствии с распоряжением Главы городского округа от 27.07.2004 № 579-р «О закреплении руководителей структурных подразделений администрации города в качестве кураторов муниципальных предприятий» куратором Предприятия является начальник управления здравоохранения, который наделен правом выступать от имени собственника во взаимоотношениях с Предприятием, а также третьими лицами.

Согласно Уставу Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Предприятие осуществляет фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств, включающую:
-розничную торговлю с правом работы с сильнодействующими и ядовитыми лекарственными средствами,
- изготовление всех видов лекарственных форм,
- деятельность, связанную с изготовлением, расфасовкой, закупкой, хранением, розничной торговлей и отпуском готовых лекарственных форм, субстанций, лекарственных трав и др. видов товаров и изделий медицинского назначения,
- оптовую торговлю лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения,
-деятельность, связанную с оборотом наркотических, психотропных веществ.

На указанную выше деятельность Предприятию выданы различного вида лицензии.

Уставный фонд Предприятия составляет 103,0 тыс. руб. и сформирован за счет имущества, переданного собственником в хозяйственное ведение. Все имущество Предприятия - муниципальная собственность городского округа, принадлежит на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками.

Во исполнение Постановления главы городского округа от 18.08.2008 № 1118 «О реорганизации в форме присоединения МУП «Больничная аптека № 18», МУП «Больничная аптека № 200» к МУП «Больничная аптека № 228» проведены следующие мероприятия:
- инвентаризация материально-товарных ценностей и основных средств предприятий;
- подготовлены изменения в Устав Предприятия;
- опубликовано в печати объявление о реорганизации, кредиторам направлены письменные уведомления;
- разработаны: новое положение об обособленных подразделениях (аптека № 18 и № 200), должностные инструкции на заведующих аптеками и составлено новое штатное расписание.

Однако согласно служебной записке директора Предприятия произошли расхождения в оформлении документации, поэтому передаточный акт не был подписан членами комиссии по реорганизации и Постановлением главы городского округа от 19.12.2008 № 1626 «О внесении изменений в постановление от 18.08.2008 № 1118» продлен срок проведения реорганизации до 01.02.2009. На момент проверки реорганизация не проведена.

В соответствии с Уставом Предприятия собственником муниципального имущества определяется порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, утверждаются показатели экономической эффективности, а также осуществляется контроль за их выполнением. Однако плановые показатели и показатели экономической эффективности не утверждаются собственником, следовательно, и не контролируются. На основании договора о передаче муниципального имущества в хозяйственное ведение от 05.04.2006 № ХВ-159-С, заключенного с Комитетом по управлению имуществом, Предприятию передано имущество общей стоимостью 1 989,7 тыс. руб., в том числе недвижимое площадью 2230,8 кв. м на сумму 1650,1 тыс. руб. Срок действия договора до 04.04.2009 года.

Право хозяйственного ведения на недвижимое имущество зарегистрировано в УФРС по Воронежской области по адресам: проспект Патриотов, 23 а
- здание - 2078,7 кв. м стоимостью 1 547,6 тыс. руб. (свидетельство о государственной регистрации права от 28.12.2006, серия 36 № АБ 672246);
- гараж - 32 кв. м - 23,8 тыс. руб. (свидетельство от 30.10.2007, серия 36-АБ № 840587);
- склад - 89,9 кв. м - 66,9 тыс. руб. (свидетельство от 27.12.2006, серия 36-АБ № 566070);
пгт. Придонской, ул. Защитников Родины, 10
- помещение на первом этаже пятиэтажного здания - 30,2 кв. м - 11, 8 тыс. руб. (свидетельство от 30.10.2007, серия 36-АБ 3 840588).

Кроме того, Предприятием организованы аптечные пункты, расположенные по адресам на основании договоров аренды и хозяйственного ведения:
№ 1 – Проспект Патриотов, 23 договор аренды с МУЗ ГО г. Воронеж ГКБСМП № 1 от 11.01.2007 до 11.12.2007, дополнительным соглашением от 01.01.2008 договор продлен до 10.02.2008, новый заключен от 10.02.2008 сроком до 09.01.2009 (арендуемая площадь 21,1 кв. м);
№ 3 – ул. Тепличная, 4-б договор аренды с СПК «Воронежский тепличный комбинат» от 10.03.2004 продлевался дополнительными соглашениями по 31.12.2008, однако 07.05.2008 договор расторгнут арендодателем в одностороннем порядке (20,8 кв.м.);
№ 4 – ул. Тепличная, 1 договор аренды с ГУ государственного имущества Воронежской области от 01.03.2004 продлевался до 31.12.2007, новый заключен с 01.01.2008 по 30.12.2008 (17,5 кв.м.);
№ 5 – ул. Защитников Родины, 10, по указанному выше договору с комитетом по управлению имуществом на передачу здания в хозяйственное ведение (30,2 кв. м). С 24.12.2008 аптечный пункт временно закрыт в связи с его убытками.
Земельный участок, находящийся под зданием, занимаемым Предприятием, фактически принадлежит МУЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи №1» на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о государственной регистрации от 12.05.2006 серии 36-АБ № 416987).

Доходы Предприятия

Доход от реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставленных услуг в 2007 году составил 19482 тыс. руб., в 2008 году – 18042 тыс. руб., в том числе соответственно:
реализация готовых лекарственных средств – 8074,7 тыс. руб., 8480,1 тыс. руб.:
- лечебным учреждениям города, области и пр. организациям – 2014,8 тыс. руб., 4250,3 тыс. руб. Реализация возросла на 2235,5 тыс. руб. (110,9 %), вследствие снижения лекарственных средств внутриаптечного изготовления и увеличения реализации однотипного вида заводского производства,
- по льготным рецептам гражданам, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение при амбулаторном лечении – 2752,4 тыс. руб., 949,4 тыс. руб., или уменьшилась на 1803 тыс. руб. (65,5%), в связи с тем, что с 2008 года условия проведения торгов лекарственными средствами по льготным рецептам изменены. В 2007 году Предприятием заключены контракты с шестью медицинскими учреждениями (поликлиниками) на право поставки (продажи) лекарственных средств по льготным рецептам по проведенным конкурсам как с единственным поставщиком, определяемым по территориальному признаку, на основании согласования с Контрольным управлением Администрации городского округа.

В

Перечень, установленный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» включены лекарственные средства, размещение заказа на поставку которых необходимо осуществлять путем проведения аукциона. Размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Вместе с тем, ст. 17 ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, которые являются предметом торгов.

В 2008 году предмет закупки разделен на два вида: - конкурс на право оказания услуги по хранению и отпуску лекарственных средств по льготным рецептам; - аукцион на право поставки (продажи) лекарственных средств.

Предприятием выигран: конкурс на право оказания услуги для поликлиники №10, для поликлиники №4 аукцион на право поставки (продажи) лекарственных средств и оба вида торгов для поликлиники № 11.

Таким образом, при изменении условий проведения торгов, а также при потере возможности быть основным поставщиком лекарственных средств конкурентная способность Предприятия снизилась и привела к уменьшению реализации.

Кроме того, Предприятием заключались договоры с лечебными учреждениями (на сумму не более 100 тыс. руб. в квартал) лишь на поставку наркотических, сильнодействующих, психотропных лекарственных средств и этилового спирта.

Справочно. Предприятием заключались договоры с лечебными учреждениями на льготный и бесплатный отпуск медпродукции, в том числе наркотических, сильнодействующих, психотропных лекарственных средств и этилового спирта под денежные средства, выделяемые последним из городского бюджета по ст. 340 бюджетной классификации.

- через аптечные киоски - 3307,5 тыс. руб., 3280,4 тыс. руб., или уменьшилась на 27,1 тыс. руб. (0,8 %), в связи с временным закрытием двух аптечных пунктов; реализация лекарственных средств внутриаптечного изготовления (экстемпоральная рецептура) – 10568,1 тыс. руб., 9262,5 тыс. руб., или снизилась на 1305,6 тыс. руб. (12,4 %):

- лечебным учреждениям города, области и пр. организациям -10512,6 тыс. руб., 9193,9 тыс. руб., или уменьшилась на 1318,7 тыс. руб. (12,5%) по причине снижения реализации лекарственных средств внутриаптечного изготовления с минимальным сроком годности и увеличением реализации однотипных средств заводского производства с максимальным сроком;

- через аптечные киоски – 55,5 тыс. руб., 68,6 тыс. руб. или увеличение на 13,1 тыс. руб. (23,6%);
за оказанные услуги получено в 2007 году 839,2 тыс. руб., в 2008 - 299,4 тыс. руб., или меньше на 539,8 тыс. руб.(64,3%):
- от уполномоченной фармацевтической организации (УФО) «Протек - 15» в 2007 году - 547 тыс. руб. вознаграждение за оказанные услуги по отпуску лекарственных средств лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи (ФЗ от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»), предусматривающей предоставление лекарственных средств по рецептам врача (договор от 14.03.2007 №11, срок действия которого окончен 31.12 2007);
- от городских поликлиник в 2008 году – 142 тыс. руб. за оказание услуг по хранению и отпуску лекарственных средств по льготным рецептам гражданам, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение;
- от ООО «Воронежфармация» за услуги по фасовке этилового спирта 292,2 тыс. руб., 157,4 тыс. руб., или меньше на 134,8 тыс. руб. (46,1 %).
Товарооборот Предприятия в 2008 году снизился по сравнению с 2007 годом на 1440 тыс. руб., или на 7,4 %.

Наибольшая доля в общей сумме выручки проверяемого периода приходилась на реализацию лекарственных средств внутриаптечного изготовления в 2007 году – 54,3%, в 2008 -51,3%.

Расходы Предприятия

Общая сумма расходов в 2007 году составила 19096 тыс. руб., в том числе:
- себестоимость проданных товаров – 8211 тыс. руб., или 43% от общей суммы расходов,
- коммерческие расходы (издержки Предприятия) -10885 тыс. руб., или 57%, причем наибольшая доля приходилась на фонд оплаты труда – 6791 тыс. руб., или 62,4 % от суммы издержек и платежей в бюджет и внебюджетные фонды -1509,7 тыс. руб., или 13,9%.

Общая сумма расходов в 2008 году составила 18911 тыс. руб., в том числе:
- себестоимость проданных товаров – 8520 тыс. руб., или 45% от общей суммы расходов,
- коммерческие расходы (издержки Предприятия) -10391 тыс. руб., или 55%, наибольшая доля приходилась на фонд оплаты труда – 6454,5 тыс. руб., или 62,1 % от суммы издержек и платежей в бюджет и внебюджетные фонды - 1438 тыс. руб., или 13,9%.

Согласно представленным бухгалтерским отчетам прибыль Предприятия за 2007 год составила 411 тыс. руб. и увеличилась по сравнению с 2006 годом на 120 тыс. руб. За 2008 год убытки составили 857 тыс. руб.

Решением Воронежской городской Думы от 06.09.2006 № 155-II «О порядке перечисления муниципальными унитарными предприятиями части прибыли за пользование муниципальным имуществом» Предприятию утверждено отчисление части прибыли в размере 15%.

За использование муниципального имущества в 2007 году Предприятием начислено платежей в сумме 61,7 тыс. руб., за 2008 год получен убыток в сумме 857,0 тыс. руб., соответственно, начисление платежей не производилось. По состоянию на 01.01.2009 в бухгалтерской отчетности Предприятия по отчислениям части прибыли в бюджет отражена переплата в сумме 27,0 тыс. руб.

Расходы на оплату труда

В проверяемом периоде оплата труда и материальное стимулирование работников Предприятия регламентировались: Территориальными тарифными соглашениями по регулированию оплаты труда в муниципальных предприятиях и учреждениях ЖКХ городского округа на 2006,2007,2008 годы, Коллективными договорами на 2005-2007 и 2008-2010 годы, Положениями об оплате труда на 2007,2008 годы и Положениями о премировании на 2007,2008 годы.

К тарифному окладу производились надбавки:
- за вредные условия труда от 15 до 25%;
- за сложность и напряженность труда до 25 %;
- за совмещение профессий до 50%;
- за стаж работы от 15% до 25%.

Начисление и выплаты премий (доплаты стимулирующего характера) производились как в пределах фонда оплаты труда, так и за счет прибыли, остающейся в распоряжении Предприятия.

Штатное расписание на 01.01.2007 утверждено приказом директора Предприятия от 03.03.2006 № 17к в количестве 78 единиц с месячным фондом заработной платы в сумме 503,0 тыс. руб. Приказом директора от 26.12.2006 № 105к утверждено новое штатное расписание, согласно которому с 01.04.2007 года численность составила 77,7 единиц с месячным фондом заработной платы 597,9 тыс. руб. Фактическая численность на 01.01.2008 - 71,7 единиц, вакантные должности - 6 единиц. Среднесписочная численность сотрудников в 2007 году по данным Предприятия составляла 69 штатных единиц с фондом оплаты труда 7 058,4 тыс. руб. На 2008 год штатное расписание утверждено приказом директора № 2 от 07.05.2008 в количестве 63 единиц с месячным фондом заработной платы в сумме 588,1 тыс. руб.

Фактически в 2008 году направлено на оплату труда 6917,4 тыс. руб.

Среднемесячная заработная плата одного работающего по Предприятию за 2007 год составляла 8015,5 руб., за 2008 год – 9323,7 руб., то есть увеличилась на 1308,2 руб. или на 16,3 %.

Согласно представленной справке среднемесячная заработная плата директора за 2007 год составляла 22719 руб., за 2008 год – 34784 руб., то есть не превышала пятикратный размер средней заработной платы в целом по Предприятию.

Дебиторская и кредиторская задолженности

По состоянию на 01.01.2007 в бухгалтерской отчетности Предприятия отражена дебиторская задолженность в сумме 1 006,0 тыс. руб. В течение проверяемого периода она уменьшилась и на 01.01.2009 составила 603,4 тыс. руб., в том числе:
- задолженность муниципальных учреждений городского округа – 245,6 тыс. руб. (40,7%);
- учреждений здравоохранения области – 193,9 тыс. руб.(32,1%);
-коммерческих организаций – 95,3 тыс. руб. (15,8%);
-ЗАО «Протек-15» (федеральный бюджет) – 56,3 тыс. руб. (9,4%);
- ИФНС по Советскому району – 12,3 тыс. руб. (2,0%).

По состоянию на 01.01.2007 кредиторская задолженность составляла 2134,0 тыс. руб., за 2007-2008 годы уменьшилась на 183,0 тыс. руб. и на 01.01.2009 сложилась в сумме 1951,0 тыс. руб., из них:
-муниципальным учреждениям городского округа – 110,4 тыс. руб.,
-учреждениям здравоохранения области – 3,4 тыс. руб.,
- по заработной плате за вторую половину декабря – 605,5 тыс. руб.,
-ИФНС по Советскому району – 203,6 тыс. руб.,
-муниципальным предприятиям (коммунальные платежи) – 92,7 тыс. руб.

В составе кредиторской задолженности на 01.01.2009 отражен долг перед физическими лицами в сумме 407,5 тыс. руб. Задолженность образовалась в связи с привлечением заемных денежных средств у физических лиц в общей сумме 863 тыс. руб. (в 2007 – 335 тыс. руб., в 2008 – 528 тыс. руб.), необходимых для закупки медтоваров у заводов изготовителей по более низким ценам. Заемные средства получены от директора в виде беспроцентной возвратной финансовой помощи в сумме 143 тыс. руб., от иных физических лиц под 8-11% годовых в сумме 720 тыс. руб. За пользование заемными средствами в проверяемом периоде выплачено 53,4 тыс. руб.

Привлечение средств производилось без согласования с собственником, что противоречит ст. 24 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». При этом следует отметить, что Предприятие обращалось в Управление муниципальной собственности с просьбой о разрешении на заключение кредитного договора под залог технологического оборудования и медицинских товаров. Разрешение Предприятием получено, однако банком в предоставлении кредита отказано, в связи с отсутствием лицензии на реализацию лекарственных средств.

В результате проведенной проверки, Контрольно-счетная палата городского округа город Воронеж пришла к следующим выводам:

1. В нарушение Постановлений главы городского округа от 18.08.2008 № 1118 «О реорганизации в форме присоединения МУП «Больничная аптека № 18», МУП «Больничная аптека № 200» к МУП «Больничная аптека № 228» и от 19.12.2008 № 1626 «О внесении изменений в постановление от 18.08.2008 № 1118» на момент проверки реорганизация не проведена.

2. В нарушение ст. 20 Федерального закона от 14.11.2006 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Устава Предприятия собственником муниципального имущества на 2007,2008 годы не утверждались и не устанавливались плановые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, следовательно, и не контролировались.

3. В нарушение ст. 24 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Предприятие осуществляло заимствования денежных средств у физических лиц без согласования с собственником.

4. Вследствие изменения условий проведения торгов в 2008 году Предприятие потеряло возможность быть основным поставщиком лекарственных средств, и как следствие конкурентная способность снизилась, что привело к уменьшению реализации на сумму 1440 тыс. руб., повлияло на результат финансовой деятельности и образование убытка.