Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Проект изменений в Бюджетный кодекс РФ

Проект изменений в Бюджетный кодекс РФ

21.06.2023

Правительством РФ 07 июня на рассмотрение Государственной Думы внесен законопроект № 375105-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации ….» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/375105-8). Плановая дата рассмотрения Государственной Думой – 21.06.2023.

Законопроектом предлагаются следующие основные изменения:

1. Объединение субсидий юридическим лицам различной организационно-правовой формы (как бюджетным и автономным учреждениям, так и иным некоммерческим организациям, коммерческим организациям) в рамках одной группы видов расходов (ст. 21 БК). Согласно пояснительной записке цель этого объединения – упрощение процедуры перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставляемых на конкурсной основе.

2. Новая редакция абз. 5 п. 1 ст. 40 БК предусматривает предоставление налоговыми органами финансовым органам по их запросам сведений в разрезе юридических лиц о принадлежности в соответствии со ст. 45 Налогового кодекса денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа как при зачете денежных средств в счет конкретных видов налогов, так и при возврате из бюджетов сумм налогов на единый налоговый платеж при уменьшении совокупной обязанности налогоплательщика.

Как указано в пояснительной записке это изменение вводится в связи с поступающими обращениями финансовых органов субъектов РФ об отсутствии у них информации о произведенных возвратах из региональных и местных бюджетов сумм налогов в разрезе юридических лиц, что приводит к отсутствию полной информации об исполнении доходной части бюджетов и негативно отражается на качестве анализа налоговых поступлений и планировании кассовых поступлений и выплат.

3. В ст. 40.1 БК – вводится возможность возврата излишне взысканных денежных средств на счета ТО ФССП России по заявлениям подразделений судебных приставов, на исполнении в которых находилось исполнительное производство о взыскании платежей в бюджет. Это изменение устранит пробел в правовом регулировании, когда ошибочно взысканные приставами средства, поступившие в бюджет, не могли быть возвращены по заявлению самих судебных приставов (возврата мог потребовать только плательщик).

4. На постоянной основе закрепляется с 2024 года норматив зачисления в бюджеты субъектов РФ сумм административных штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального или местного значения (ст. 46 БК).

5. В части доходов федерального бюджета в ст. 50 БК вводятся нормы о зачислении налога на сверхприбыль прошлых лет (законопроект об установлении налога находится на рассмотрении), в ст. 56.1 и 56.4 – о зачислении компенсационного платежа за неисполнение юридическим лицом, ИП, которым принадлежат отдельные производственные объекты, установленных Федеральным законом «Об охране окружающей среды» требований.

6. Изменения в ст. 69.2 БК предусматривают полномочия Правительства РФ установить общие требования к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания учреждениями всех публично-правовых образований. В настоящее время общие требования установлены 20 ведомственными приказами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пояснительной записке установление Правительством общих требований обеспечит определение одинакового перечня затрат, учитываемых при расчете финансового обеспечения государственного (муниципального) задания, единообразный подход к порядку расчета нормативных затрат, с учетом применения отраслевых и территориальных особенностей оказания услуг учреждениями всех публично-правовых образований.

7. В ст. 165 БК исключается полномочие методического обеспечения внутреннего финансового контроля как отдельное бюджетное полномочие Минфина. При этом согласно пояснительной записке разъяснения отдельных аспектов организации и осуществления внутреннего финансового контроля предоставляются Минфином России в рамках полномочия по нормативному обеспечению осуществления внутреннего финансового аудита.

8. Изменения в ч. 4 и 5 ст. 179.4 БК предполагают установление целевого использования платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам регионального, межмуниципального и местного значения тяжеловесными транспортными средствами, по аналогии с действующим положением данной статьи в отношении федеральных дорог. Предлагается обеспечить направление доходов региональных и местных бюджетов, получаемых за счет данной платы, на осуществление дорожной деятельности.

Кроме того, в целях наполнения региональных и муниципальных дорожных фондов к источникам их формирования предлагается отнести доходы указанных публично - правовых образований от административных штрафов за нарушения правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства. К таким доходам в настоящее время относятся:

– суммы административных штрафов, выявленные при осуществлении весового и габаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если постановления о наложении указанных административных штрафов вынесены должностными лицами федеральных органов исполнительной власти (в редакции законопроекта – зачисляются в бюджеты субъектов);

– суммы штрафов, налагаемых за такие правонарушения мировыми судьями, совершенные на дорогах не только регионального, межмуниципального, местного значения, но и федерального значения (согласно ст. 46 БК зачисляются в равных пропорциях в бюджеты субъектов и муниципальных образований).

9. Статья 264.1 БК дополнена новым пунктом о праве Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта, местной администрации принять решение о передаче соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта и муниципального образования централизуемых полномочий по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности бюджетных и автономных учреждений. Кроме того, дополнениями в п. 6 ст. 264.1 БК предусмотрена возможность высшего исполнительного органа субъекта РФ на основании обращения органа местного самоуправления принять решение о передаче централизуемых полномочий органов местной администрации, их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений финансовому органу субъекта РФ.

10. Положениями новой статьи 264.1-1 БК предусматривается размещение в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» информации о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах РФ, федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, а также об операциях, их изменяющих, и полученных финансовых результатах.

Законопроект предлагается ввести в действие со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вводимых в действие с 01.09.2023 и с 01.01.2024.