Включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой юридической ответственности
30.10.2023Кроме того ООО направило в региональное управление Федеральной антимонопольной службы заявление с просьбой рассмотреть возможность заключения контракта с учетом изложенных обстоятельств. Однако решением управления сведения, представленные в отношении общества, были включены в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Считая свои права нарушенными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта антимонопольного органа незаконным.
Судами первой и апелляционной инстанций требование ООО было удовлетворено, решение управления признано незаконным. Арбитражный суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, в удовлетворении требования общества отказал.
При рассмотрении дела в Верховном суде судейской коллегией были приняты к вниманию следующие обстоятельства:
- включение в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой юридической ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае;
- меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств;
- суды первой и апелляционной инстанций установили отсутствие у общества умысла на уклонение от заключения контракта; совершение необходимых приготовлений к исполнению контракта; социально ориентированный характер деятельности заявителя; продолжительный период надлежащего исполнения государственных и муниципальных контрактов, в том числе заключенных с учреждением; незначительный объем поставок по подлежащему заключению контракту при всем объеме исполненных контрактов и несопоставимость цены контракта наказанию с учетом правовых последствий для заказчика, вызванных незаключением проекта контракта.
В связи с этим судебный акт кассационной инстанции был отменен, а решения судов об удовлетворении требований ООО об исключении из РНП оставлены в силе.