Верховный Суд: судебная экспертиза по самовольным постройкам может проводиться только в государственных судебно-экспертных организациях
30.07.2024Документ: Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 05.06.2024 № АПЛ24-200 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 20.03.2024 № АКПИ23-1168».
Суть спора: Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 № 3214-р утвержден перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями. В октябре 2023 в это распоряжение внесено изменение – Перечень дополнен разделом VIII «Судебные экспертизы по гражданским делам, связанным с самовольным строительством». В данном разделе в качестве вида судебной экспертизы, проводимой исключительно государственными судебно-экспертными организациями, указана судебная строительно-техническая экспертиза.
Общество с ограниченной ответственностью «Межрегиональный Экспертный Центр «Флагман» и общероссийская общественная организация содействия судебно-экспертной деятельности «Судебно-экспертная палата Российской Федерации» обратились в Верховный Суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующими этих норм. По мнению истцов они создают дискриминационные условия для осуществления экспертной деятельности. Решением от 20.03.2024 в удовлетворении иска отказано.
Апелляционная коллегия Верховного Суда подтвердила правильность выводов первой инстанции, указав следующее:
- статья 41 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности закрепляет возможность проведения судебной экспертизы вне государственных учреждений. Однако Правительство может устанавливать перечень видов экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями;
- содержание оспариваемых актов соответствует нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые отношения, и имеющим большую юридическую силу, поскольку ограничение на проведение отдельных видов экспертиз государственными судебно-экспертными организациями установлено непосредственно федеральным законодателем. Правительству предоставлено право определить только виды этих экспертиз;
- доводы о том, что распоряжения № 3214-р и 3041-р носят нормативный характер несостоятельны, поскольку эти акты регулируют оперативные и другие текущие вопросы, направлены на организацию исполнения предписаний федерального закона;
- заявляя о нецелесообразности проведения судебных экспертиз по гражданским делам, связанным с самовольным строительством, в государственных судебно-экспертных организациях, административные истцы ставят вопрос о внесении в Перечень изменений в предлагаемой ими редакции. Однако решение этого вопроса относится к исключительной компетенции Правительства РФ;
- Верховный Суд не обладает полномочиями по осуществлению нормоконтроля в отношении федеральных законов. Это предмет ведения Конституционного Суда РФ.
Таким образом, Верховный Суд подтвердил исключительное право Правительства РФ устанавливать перечень судебных экспертиз, которые вправе осуществлять только государственные судебно-экспертные организации.
Отметим, что исключительно в государственных организациях проводятся также судебные экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустройства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости: судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза.