Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Изменения в регулировании установления границ населенных пунктов и территориальных зон

Изменения в регулировании установления границ населенных пунктов и территориальных зон

22.08.2023

Госдума 19 июля приняла в третьем чтении Законопроект № 322234-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях регулирования вопросов, связанных с установлением границ населенных пунктов и границ территориальных зон) (https://sozd.duma.gov.ru/bill/322234-8). Поправки вступят в силу с 2024 года.

Как указано в пояснительной записке, проект разработан в целях:

-    устранения пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка;

-    урегулирования вопросов, возникших в правоприменительной практике при установлении границ населенных пунктов и территориальных зон и внесении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);

-    совершенствования действующего законодательства в части порядка исправления реестровых ошибок органом регистрации прав.

По данным Росреестра, по состоянию на 1 марта этого года, в ЕГРН внесено 52,2% границ населенных пунктов и 38,6% – территориальных зон. Основным препятствием для внесения в ЕГРН таких сведений, по мнению разработчиков проекта, являются выявляемые пересечения границ населенных пунктов и территориальных зон с границами земельных участков, что по общему правилу не допускается земельным законодательством.

Основные изменения предлагается внести в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс и Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В чем суть изменений.

1. Законопроектом предусматривается возможность установления границ населенных пунктов, территориальных зон, а также внесение изменений в документы терпланирования муниципального образования независимо от наличия пересечения границ одного земельного участка (в соответствии с границами которого устанавливаются границы населенного пункта, терзоны), с границами другого земельного участка.

В соответствии с изменениями ч. 4 ст. 30 ГрК «границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в установленных Земельным кодексом и другими федеральными законами случаях могут пересекать границы тер». В новой редакции ч. 3 ст. 34 ГрК допускается пересечение границ терзон с границами зон с особыми условиями использования территорий, границами территорий объектов культурного наследия, границами территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения.

Согласно новой ч. 7 ст. 11.9 ЗК не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы терзон, лесничеств, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов. При выявлении пересечения его устранение осуществляется в порядке, установленном законом.

2. Росреестр получает право исправлять «реестровые ошибки» – устранять пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельных участков, при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельных участков. Росреестр уведомляет о внесенных в реестр границ ЕГРН изменениях уполномоченные на установление границ органы государственной власти, органы местного самоуправления. В соответствии с новой редакцией ст. 33 ГрК, в случае изменения описания местоположения границ территориальной зоны в связи с устранением пересечения указанных границ с границами земельных участков орган местного самоуправления обеспечивает внесение изменений в правила землепользования и застройки путем приведения их в соответствие со сведениями, указанными в уведомлении, направленном органом регистрации прав.

3. Для уточнения границ земельного участка, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования и границы между регионами, предлагается разделять их без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного земельного участка в связи с уточнением местоположения границ такого участка.

При этом орган регистрации уведомляет орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение исходным земельным участком, а также его правообладателя о результатах кадастрового учета. К третьему чтению проект дополнен нормой, согласно которой «допускается образование земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, при отсутствии проекта межевания территории на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (за исключением случаев, если образование земельного участка требуется для реконструкции автомобильной дороги» (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ).

4. Согласно действующей редакции ст. 34 Закона № 218-ФЗ Росреестр вправе самостоятельно внести изменения в сведения о местоположении границ населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН при условии, что 75 и более процентов площади земельного участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны. Как отмечается в пояснительной записке, значительное количество выявленных пересечений не попадает в установленный критерий, что не позволяет применить указанную норму.

В этой связи предлагается следующее. Если наложение земельного участка составляет более 50% на территорию населенного пункта, то Росреестр сможет самостоятельно внести изменения в сведения о местоположении границ населенных пунктов и территориальных зон. Уточненные координаты орган местного самоуправления будет утверждать в планировочных документах такого населенного пункта без рассмотрения на публичных слушаниях. 

5. Законопроектом также уточняются требования к подготовке межевого плана в случае, если при кадастровых работах выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, границами муниципального образования, границами субъектов РФ.

6. Положения ст. 18 ГрК дополняется ч. 7 и 8, согласно которым внесение в документы территориального планирования муниципального образования изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения этих границ с границами земельных участков, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Органом государственной власти субъекта РФ может быть установлено, что устранение пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов), терзон с границами земельных участков в порядке, установленном федеральным законом, осуществляется без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления на территории данного субъекта.

7. Росреестр также получает право исправлять ошибки в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке. Роскадастр наделяется полномочиями на «определение координат характерных точек границ земельных участков, в описании местоположения границ которых обнаружена ошибка, смежных и (или) несмежных земельных участков, определение площади таких земельных участков, координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении ошибок в целях реализации положений ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ».

В заключениях ответственных комитетов Государственной Думы отмечено, что принятие законопроекта позволит устранить препятствия для подготовки документов, содержащих описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон, и наполнения ЕГРН сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.