Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Изменения законодательства о концессионных соглашениях

Изменения законодательства о концессионных соглашениях

12.07.2023

Федеральным законом от 10.07.2023 № 296-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы:

– от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;

– от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве…». Также изменения затронули Закон РФ от 21.02.1992 года № 2395-I «О недрах».

Основные изменения затрагивают следующие положения:

1. В Федеральный закон № 115-ФЗ вводится перечень требований, которым должен соответствовать концессионер. В частности, непроведение ликвидации юрлица, отсутствие возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве), неприостановление деятельности в порядке, установленном КоАП, отсутствие регистрации юрлица в офшорной зоне.

2. Вводится определение понятий «техническое обслуживание объекта концессионного соглашения» и «реконструкция объекта соглашения» о государственно-частном/муниципально-частном партнерстве. Так, к техническому обслуживанию объекта КС относятся мероприятия, направленные на его поддержание в исправном, безопасном, пригодном для его эксплуатации состоянии и осуществление его текущего и (или) капитального ремонта. Перечень таких мероприятий устанавливается соглашением.

3. Предусматривается дополнительное требование к иному имуществу (имуществу, принадлежащему концеденту и образующему единое целое с объектом КС или предназначенному для использования в целях создания условий осуществления концессионером деятельности, предусмотренной соглашением) – оно должно быть свободным от прав третьих лиц на момент передачи концессионеру, если законом не установлено иное.

4. Допускается включение в качестве четвертой стороны по соглашению между концессионером, концедентом и кредиторами – субъекта РФ, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по КС, при условии определения прав и обязанностей такого субъекта РФ в соглашении и соблюдения требований бюджетного законодательства РФ.

5. Закрепляются нормы о финансовом участии концедента в исполнении концессионного соглашения. Так, фиксируются сложившиеся на практике формы данного участия:

-   капитальный грант – финансирование на этапе создания и (или) реконструкции части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта;

- плата концедента – возмещение или финансовое обеспечение на этапе эксплуатации расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта, его использование (эксплуатацию);

- обеспечение минимального гарантированного дохода, в случае если КС предусматривает получение концессионером доходов от использования (эксплуатации) объекта соглашения.

При этом закрепляется, что предельный размер финансового участия концедента должен быть меньше общего размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта соглашения, а также на использование (эксплуатацию) объекта соглашения и иного передаваемого концедентом имущества.

Указанными расходами признаются затраты, которые понесены концессионером и концедентом на создание или реконструкцию объекта КС, а также на использование(эксплуатацию) объекта и иного передаваемого концедентом концессионеру имущества. При этом в расходы могут быть включены расходы на уплату процентов и иных платежей по кредитам (займам), привлеченным концессионером в целях исполнения своих обязательств, страхование риска случайной гибели или случайного повреждения объекта соглашения и иного передаваемого имущества, обеспечение исполнения концессионером обязательств по соглашению.

6. Предусматривается перевод в разряд существенных условий КС размера и порядка определения размера и условий финансового участия концедента, в случае если соглашением предусмотрено финансовое участие концедента.

7. С антимонопольным органом теперь необходимо согласовывать изменение условий КС, только в том случае, если они приводят к изменению форм финансового участия концедента, общего размера или переносу сроков выплаты. Для изменения условий концессионных соглашений, заключенных без конкурса с концессионером, определенным Правительством РФ, теперь не требуется предварительное получение согласия антимонопольного органа.

8. Федеральный закон закрепляет, что финансовое участие концедента осуществляется с учетом требований, предусмотренных бюджетным законодательством. Невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по финансовому участию в исполнении КС будет считаться существенным нарушением соглашения со стороны концедента.

9. В Федеральный закон № 115-ФЗ и Федеральный закон № 224-ФЗ вносятся изменения, предусматривающие возможность включать в КС и соглашение о ГЧП/МЧП условия об особых обстоятельствах. Под ними понимаются обстоятельства, наступление которых может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению концессионером/частным партнером обязательств по КС/соглашению о ГЧП/МЧП и (или) возникновению у него дополнительных расходов и (или) недополученных доходов, связанных с наступлением таких обстоятельств.

Предусмотрены возможные последствия наступления таких обстоятельств – обязательство концедента/публичного партнера по возмещению таких дополнительных расходов и (или) компенсации таких недополученных доходов концессионера.

10. Вводятся нормы, направленные на совершенствование конкурсных процедур. В частности, в отношении КС предлагается уточнение критериев конкурса на их заключение по аналогии с законодательно зафиксированными критериями конкурса на заключение соглашения о ГЧП/МЧП: технические, финансово-экономические и юридические.

11. Уточняются сроки и порядок рассмотрения публично-правовыми образованиями предложений о заключении КС, поступивших в порядке частной инициативы.

12. Вводится механизм компенсации затрат инвестора на подготовку предложения о заключении КС в порядке частной инициативы. Речь идет о возмещении победителем конкурса лицу, которое выступило инициатором заключения соглашения, документально подтвержденных расходов на подготовку частной инициативы. При этом Правительство РФ вправе установить предельный размер подлежащих возмещению расходов.

13. Федеральный закон № 115-ФЗ и Федеральный закон № 224-ФЗ дополняются положениями, регламентирующими сроки, порядок и основания принятия конкурсной комиссией, а также концедентом/публичным партнером решений, направленных на заключение КС/соглашения о ГЧП/МЧП с заявителем, представившим единственную заявку на участие в конкурсе.

14. Указанные Федеральные законы также дополняются положением, закрепляющим возможность проведения с 01.03.2024 открытого конкурса в электронной форме на электронной площадке, определенной концедентом/публичным партнером, оператор которой включен в перечень операторов электронных для госзакупок. С 01.01.2026 года проведение открытого конкурса будет осуществляться исключительно в электронной форме на электронной площадке. В связи с этим вводятся новые главы, предусматривающие особенности проведения конкурса в электронной форме

15. Изменения в Закон «О недрах», предусматривают, что основанием предоставления права пользования участками недр будет являться принятое решение органа государственной власти субъекта РФ о предоставлении без проведения аукциона права пользования участком недр местного значения, необходимых для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования.

Федеральный закон вступает в силу с 01.10.2023 за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу. При этом закон содержит оговорку о нераспространении положений норм на КС, соглашения о ГЧП/МЧП, заключенные до дня его вступления в силу.