Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Конституционный Суд встал на сторону работников в вопросе оплаты сверхурочных

Конституционный Суд встал на сторону работников в вопросе оплаты сверхурочных

06.07.2023

27 июня Конституционный Суд провозгласил Постановление № 35-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса РФ и абз. 2 постановления Правительства РФ «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» (в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко).

Оспариваемые нормы:

– ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса РФ: «сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере»;

– абз. 2 постановления Правительства РФ от 22.07.2008 № 554: «минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20 процентов часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время».

История вопроса.

Гражданин работал сторожем в муниципальном учреждении. Ему был установлен сменный график работы с суммированным учетом рабочего времени. Работа осуществлялась, в том числе, в ночное время, в нерабочие праздничные дни, сверхурочно. Заработная плата складывалась из должностного оклада (немногим более 3 тыс. руб.) и надбавки за выслугу лет (20%). В этой связи ежемесячно производилась доплата до МРОТ.

Полагая, что работодатель неправильно начисляет ему заработную плату, гражданин обратился в суд. В обоснование иска он указал, что расчет причитающихся ему выплат за работу в ночное время, в нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу производился исходя лишь из его оклада, установленного в размере, значительно меньшем, чем МРОТ. Он полагал, что справедливо было исходить хотя бы из МРОТ. В результате суды общей юрисдикции иск не удовлетворили.

Рассматривая дело КС РФ исходил из следующего.

Правило об оплате сверхурочной работы в повышенном размере является традиционным для советского и российского законодательства. При этом правовое регулирование четко не определяло, какие именно выплаты, входящие в структуру заработной платы, подлежали увеличению при исчислении оплаты сверхурочной работы. Исторически это сложилось в условиях, когда тарифная составляющая заработной платы (тарифная ставка, оклад, должностной оклад), как правило, представляла собой бо́льшую, а нередко и единственную часть заработка. Но с появлением новых систем оплаты труда постепенно менялся и удельный вес тарифной составляющей: бо́льшую же часть стали составлять компенсационные и стимулирующие выплаты.

В подобной ситуации отсутствие в законодательстве указания относительно того, какие именно выплаты, входящие в состав заработной платы, подлежат увеличению при оплате сверхурочной работы, привело к разбалансировке правового регулирования. Это послужило предпосылкой для формирования в правоприменительной практике устойчивой тенденции к расчету оплаты сверхурочной работы исходя лишь из часовой тарифной ставки (оклада рассчитанного за час работы), исчисленной, в свою очередь, из месячной тарифной ставки (оклада), причем без учета иных видов выплат, предусмотренных действующей у конкретного работодателя системой оплаты труда. Более того, на это прямо указано в  письме Министерства здравоохранения РФ от 02.07.2014 № 16-4/2059436 и в Руководстве по соблюдению обязательных требований трудового законодательства, которое утверждено приказом Федеральной службы по труду и занятости от 11.11.2022 № 253.

Вместе с тем, сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем работа, произведенная в пределах установленной продолжительности рабочего времени. В противном случае не достигается цель компенсации повышенных трудозатрат и сокращения времени отдыха, а работодатель приобретает возможность злоупотребления своим правом привлекать работников к сверхурочной работе. Кроме того, работники, выполняющие работу сверхурочно, оказываются в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего времени.

Конституционный суд постановил:

1. Признать абз. 2 постановления Правительства РФ «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в 24 ночное время» не противоречащим Конституции, поскольку он обязывает работодателя произвести оплату работы в ночное время в повышенном размере по сравнению с оплатой такой же работы, выполняемой в период, не относящийся к ночному времени.

2. Признать положения ч. 1 ст. 152 ТК РФ не соответствующими Конституции, в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.

3. Федеральному законодателю надлежит – внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в частности предусмотреть конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы, с тем чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени.

Впредь до внесения изменений в правовое регулирование оплата труда привлеченного к сверхурочной работе работника, заработная плата которого – помимо тарифной ставки или оклада – включает компенсационные и стимулирующие выплаты, производится следующим образом: время, отработанное в пределах установленной продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчета тарифной ставки или оклада с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, причем работнику должна быть гарантирована заработная плата в размере не ниже МРОТ без учета дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Время, отработанное сверхурочно, оплачивается – сверх заработной платы, – из расчета 1,5 (за первые 2 часа) либо 2-й (за последующие часы) тарифной ставки или оклада с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад.

Тем самым оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени. Причем, указанное выше не является основанием для одностороннего отказа работодателя от исполнения условий коллективных договоров, локальных нормативных актов и трудовых договоров, предусматривающих оплату сверхурочной работы в более высоком размере, а равно и для произвольной отмены работодателем фактически сложившегося в конкретной организации более льготного порядка оплаты сверхурочной работы.