Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой юридической ответственности

Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой юридической ответственности

30.10.2023

В связи с неподписанием победителем аукциона проекта контракта в установленный законом пятидневный срок заказчик разместил в единой информационной системе протокол отказа от заключения контракта, в соответствии с которым ООО было признано уклонившимся от заключения контракта. До публикации протокола о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта общество по электронной почте направило в адрес заказчика письмо с просьбой не признавать его уклонившимся от заключения контракта, поскольку товар в полном объеме изготовлен и готов к отгрузке, заказчику направлено обеспечение исполнения контракта. В этот же день обществом было направлено учреждению повторное письмо с изложением обстоятельств и просьбой продлить срок подписания проекта контракта.

Кроме того ООО направило в региональное управление Федеральной антимонопольной службы заявление с просьбой рассмотреть возможность заключения контракта с учетом изложенных обстоятельств. Однако решением управления сведения, представленные в отношении общества, были включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.

Считая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта антимонопольного органа незаконным.

Судами первой и апелляционной инстанций требование ООО было удовлетворено, решение управления признано незаконным. Арбитражный суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, в удовлетворении требования общества отказал.

При рассмотрении дела в Верховном суде судейской коллегией были приняты к вниманию следующие обстоятельства:

- включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой юридической ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае;

- меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств;

- суды первой и апелляционной инстанций установили отсутствие у общества умысла на уклонение от заключения контракта; совершение необходимых приготовлений к исполнению контракта; социально ориентированный характер деятельности заявителя; продолжительный период надлежащего исполнения государственных и муниципальных контрактов, в том числе заключенных с учреждением; незначительный объем поставок по подлежащему заключению контракту при всем объеме исполненных контрактов и несопоставимость цены контракта наказанию с учетом правовых последствий для заказчика, вызванных незаключением проекта контракта.

В связи с этим судебный акт кассационной инстанции был отменен, а решения судов об удовлетворении требований ООО об исключении из РНП оставлены в силе.