Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

О возможностях муниципальных заказчиков по защите от недобросовестных действий подрядчиков

О возможностях муниципальных заказчиков по защите от недобросовестных действий подрядчиков

12.04.2021

Законодательством предусмотрен ряд механизмов защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае выявления недостатков качества товаров, работ или услуг в гарантийный период. Это особенно актуально применительно к результатам строительных работ, гарантийные сроки на которые являются достаточно длительными.

Законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность установления заказчиком требования обеспечения гарантийных обязательств (ч. 2.2 ст. 96 Закона 44-ФЗ). Для этого в условиях закупки и проекте контракта нужно предусмотреть требования к:

– гарантии качества (гарантийному сроку, объему гарантии, гарантийному обслуживанию);

– обеспечению гарантийных обязательств (в размере до 10% НМЦК, в форме банковской гарантии или внесения денежных средств на счет заказчика). Важно учитывать, что документ о приемке может быть подписан заказчиком только после предоставления обеспечения (ч. 7.1 ст. 94 Закона 44-ФЗ).

Кроме того, Градостроительным кодексом РФ с июля 2017 года предусмотрена субсидиарная ответственность СРО по договорным обязательствам своих членов. Для этого СРО в сфере строительства (проектирования или изысканий) формируют специальные денежные фонды обеспечения договорных обязательств своих членов в рамках договоров, заключенных на конкурентной основе по Законам №44-ФЗ или 223-ФЗ. Этот механизм сформирован с целью защиты прав заказчиков: государственных и муниципальных органов и учреждений, а также юридических лиц с государственным и муниципальным участием.

Следует отметить, что субсидиарная ответственность СРО не заменяет иные виды обеспечения договорных обязательств. Статьей 399 Гражданского кодекса РФ определены общие условия наступления ответственности субсидиарного должника. Это отказ основного должника удовлетворить требование кредитора, а также отсутствие возможности зачета встречного требования к основному должнику либо бесспорного взыскания средств. Согласно позиции, которая неоднократно выражена в судебных актах, порядок предварительного обращения к основному должнику соблюден, если кредитор предъявил письменное требование и получил отказ в его удовлетворении либо не получил ответа в разумный срок (п. 53 постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996).

Важно учитывать, что ст. 60.1 ГрК РФ предусмотрены дополнительные условия определения размера субсидиарной ответственности:

– возмещению из компенсационного фонда подлежат реальный ущерб и неустойка (штраф) вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств членом СРО;

– в случае, если ответственность члена СРО по договору застрахована, то возмещение выплачивается в части, не покрытой страховкой;

– размер выплаты по одному требованию не может превышать 1/4 доли средств фонда. Кроме того, предусмотрен исключительно судебный порядок рассмотрения требований к СРО.

Таким образом, для возникновения у СРО соответствующей обязанности требуется соблюдение определенных условий:

– членство подрядчика в СРО на момент заключения контракта;

– контракт должен быть заключен не ранее 01.07.2017 и с использованием конкурентных способов;

– заказчик должен предварительно обратиться с соответствующим требованием к подрядчику и только затем обратиться письменно к СРО;

– затем обратиться в суд к СРО как субсидиарному ответчику. В судебном разбирательстве основной должник должен быть привлечен в качестве третьего лица (п. 3 ст. 399 ГК РФ). О положительной практике по реализации данных норм см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.12.2020 № 07АП-10374/2020 по делу № А45-13203/2020, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2021 № 05АП-8655/2020 по делу № А59-3273/2020 и др.

Необходимо отметить, что в случае ликвидации подрядчика заказчик также вправе предъявить к СРО требования по исполнению гарантийных обязательств. Заказчик имеет право требовать от СРО возмещения понесенного им реального ущерба, а также неустойки (штрафа) в судебном порядке. А при исключении СРО из госреестра гарантийные обязательства переходят к Национальному объединению СРО.

КСП Воронежа обращает внимание муниципальных заказчиков на необходимость в целях соблюдения принципов эффективного использования бюджетных средств (ст. 34 Бюджетного кодекса РФ) принятия исчерпывающих мер по защите от недобросовестных действий подрядчиков, взысканию штрафных санкций и возмещению причиненного ущерба с использованием всех предусмотренных законом механизмов.