Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Информация по результатам проверки реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Воронеж за 2008 – 2012 годы

Информация по результатам проверки реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Воронеж за 2008 – 2012 годы

13.09.2013

По результатам проверки Контрольно-счетная палата пришла к выводу о неэффективной работе управления жилищных отношений при разработке и реализации Программ переселения граждан из аварийного жилья, в результате стоимость переселения граждан из аварийного жилья увеличилась на 64 млн. руб.

Нарушались требования действующего законодательства о признании жилых домов непригодными для проживания. В аварийных домах, которые впоследствии включались в программы по переселению, допускалась приватизация квартир, в результате, из одной квартиры расселялась не одна семья, а несколько (в зависимости от числа собственников и раздельных лицевых счетов). В итоге, для расселения 34 приватизированных комнат в коммунальных квартирах за счет городского бюджета было приобретено 72 отдельные квартиры, что увеличило затраты бюджета на 25,3 млн. руб.

Не соблюдался принцип экономности использования бюджетных средств, установленный Бюджетным кодексом РФ: из неприватизированных коммунальных квартир наниматели переселялись в отдельные квартиры (расходы бюджета увеличились на 9,53 млн. руб.); приобретены квартиры, площади которых превысили установленные нормы на 173,6 кв. м. (15 квартир), неправомерно увеличив расходы бюджета на 4 322,6 тыс. руб.

До настоящего времени отсутствует муниципальная нормативно-правовая база по вопросам включения аварийных домов в программы, в том числе: не утвержден общий перечень аварийных многоквартирных домов на территории городского округа; не установлены критерии ранжирования (очередности) включения домов в программы.

За несоблюдение сроков переселения граждан из домов признанных аварийными, но не включенных в программы, суды выносят решения о переселении граждан за счет бюджета города, судебные штрафы по таким решениям составили 21,1 млн. руб.

Выбран неэффективный способ реализации программы – приобретение готовых квартир у застройщиков. Площади готовых квартир у застройщиков превышают социальные нормы, в итоге, дополнительные затраты городского бюджета только за счет разницы площадей между отселяемыми и предоставленными квартирами составили 235,3 млн. руб.

Несмотря на то, что в Воронеже ежегодно вводится в эксплуатацию порядка 700 тыс. кв. м жилья, застройщики не принимали участие в аукционах, поскольку рыночная стоимость жилья в Воронеже выше предельной стоимости, установленной приказами Минрегиона РФ.

В 2008 году городская Дума увеличила нормы жилья с превышением социальных норм, в 2012 году была увеличена цена покупки 1 кв. м до 39,37 тыс. руб. с превышением норматив Минрегиона на 12,07 тыс. руб.

Однако в отсутствии заявок на участие в аукционах, большая часть квартир закуплены у единственного поставщика в домах, расположенных в микрорайонах Тенистый и Шилово, в непосредственной близости от военного аэродрома «Балтимор», где стоимость жилья гораздо ниже средней рыночной по городу.

Кроме того, участились случаи отказа от переселения граждан в указанные микрорайоны, суды отказывают в исках администрации о принудительном переселении граждан. Содержание "зависших" приобретенных квартир в случаях отказа и жилых помещений в аварийных домах до их отключения от инженерных сетей обошлись бюджету в 3,65 млн. руб.

Надо отметить, что стоимость строительства муниципального жилья в Воронеже по данным статистики превышает цены Минрегиона РФ только на 10%. Причем в районах Воронежской области и в ряде других регионов программы переселения реализуются именно таким способом, поскольку экономия бюджетных средств при строительстве очевидна.

По результатам проверки направлено представление заместителю главы администрации по имущественным отношениям.

На текущий момент в целях устранения нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой в ходе контрольного мероприятия, управлением жилищных отношений проведена работа по разработке и утверждению порядка, устанавливающего критерии очередности включения домов в программы по переселению жителей городского округа город Воронеж из аварийного жилищного фонда, проводятся мероприятия по инструментальному обследованию жилых домов с целью подтверждения их аварийного состояния и, при необходимости, внесения изменений в соответствующую программу по переселению.

Кроме того, проводится работа по инвентаризации домов, в том числе жилых помещений, включенных в программу переселения граждан на 2014-2015 годы с учетом данных, полученных от Федерального бюро технической инвентаризации.

В целях сокращения расходов, связанных с выполнением мероприятий по переселению граждан их аварийного жилищного фонда, управлением строительной политики прорабатывается вопрос по строительству муниципальных жилых домов.

Решение проблемы сноса ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривается за счет разработки и реализации муниципальной адресной программы «Развитие застроенных территорий городского округа город Воронеж на 2014-2015 годы». Основным источником финансирования мероприятий программы по развитию застроенных территорий будут являться средства инвесторов.