Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Информация по результатам проверки Управления организации работы с молодежью администрации ГО г. Воронеж в рамках аудита эффективности реализации МЦП «Молодой семье – доступное жилье» (2005-2010 годы)

Информация по результатам проверки Управления организации работы с молодежью администрации ГО г. Воронеж в рамках аудита эффективности реализации МЦП «Молодой семье – доступное жилье» (2005-2010 годы)

01.08.2011

Контрольное мероприятие проведено в соответствии со ст. 15 и 22 Положения о Контрольно-счётной палате городского округа город Воронеж (утв. решением Воронежской городской Думы от 07.12.2005 № 205-II), п. 43 плана работы Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж на 2011 год и на основании распоряжений на право проведения контрольного мероприятия, выданного председателем Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж от 14.06.2011 № 275, в период с 15.06.2011 по 08.07.2011.

Объект проверки: Управления организации работы с молодежью администрации городского округа город Воронеж.

Цель проверки:аудит эффективности реализации муниципальной целевой программы улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи «Молодой семье – доступное жилье» (2005-2010 годы).

Акт проверки № 275 от 15.07.2011 подписан руководителем Управления организации работы с молодежью администрации городского округа город Воронеж с замечаниями (от 20.07.2011 б/н), которые приняты частично.

Проверкой установлено:

В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 865, и областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей (2004-2010 годы)», утвержденной постановлением Воронежской областной Думы от 27.05.2004 № 864-III–ОД, решением Воронежской городской Думы от 23.06.2005 № 77-II утверждена муниципальная целевая программа улучшения жилищных условий молодых семей и молодежи «Молодой семье – доступное жилье» (2005 - 2010годы).

Основная цель программы: создание системы муниципальной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в городе Воронеже.

Заказчиком муниципальной целевой программы (МЦП) являлась администрация городского округа город Воронеж.

Исполнитель – с 23.06.2005 отдел по работе с молодежью администрации городского округа город Воронеж, МУ «Городской молодежный центр», с 04.10.2006 - комитет опеки, попечительства и организации работы с молодежью администрации городского округа город Воронеж, с 21.01.2009 – управление организации работы с молодежью администрации городского округа (далее - Управление).

Управление является структурным подразделением администрации городского округа г. Воронеж, осуществляющим полномочия по реализации молодежной политики на территории городского округа.

Решением Воронежской городской Думы от 21.01.2009 № 12-II Управление наделено правом юридического лица, имеет счета в банке, печать, штампы и бланки.

Управление для реализации возложенных на него задач в части исполнения МЦП «Молодой семье – доступное жилье» (2005 - 2010годы) осуществляло нормативно-правовое, ресурсное и организационное обеспечение программы до 25.02.2011.

В соответствии с постановлением главы городского округа от 25.02.2011 № 195 «О реорганизации отдельных структурных подразделений администрации городского округа город Воронеж» Управление реорганизовано в форме его присоединения к департаменту спорта и организации работы с молодежью администрации городского округа город Воронеж.

Распоряжением главы городского округа от 28.04.2011 № 255-р «О передаче учетных дел граждан в рамках долгосрочной муниципальной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье (2011 – 2015 годы)» произведена передача учетных дел молодых семей в департамент муниципальной собственности администрации городского округа город Воронеж.

На момент проверки Управление находится в стадии ликвидации.

Основные задачи муниципальной целевой программы:

- осуществление молодежной политики, направленной на поддержку молодых семей в приобретении жилья;

- разработка и реализация финансово-кредитных механизмов и способов поддержки молодых семей при решении жилищной проблемы;

- улучшение жилищных условий молодых семей с использованием средств бюджетов всех уровней.

Постановлением правительства РФ от 13.05.2006 № 285 утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

В соответствии с Правилами участницей программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

- возраст каждого из супругов, либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты не превышает 30 лет, с 21.01.2008 - 35 лет на основании постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 979 «О внесении изменений в акты правительства РФ……»;

- признание семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставленных на учет до 01.03.2005, а так же признанных органами местного самоуправления (Управами районов городского округа) по месту их постоянного жительства после 1 марта 2005 года на основании ст.51 ЖК РФ;

- наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Формирование банка данных молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий

Программа по городскому округу город Воронеж фактически начала действовать со второго полугодия 2005 года.

До 1 марта 2005 года молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, состояли в общих списках очередников на получение жилья в Управах районов города.

Начиная с 24.06.2005 года заявления молодых семей с пакетом документов о признании участниками программы принимались МУ «Городской молодежный центр». Документам, принятым от каждой молодой семьи – участникам программы, присваивался номер учетного дела. Список участников программы, сформированный до 28.03.2006, Управлением не представлен.

Формирование базы данных постановки на учет (очередь) молодых семей - участников программы осуществлялось с 28.03.2006 в электронном виде, с 13.04.2007 - в книге учета граждан по приему заявлений, в которой первым по списку указан очередник с учетным делом № 405.

Необходимо отметить, что книга регистрации граждан является официальным документом о постановке на очередь молодых семей, при этом, в нарушение делопроизводства, книга не прошнурована, не пронумерована и не скреплена печатью.

После проверки сведений, содержащихся в документах, представленных молодой семьей для участия в программе, в десятидневный срок с даты их представления (п.15 Правил) принимается решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей программы. О принятом решении молодой семье письменно направляется уведомление.

Ввиду отсутствия первоначально сформированной базы данных участнику программы начиная с 13.04.2007 присваиваются два номера: первый - постановки на очередь по книге регистрации, второй - учетного дела (1/405).

Таким образом, в нарушение п.22 Правил в 2005, 2006 годах органом исполнительной власти субъекта РФ - администрацией Воронежской области не были разработаны порядок формирования и форма списков молодых семей - участников программы, а комитетом опеки, попечительства и организации работы с молодежью книга учета граждан по приему заявлений участников программы сформирована спустя лишь два года после ее утверждения.

Информирование молодых семей о движении очереди осуществляется Управлением на стенде с указанием номера (учетного дела) последнего участника программы, получившего свидетельство.

Необходимо отметить, что Правилами не предусмотрен порядок информирования участников программы – претендентов на получение социальной выплаты на очередной финансовый год, поэтому семьи первоочередников информировались после заключения Соглашения на софинансирование. В результате часть семей не успевала своевременно не только оформить документы на получение свидетельства, но и реализовать право на получение социальной выплаты. В результате из 44 семей, включенных в Соглашение 2009 года, право на получение социальной выплаты реализовали только 16 семей (36,3%), остальные семьи – в 2010 году.

Принимая во внимание сложившуюся тенденцию по неиспользованию средств, выделенных по программе, Управление, начиная с 01.04.2010, заранее информировало семьи о предстоящем включении их в Соглашение для получения социальных выплат. Так, из 74 семей, включенных в Соглашения 2010 года, право на социальную выплату реализовало в этом же году 38 семей (51,4%) остальные в 2011 году.

За проверяемый период по состоянию на 01.01.2011 поставлено на учет для участия в программе 2 742 молодых семей, в том числе: в 2005 - 21; в 2006 – 294; в 2007 – 431; в 2008 – 654; в 2009 – 633; в 2010 – 709 .

За указанный период 216 семей исключены из списка по следующим причинам: отказ со стороны семьи из-за отсутствия денежных средств, либо из-за изменения состава семьи (развод); непредставления повторных (обновленных) документов в установленный срок для получения свидетельства;

- 35 семей исключены из списка ввиду истечения срока действия свидетельства;

- 420 семей улучшили жилищные условия (с учетом полученных социальных выплат), в том числе: в 2005 году – 8, 2006 – 17 , 2007 – 57, 2008 – 104, 2009 – 113, 2010 – 100, 2011 - 21.

По состоянию на 01.01.2011 в списке участников программы на получение социальной выплаты значится 2 071 семья, из них: поставлено на учет в 2007 году – 97, 2008 – 638, 2009 – 630, 2010 – 706.

Необходимо отметить, что в 2006 году по соглашению от 10.10.2006 № 21 выданы свидетельства и произведены социальные выплаты 39 семьям по спискам, сформированным администрацией Воронежской области, а некомитетом опеки и попечительства, на который решением ВГД от 23.06.2005 № 77-II возлагались обязанности по формированию списков участников программы.

Таким образом, ввиду отсутствия работы уполномоченного органа (комитета) по формированию списков молодых семей - участников программы списки подготовлены, выданы свидетельства о праве на получение субсидий и профинансированы администрацией Воронежской области, что противоречит постановлению Правительства РФ от 12.05.2006 № 285.

Следует отметить, что из 39 семей 20, являясь участниками областной целевой программы «Социальное развитие села на 2005-2010 годы» по проекту «Застройка малоэтажным жильем в селе Александровка Новоусманского района»,

получили выплаты и по программе «Молодой семье – доступное жилье» в сумме 5 322,2 тыс. руб.

Кроме того, 20 семей, желающих осуществить строительство малоэтажного жилья в с. Александровка, социальные выплаты получили не в порядке очередности (согласно письму первого заместителя главы администрации городского округа по социально-экономической политике в прокуратуру Воронежской области).

На момент заключения соглашения от 13.10.2009 № 33 в список претендентов на получение свидетельства включена 41 семья, из которых 23 - включены по списку в порядке очередности, 9 – как первоочередники (поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 и после 1 марта 2005 года), 9 - по распоряжению главы городского округа от 29.04.2010 №275-р «Об утверждении списка молодых семей», включенных вместо участников, поставленных на общую очередь и исключенных на момент формирования списка претендентов на получение свидетельства по различным причинам (отказ со стороны семьи, отказ со стороны Управления из-за непредставления повторного пакета документов).

Необходимо отметить, что п.22 Правил предусмотрено, что в списки молодых семей в первую очередь включаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

По мере подачи заявления указанные семьи включались в общий список претендентов на получение социальной выплаты, а при формировании списка на получение свидетельства данные семьи включались в первую очередь.

Однако в книге учета граждан по приему заявлений, которая является основным документом постановки на очередь молодых семей, определить первоочередников (поставленных на очередь до 1 марта 2005 года) не представляется возможным, так как информация о сроке признания их нуждаемости (до 01.03.2005) отсутствует.

Выборочной проверкой претендентов на получение социальной выплаты установлено следующее: семья Васильевой Н.В. - поставлена на учет в составе 3-х человек 16.09.2005 года. Представлено решение исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от 11.09.1990 №310/23/18 «О постановке на учет для получения жилой площади гр. Васильевой Л.О.» т.е. ее матери. Согласно выписке из домовой книги от 29.09.2005 прописано 4 человека, в том числе Васильева Н.В. и ее сын Королев С.Ю., по адресу: пер. Печатников, д.14, кв.2 площадью 23,8 кв. м, при этом муж Королев Ю.С. прописан по адресу ул. Минская, д. 1, кв. 42 и имеет в ней ¼ долевую собственность (выписка из единого гос. реестра прав на недвижимости от 04.10.2005) без указания общей площади и его нуждаемость не подтверждена.

Данной семье из 3-х человек в 2006 году выделена социальная выплата в сумме 432,0 тыс. руб. необоснованно.

Вместе с тем, Управлением из списков участников программы исключены семьи на основании справок о непризнании семей нуждающимися в улучшении жилищных условий, выданных Управами районов.

Так, например:

- семье Зароченцева В.В. (родился 07.08.1973) в составе 4-х человек отказано (письмо от 20.10.2009) в подтверждении о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине превышения возраста (35 лет) на момент повторного обращения. При этом в представленных первоначально документах для включения в список претендентов на получение социальной выплаты от 24.03.2008 года имеется справка из Управы Советского района о признании семьи Зароченцева В.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий (представлена выписка из домовой книги). На момент включения в списки претендентов Зароченцеву В.В. еще не исполнилось 35 лет, таким образом, Управой Ленинского района отказ произведен необоснованно. По данному факту семья в суд не обращалась;

- семье Рыжинской Ю.С в составе трех человек при повторном подтверждении (для оформления свидетельства) о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий управой Железнодорожного района было отказано без оснований. При этом первоначальная справка выдана управой 28.03.2007 № 919/01-15 (по тем же условиям), где семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением суда от 17.02.2010 года иск Рыжинской Ю.С. к управе был удовлетворен. Свидетельство на получение социальной выплаты выдано 06.12.2010, то есть со сдвигом порядка очереди.

Таким образом, отсутствие контроля со стороны комитета опеки, попечительства и организации работы с молодежью за обоснованностью признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, и как следствие – получением социальных выплат, привело к необоснованному расходованию бюджетных средств.

Для участия в программе молодая семья формирует пакет документов в соответствии с Правилами и представляет их в Управление, которое в 10-дневный срок принимает решение о признании либо об отказе в признании семьи участницей программы. Управление формирует списки участников программы – претендентов на получение социальных выплат до 1 сентября года, предшествующего планируемому, которые направляются в адрес государственного заказчика - Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области, который формируют заявку на выделение средств для софинансирования социальных выплат.

Право молодой семьи – участницы программы на получение социальных выплат удостоверяется именным документом – свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Оформление свидетельств и выдача их семьям осуществляется Управлением в порядке очередности, определенной списком молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, утвержденным государственным заказчиком программы (Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области). Срок действия свидетельства – не более 9 месяцев с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Согласно п.п.9,10 «Правил предоставления субсидий……» неполная молодая семья и семья, имеющая 1 ребенка и более, имеет право на получение социальной выплаты в размере 40%, семья, не имеющая детей – 35% от расчетной (средней) стоимости жилья. Расчет размера социальной выплаты производится исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности, количества членов молодой семьи – участницы подпрограммы и норматива стоимости одного кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию, в котором молодая семья включена в список участников подпрограммы.

Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:

- 42 кв. м – для семьи численностью 2 человека;

- 18 кв. м - для каждого члена семьи численностью 3 и более человек.

Доля средств, направленных из бюджетов различных уровней на софинансирование мероприятий программы, составляла:

- до 2008 года - из федерального бюджета – 10% расчетной средней стоимости жилья, из областного и городского - не менее 25% - для молодых семей не имеющих детей, и не менее 30% для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также неполных молодых семей;

- с 2008 года – из федерального – не менее 25% (30%), областного и городского - 10%.

Размер социальной выплаты рассчитывается на дату выдачи свидетельства.

Необходимо отметить, что п.14 Правил предусмотрены дополнительные социальные выплаты при рождении ребенка (усыновлении) 1 ребенка за счет средств бюджета субъекта РФ или местного бюджета в размере не менее 5% расчетной (средней) стоимости жилья, для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения.

Порядок согласно Правилам определяется органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправлении. Однако администрацией Воронежской области и администрацией городского округа город Воронеж порядок предоставления молодой семье - участнице программы дополнительной выплаты при рождении ребенка в период действия программы не разработан, соответственно и дополнительные выплаты не производились.

Справочно:

В городе Владимире (решением Совета народных депутатов от 21.11.2007 № 290) с 2008 года утвержден «Порядок предоставления молодой семье дополнительной социальной выплаты при рождении ребенка» в размере 5% расчетной (средней) стоимости жилья.

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01.06.2009 № 132 молодым семьям предоставляется компенсация процентной ставки по жилищным кредитам и займам и социальных выплат при рождении (усыновлении) детей за счет средств бюджета Удмуртской Республики.

Финансовое обеспечение программы

Источниками финансирования программы являлись:

- средства бюджетов всех уровней – федерального, областного и городского (объемы финансирования определяются с учетом средств, предусмотренных в соответствующих годовых бюджетах на эти цели);

- внебюджетные источники, в том числе собственные средства молодых семей, ипотечные кредиты и т.д.

Общий объем финансирования по программе предусмотрен в размере 1 055 900,0 тыс. руб., фактически выделено за период 2005-1 полугодие 2011 года - 531 810,36 тыс. руб. или 50,4%, в том числе в разрезе источников:

таблица №1

Источники

финансирования

Предусмотрено программой

(тыс. руб.)

Фактически выделено средств для финансирования

(тыс. руб.)

% исполнения программы

Объем средств за счет всех источников финансирования - всего

1 055 900

531 810,36

50,4

в том числе:

всего по бюджетам:

394 800

209 074,23

53

из них:

средства федерального бюджета

268 200

108 493,54

40,5

средства областного бюджета

83 100

78 354,90

94,3

средства городского бюджета*

43 500

22 225,79 *

51,1

внебюджетные источники**

661 100

322 736,13**

48,8

Справочно:

*Средства городского бюджета в размере 22 225,9 тыс. руб. включают в себя средства в сумме 1 601,79 тыс. руб., перечисленные молодым семьям в 1 полугодии 2011 года, из предусмотренных средств в бюджете 2011 года на финансирование новой муниципальной программы «Молодой семье - доступное жилье» (2011-2015 годы) по свидетельствам, выданным в 2010 году.

**Внебюджетные источники в размере 322 736,13 тыс. руб. включают в себя средства, оплаченные в 1 полугодии 2011 года в рамках МЦП 2005-2010 года по свидетельствам 2010 года в сумме 18 269,03 тыс. руб.

За весь период реализации программы фактический объем финансирования на социальные выплаты из бюджетов всех уровней составил 53% от предусмотренного, в том числе: средства областного бюджета – 94,3%,тогда какфедерального – 40,5%, , городского - 51,1%.

В результате ежегодного недофинансирования программы из сформировавшейся очереди на получение социальных выплат в текущем году получат господдержку семьи, ставшие на учет в сентябре 2007 года.

Денежные средства из федерального и областного бюджетов перечислялись в бюджет городского округа в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального и областного бюджетов на основании Соглашений, заключенных между Государственным заказчиком (Департамент архитектуры и строительной политики Воронежской области) и Исполнителем (администрация городского округа город Воронеж).

Объемы средств городского бюджета на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья утверждались Решениями Воронежской городской Думы «О бюджете городского округа город Воронеж ….» и использовались в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на год в соответствии с Соглашениями.

Финансирование программы осуществлялось через финансово-казначейское управление администрации городского округа в соответствии с Соглашениями:

- от 15.12.2005 № 1 – из областного бюджета получены денежные средства на предоставление социальной выплаты 4 молодым семьям - участникам программы в сумме 2 000 тыс. руб., которые освоены в 2005 году в полном объеме;

- от 20.12.2005 № 13 – из федерального бюджета - 4 семьям, в сумме 724 тыс. руб., которые освоены в полном объеме;

- от 10.10.2006 № 21 – на финансирование 39 молодых семей получено 12 211,82 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета – 2 580,48 тыс. руб., из областного – 9 631,34 тыс. руб., из которых фактически в 2006-2007 годах социальные выплаты предоставлены 36 молодым семьям на сумму 11 981,42 тыс. руб., из них денежные средства в сумме 4 804,9 тыс. руб. перечислены непосредственно через ФКУ Воронежской области без зачисления в городской бюджет.

В 2007 году неиспользованный остаток целевых средств на сумму 230,4 тыс. руб. возвращен в федеральный бюджет в связи с тем, что три молодые семьи (Полозовы - 92,19 тыс. руб., Мягковы – 69,12 тыс. руб., Моисеевы – 69,12 тыс. руб.) не реализовали выданные им свидетельства (срок реализации истек 23.06.2007). Право передачи неиспользованных средств другим молодым семьям – участникам программы указанным соглашением не предусмотрено;

- от 26.03.2007 № 25 (с учетом дополнительных соглашений от 28.06.2007 № 1, от 17.10.2007 № 2, от 07.05.2008 № 3, от 27.11.2009 № 4, от 13.12.2009 № 5) – на финансирование 115 семей получено 43 717,22 тыс. руб., в том числе: из федерального бюджета – 11 007,9 тыс. руб., областного – 28 185,2 тыс. руб., городского – 4 524,12 тыс. руб., из которых фактически в 2007-2010 годах выплаты предоставлены 115 семьям на сумму 43 469,1 тыс. руб.

Справочно:

Дополнительными соглашениями увеличены объемы финансирования за счет средств федерального и областного бюджетов:

- № 2 - на сумму 12 914,5 тыс. руб.,

- № 5 – на сумму 6 046,7 тыс. руб.

Необходимо отметить, что по дополнительному соглашению № 5 от 13.12.2009 за счет остатков денежных средств 2007 года (образовавшихся по федеральному и областному бюджетам) произведены социальные выплаты участникам программы в 2009 году.

Дополнительными соглашениями № 1, № 3 , № 4 внесены изменения в отдельные пункты соглашения;

- от 11.06.2008 № 62 (с учетом дополнительного соглашения от 27.08.2008 № 1) – на финансирование 152 семей получено 77 344,53 тыс. руб., в том числе: из федерального бюджета - 58 281,3 тыс. руб., областного – 14 063,23 тыс. руб., городского – 5 000 тыс. руб., из которых в 2008-2010 годах предоставлены выплаты 152 семьям на сумму 77 210,1 тыс. руб.;

- от 13.10.2009 № 33 (с учетом доп. соглашения от 07.12.2010 № 1) – на финансирование 44 семей получено 23 744,96 тыс. руб., в том числе: из федерального бюджета – 18 480,22 тыс. руб., областного 264,74 тыс. руб., городского – 5 000 тыс. руб., из которых в 2009-2010 годах предоставлены выплаты 41 семье на сумму 23 722,71 тыс. руб.;

- от 26.11.2009 № 23 – получено из областного бюджета на финансирование 9 семей на сумму 4 909.32 тыс. руб., из которых в 2010 году предоставлены выплаты 9 семьям на сумму 4 850,76 тыс. руб.;

- от 02.11.2010 № 34 ФЦП – на финансирование 43 семей получено 24 068, 74 тыс. руб., в том числе: из федерального бюджета – 18 143,64 тыс. руб., областного – 925,1 тыс. руб., городского – 5 000 тыс. руб., из которых в 2010 году предоставлены выплаты 23 семьям на сумму 12 889,28 тыс. руб.;

- от 02.11.2010 № 34 ОЦП – на финансирование 31 семьи получено из областного бюджета 17 651,98 тыс. руб., из которых в 2010 году предоставлены выплаты 15 семьям на сумму 8 108,66 тыс. руб.

Необходимо отметить, что соглашения в 2009 и 2010 годах заключались в конце года, что не позволило реализовать полученные денежные средства в текущем году.

За 2005-2010 годы фактически предоставлено (выплачено) социальных выплат 399 семьям на сумму 183 641,31 тыс. руб., том числе: из федерального бюджета 98 647,02 тыс. руб. (53,7%), областного – 68 531,79 тыс. руб. (37,3%), городского – 16 462,5 тыс. руб. (9%).

На 01.01.2011 неиспользованный остаток полученных целевых средств составлял 19 439,23 тыс. руб., в том числе: средства федерального бюджета – 9 616,12 тыс. руб., областного – 9 823,11 тыс. руб.

В соответствии со ст. 242 БК РФ Приказом Минфина РФ от 11.06.2009 № 51-н «Об общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение», Приказом Департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области от 07.12.2010 № 136 «о/н» «О внесении изменений в приказ департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области от 19.11.2009 № 293 «о/н» и на основании письма Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области от 12.11.2011 № 33-12/0008 в январе 2011 года произведен возврат неиспользованного остатка денежных средств (неподтвержденный выданными свидетельствами) на сумму 648,67 тыс. руб., (федеральный бюджет - 243,4 тыс. руб., областной - 405,27 тыс. руб.), по соглашениям 2007-2010 годов.

Основные причины образования остатка денежных средств:

1. Соглашение заключается в одном квартале текущего года, тогда как свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья может быть выдано в другом квартале, где стоимость квадратного метра жилья меняется, как правило, в сторону увеличения. Таким образом, первоначально предусмотренная сумма денежных средств и список претендентов на эти средства корректируются.

2. В соглашение в качестве претендентов может быть включена семья из 2-х человек, на которую предусмотрены денежные средства из расчета 35% от расчетной стоимости жилья. Однако на момент выдачи свидетельства в связи с рождением ребенка количество членов семьи увеличилось, соответственно, сумма социальной выплаты также вырастет до 40%.

3. В соглашение в качестве претендентов может быть включена семья из 4-х человек, в случае отказа от получения свидетельства высвободившиеся средства переходят в порядке очередности к следующей по списку семье, численный состав которой может быть менее 4-х человек, в результате образуется остаток денежных средств.

4. Заявленная банком сумма на предоставление социальной выплаты меньше суммы, предусмотренной выданным молодой семье свидетельством.

Полученные остатки денежных средств не всегда могли быть использованы для софинансирования мероприятий программы по причине их недостаточности в разрезе бюджетов.

На основании письма Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области до апреля 2011 года социальные выплаты семьям – участникам программы, получившим свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, из оставшихся целевых средств не производились.

В соответствии с решением Воронежской городской Думы от 20.04.2011 № 385-III и на основании постановления администрации городского округа от 31.03.2011 № 293 неиспользованные остатки целевых средств на 01.01.2011 в сумме 18 790,56 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета – 9 372,71 тыс. руб., областного – 9 417,85 тыс. руб., но подтвержденные выданными участникам программы свидетельствами о праве на получение социальной выплаты, в апреле 2011 года переданы Департаменту муниципальной собственности администрации городского округа в связи с передачей ему функций исполнителя программы. Всего для финансирования передано 38 свидетельств на общую сумму 21 768,11 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 9 372,71 тыс. руб., областного – 9 417,85 тыс. руб., городского – 2 977,54 тыс. руб.

Фактически за май-июнь 2011 года из указанных средств на 01.07.2011 социальные выплаты получила 21 семья на сумму 12 179,81 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 5 119,74 тыс. руб., областного – 5 458,28 тыс. руб., а так же из городского – 1 601,79 тыс. руб. за счет средств, предусмотренных в бюджете 2011 года на финансирование новой муниципальной программы «Молодой семье - доступное жилье» (2011-2015 годы).

Кроме того, на основании приказа Министерства регионального развития РФ от 24.03.2011 № 113 и писем Департамента архитектуры и строительной политики Воронежской области неиспользованный остаток денежных средств, полученных из федерального бюджета по соглашению № 33 от 13.10.2009 в сумме 974,54 тыс. руб., но подтвержденный распоряжениями администрации городского округа и свидетельствами, выданными семьям 30.05.2011 возвращен в соответствующий бюджет.

Письмом от 18.05.2011 № 33-12/1204 Департамент архитектуры и строительной политики гарантирует, что финансовые средства в объеме 974,54 тыс. руб. будут дополнительно выделены городскому округу на реализацию мероприятий целевой программы (2011-2015 годы).

Распоряжениями администрации городского округа от 22.06.2011 № 420-р и от 21.06.2011 № 412-р в целях обеспечения мероприятий по финансированию средств, выделенных на реализацию программы на 2002-2010 годы, внесены изменения в «Список молодых семей, претендующих на получение социальной выплаты…» по соглашению от 13.10.2009 № 33. То есть, вместо средств федерального бюджета предусмотрена выплата за счет средств бюджета городского округа.

По состоянию на 01.07.2011 не профинансировано 17 свидетельств на общую сумму 8 613,76 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 3 278,43 тыс. руб., областного – 3 959,58 тыс. руб., городского – 1 375,75 тыс. руб. (срок реализации свидетельств не истек).

Решениями Воронежской городской Думы в бюджете городского округа на реализацию муниципальной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье на 2005 – 2010 годы» (МЦП) за период с 2005 по 2010 годы предусмотрено финансирование в сумме 20 624 тыс. руб., фактически предоставлено социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в сумме 16 462,5 тыс. руб.

Следует отметить, что в нарушение ст. 179 БК РФ бюджетные ассигнования городского округа на программу сокращены: в 2009 году – в 2,9 раза или на 9 400 тыс. руб., в 2010 – в 3,7 раза или на 13 500 тыс. руб. Однако, в связи с сокращением планируемого финансирования не были внесены изменения в паспорт программы в части уменьшения бюджетных ассигнований, необходимых для реализации программных мероприятий в соответствующих финансовых годах.

Неиспользованный остаток средств, предусмотренных в бюджете городского округа, составил - 4 161,5 тыс. руб., в том числе по годам представлен в таблице № 2.

Объем финансирования программы за счет средств городского округа

Таблица № 2 (тыс. руб.)

2005г.

2006г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Всего

1полуг. 2011

Всего с учетом 2011 года

Предусмотрено в бюджете

500

500

4 600

5 000

5 000

5 024

20 624

1 601,79

22 225,79

Фактически профинансировано

-

-

4 524,12

98,4 %

5 000

100%

1 914,48

38,3%

5023,9

100%

16 462,5

79,8%

1 601,79

18 064,29

81,3%

Остаток неиспользованных средств

500

500

75,88

-

3 085,52

-

4 161,5

4 161,5

Не использование денежных средств городского бюджета, выделенных в 2005 году в сумме – 500 тыс. руб. и в 2006 году – 500 тыс. руб., связано с тем, что при формировании бюджета, в противоречие приказа Минфина РФ от 21.12.2005 № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ», расходы на социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья отражены по подразделу 0504 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства», тогда как в соответствии с указанным приказом следовало отразить по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения». В течение указанных финансовых периодов изменения в расходную часть бюджета в части изменения кода бюджетной классификации не вносились, что не позволило освоить выделенные денежные средства.

В 2009 году произведено использование средств, предусмотренных в городском бюджете, не в полном объеме в связи с поступлением денежных средства из федерального и областного бюджетов лишь в ноябре 2009 года по Соглашению от 13.10.2009 № 33, то есть в конце года. В списки претендентов на получение жилья по указанному Соглашению включены 44 семьи. Управлением за период с 02.11.2010 по 31.12.2010 выданы свидетельства о праве на получение социальной выплаты 33 семьям, из которых большая часть профинансирована только в 2010 году (срок реализации свидетельств составляет 9 месяцев). Кроме того, 11 семьям отказано в получении свидетельств по причине непредставления повторного пакета документов, а также отказов со стороны семьи или Управы в повторном признании нуждаемости (распоряжения администрации городского округа № 226-р от 11.12.2009, № 188-р от 25.03.2010).

Таким образом, при значительной потребности в бюджетных средствах на реализацию программы по обеспечению жильем молодых семей эффективность использования средств городского бюджета по муниципальной целевой программе за 2005-2010 годы составила 79,8 %, за период 2005 – 1 полугодие 2011 года – 81,3%.

Всего за 2005 - июнь 2011 годы получили в рамках программы социальные выплаты на приобретение жилья 420 молодых семей, использовано денежных средств на предоставление субсидий (социальных выплат) из бюджетов всех уровней 195 821,12 тыс. руб., в том числе: из федерального - 103 766,76 тыс. руб. (53% от общей суммы средств), областного - 73 990,07 тыс. руб. (37,8%), городского – 18 064,29 тыс. руб.(9,2%).

В результате проведенной проверки Контрольно-счетная палата городского округа город Воронеж пришла к следующим выводам:

1. В нарушение п.22 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285, администрацией Воронежской области не разработаны порядок формирования и форма списков молодых семей - участников программы.

Книга регистрации граждан о постановке на очередь молодых семей, которая является официальным документом, заведена комитетом опеки, попечительства и организации работы с молодежью только с апреля 2007 года. При этом, в нарушение нормы делопроизводства, книга не прошнурована, не пронумерована и не скреплена печатью.

В результате определить правомерность включения молодых семей первыми в списках на получение социальной выплаты в 2005, 2006 годах не представилось возможным.

2. Ввиду отсутствия в Правилах порядка информирования участников программы – претендентов (первоочередников) на получение социальной выплаты на очередной финансовый год в случае заключения соглашения и получения денежных средств в конце года, когда семьи не успевают своевременно не только оформлять документы на получение свидетельства, но и реализовать право на получение социальной выплаты.

3. В нарушение п.21 постановления Правительства РФ от 12.05.2006 № 285, решения ВГД от 23.06.2005 № 77-II по спискам, сформированным администрацией Воронежской области, в 2006 году выданы свидетельства о праве на получение субсидий и произведены социальные выплаты 39 молодым семьям, тогда как обязанность по формированию списков участников программы возлагалась на отдел по работе с молодежью администрации городского округа город Воронеж и МУ «Городской молодежный центр».

Из 39 семей 20, являясь участниками областной целевой программы «Социальное развитие села на 2005-2010 годы» по проекту «Застройка малоэтажным жильем в селе Александровка Новоусманского района», получили выплаты и по программе «Молодой семье – доступное жилье» в сумме 5 322,2 тыс. руб. Кроме того, 20 семей получили социальные выплаты не в порядке очередности, что является нарушением п.22 Правил.

4. Учитывая недостаточное финансирование целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей (2002-2010) годы», а также значительное ежегодное увеличение количества желающих принять в ней участие, целесообразно упорядочить социальные выплаты гражданам, установив нормативным документом только однократную субсидию, как это предусмотрено при оказании финансовой помощи молодым семьям за счет федерального бюджета.

5. Отсутствие контроля со стороны комитета опеки, попечительства и организации работы с молодежью за обоснованностью признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий (п.17 Правил) привело к необоснованной социальной выплате в сумме 432,0 тыс. руб. семье Васильевой Н.В., что является нецелевым использованием средств бюджетов.

Вместе с тем, из списков участников программы исключена семья Зароченцева В.В.

Управой Советского района города Воронежа семья в марте 2008 года первоначально признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако при повторном подтверждении Управой Ленинского района необоснованно отказано ей по причине превышения возраста одного из супругов. На момент включения в списки претендентов Зароченцеву В.В. исполнилось 34 года. Достижение супругами возраста 35 лет после включения в список участников программы и до окончания срока действия программы не является основанием для исключения из списка участника Программы (п.5 Правил).

6. За период 2005 - 1 полугодие 2011 года общий объем финансирования составил 50,4% от предусмотренного программой (по программе – 1 055 900 тыс. руб., фактически выделено - 531 810,36 тыс. руб.).

7. В результате ежегодного недофинансирования программы из сформировавшейся очереди на получение социальных выплат в текущем году получат господдержку семьи, ставшие на учет в сентябре 2007 года.

8. При заключении соглашения на 2007 год (между главным распорядителем средств федерального и областного бюджетов и получателем этих средств) не учтено право передачи неиспользованных средств (в случае нереализации выданных свидетельств пероочередниками) другим молодым семьям – участникам программы.

В результате в 2007 году неиспользованный остаток целевых средств на сумму 230,4 тыс. руб. возвращен в федеральный бюджет.

9. В январе 2011 года произведен возврат неиспользованного остатка денежных средств (неподтвержденный выданными свидетельствами) на сумму 648,67 тыс. руб., (федеральный бюджет - 243,4 тыс. руб., областной - 405,27 тыс. руб.).

Полученные остатки денежных средств не всегда могли быть использованы для софинансирования мероприятий программы по причине их недостаточности в разрезе бюджетов.

10. В нарушение ст. 179 БК РФ бюджетные ассигнования городского округа на программу сокращены: в 2009 году – в 2,9 раза или на 9 400 тыс. руб., в 2010 – в 3,7 раза или - 13 500 тыс. руб., однако изменения в паспорт программы в части уменьшения бюджетных ассигнований, необходимых для реализации программных мероприятий (в связи с сокращением планируемого финансирования), в соответствующих финансовых годах не вносились.

11. При формировании городского бюджета на 2005, 2006 годы в противоречие приказу Минфина РФ от 21.12.2005 № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» расходы на социальные выплаты молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в 2005 году сумме 500 тыс. руб., в 2006 – 500 тыс. руб. отражены по подразделу 0504 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства», тогда как в соответствии с указанным приказом следовало отразить по подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения».

В течение указанных финансовых периодов изменения в расходную часть бюджета в части изменения кода бюджетной классификации не вносились, что не позволило освоить выделенные денежные средства.

12.Неиспользованный остаток средств, предусмотренных в бюджете городского округа, составил - 4 161,5 тыс. руб.

Таким образом, при значительной потребности в бюджетных средствах на реализацию программы по обеспечению жильем молодых семей эффективность использования средств городского бюджета по муниципальной целевой программе за 2005-2010 годы составила 79,8 %, за период 2005 – 1 полугодие 2011 года – 81,3%.

Подводя итоги контрольного мероприятия за 2005 - июнь 2011 годы, в рамках программы социальные выплаты на приобретение жилья получили 420 молодых семей. По состоянию на 01.01.2011 в списке участников программы на получение социальной выплаты значится 2 071 семья, из них: поставлено на учет в 2007 году – 97, 2008 – 638, 2009 – 630, 2010 – 706.

В результате ежегодного недофинансирования программы из сформировавшейся очереди на получение социальных выплат в текущем году получат господдержку семьи, ставшие на учет в сентябре 2007 года.

Для большинства молодых семей отдельное жилье остается недоступным: средняя заработная плата (по данным Роскомстата в январе-августе 2010 года составляла 14,4 тыс. руб. в месяц) не позволяет улучшить жилищные условия без дополнительной помощи, а объем выделенных средств на оказание государственной поддержки не может удовлетворить потребности даже граждан льготной категории. Для выполнения государством своих обязательств необходимо значительно увеличить объем финансирования социальных программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан.

Кроме того, муниципальной целевой программой «Молодой семье – доступное жилье» (2005 - 2010годы) (в редакции решения Воронежской городской Думы от 24.12.2008 №436-II) пункт б. разд. 3.2) с января 2009 года молодой семье – участнице программы предусмотрены дополнительные социальные выплаты при рождении (усыновлении) 1 ребенка за счет средств муниципального бюджета в размере не менее 5% расчетной (средней) стоимости жилья для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения.

Однако органом местного самоуправления порядок предоставления молодой семье - участнице программы дополнительной выплаты при рождении ребенка не разработан, соответственно и выплаты не производились, при этом основная цель программы – создание системы муниципальной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в г. Воронеже, не достигнута.