Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

КС ограничил пределы ответственности муниципалитетов за несанкционированные свалки

КС ограничил пределы ответственности муниципалитетов за несанкционированные свалки

01.06.2023

30 мая Конституционный Суд провозгласил Постановление № 27-П по делу о проверке конституционности ряда положений законодательства о порядке ликвидации несанкционированных свалок (ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса», п. 18 ч. 1, ч. 3,4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 9, п. 1 и 2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 10 и 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п.16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).

История вопроса

Обращению в КС РФ предшествовали 2 спора, рассмотренных всеми судами общей юрисдикции вплоть до Верховного суда. В одном споре суды по иску регоператора согласились с тем, что обязанность ликвидировать несанкционированную свалку на землях неразграниченной собственности лежит на местной администрации (городского поселения). В другом деле, по иску прокурора суды обязали администрацию района ликвидировать свалку на участке, относящемся к землям сельхоз назначения (федеральной собственности) на территории муниципалитета, поскольку свалка возникла в результате жизнедеятельности села.

Местные власти выступили против возложения на них ответственности за содержание государственных земель и обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на участках, не находящихся в их собственности. Заявители указывали, что государство не передает им необходимых для этого материальных и финансовых средств, произвольно смешивая понятия «собственник земельного участка» и «лицо, уполномоченное на распоряжение земельным участком».

Итоги рассмотрения дела

Рассматривая дело КС РФ исходил из следующих принципиальных позиций:

1. Система обращения с отходами в России построена на взаимодействии и участии в ней всех трех уровней власти. При этом принадлежность и объем полномочий органов публичной власти по ликвидации несанкционированных свалок, обнаруженных на землях в границах муниципалитетов, но не находящихся в их собственности, четко не определены.

2. На органы местного самоуправления прямо не возложена обязанность по ликвидации свалок. Они не вправе привлекать к ответственности за нарушения земельного законодательства, ограничены в основаниях для проведения соответствующих проверок, то есть, обладают небольшим объемом полномочий в этой сфере.

3. Задача по ликвидации несанкционированных свалок имеет общегосударственное значение, а потому в ее решении должны участвовать органы всех уровней власти. Муниципалитеты не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию таких свалок на участках, расположенных в их границах, но принадлежащих государству, если собственник отходов (разместившее их лицо) не установлен.

4. Наделение местных властей полномочиями в отношении таких земель и обязанность действовать от имени «государственного» собственника не могут рассматриваться как основание для возложения на них всей полноты ответственности за расчистку свалок (если только эти свалки не возникли вследствие умышленных действий муниципалитетов).

В результате суд постановил:

1. Признать оспариваемые положения законодательства не соответствующими Конституции РФ. Они не должны являться основанием для возложения на муниципалитеты обязанности по ликвидации за счет собственных средств мест несанкционированного размещения ТКО или для взыскания с них расходов, понесенных регоператором на ликвидацию свалок, в следующих случаях:

– на земельных участках в госсобственности, если не обеспечено финансирование РФ или субъектом РФ исполнения муниципалитетом этой обязанности. Но, если будет доказано, что отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, – муниципалитет может рассчитывать не на полное финансирование, а на «справедливое гарантированное софинансирование»;

– на землях, государственная собственность на которые не разграничена, если отсутствует как в федеральных законах, так и в законах субъектов РФ прямое указание на полномочия местного самоуправления по ликвидации таких мест с одновременным закреплением условий о передаче финансовых ресурсов.

– не должно быть установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или его должностного лица.

2. Законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок.

3. До этого на местные власти может быть возложена соответствующая обязанность, но при условии определения судом – исходя из обстоятельств конкретного дела – объема необходимого финансирования из федерального или регионального бюджета.

4. Если же муниципалитеты после провозглашения Постановления КС исполнят такие судебные решения и расчистят места несанкционированных свалок полностью за свой счет, то они имеют право на возмещение понесенных расходов за счет федерального бюджета и/или бюджета субъекта.