Минстрой разъяснил требования к членству в саморегулируемых организациях при одновременном выполнении ПИР и СМР
02.11.2024Минстрой в своем письме сообщил следующее.
Вопрос о необходимости членства в СРО соответствующих видов в случае, если предметом договора подряда является одновременно выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, неоднократно рассматривался Минстроем России, в том числе по запросам Федеральной антимонопольной службы.
Позиция Минстроя по указанному вопросу однозначна. Так, п. 1 ст. 49 ГрК РФ установлены основания для осуществления отдельных видов деятельности юридическими лицами, одним из которых является членство в СРО. При этом право осуществлять работы по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договору строительного подряда, возникает у ИП, юридического лица на основании членства в СРО в соответствующей сфере (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
Необходимо учитывать, что заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 и 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-Ф3). Обязанностью указанного заказчика является, в том числе, проверка соответствия участников закупок установленным им требованиям. В этой связи в случае проведения единой закупки указанных работ, ИП или юрлицо, не обладающие правом выполнять такие работы, не вправе принимать участие в закупке.
Член СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта не может подтвердить соответствие требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ по инженерным изысканиям и (или) подготовке проектной документации, к опыту работы, связанной с объектом закупки, наличию квалифицированных работников в соответствующей сфере деятельности. Привлеченный им на субподряд член СРО в области инженерных изысканий и (или) архитектурно-строительного проектирования проверку в рамках этой закупки не проходил, свой опыт работы и кадровый состав не подтверждал.
Кроме того, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ установлено обязательное требование об обеспечении выполнения инженерных изысканий и подготовки проектной документации соответственно специалистами в соответствующей сфере. Такие специалисты должны быть трудоустроены по месту основной работы соответственно у члена СРО в области инженерных изысканий, у члена СРО в области архитектурно-строительного проектирования и осуществляют трудовые функции, предусмотренные ст. 55.5-1 ГрК РФ, в том числе утверждение проектной документации, результатов инженерных изысканий, со дня включения сведений о них в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (п. 2 ч. 6 ст. 55.5, ч. 1, п. 3 ч. 3 и ч. 7 ст. 55.5-1 Кодекса). В принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на экспертизу, выполненных лицом, которое не соответствует требованиям, будет отказано на основании п. 2 и 5 ч. 8 ст. 49 Кодекса. Таким образом, член СРО только в области строительства, реконструкции, капитального ремонта не вправе заключить договор подряда, предметом которого являются одновременно работы по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, и не может выполнить в полном объеме обязательства по договору.
В случае, если заказчик не предусмотрит в документации о единой закупке одновременно требование о членстве участника закупки в СРО в соответствующей области, с учетом положений ст. 60 и 60.1 ГрК РФ возникает риск непредусмотренных выплат из бюджета соответствующего уровня при причинении вреда вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации в связи с невозможностью регрессного требования к СРО соответствующего вида. Кроме того, невозможна и компенсация из средств соответствующего компенсационного фонда ущерба, причиненного в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору генподряда, заключенному по итогам такой единой закупки, и возврат средств в бюджет соответствующего уровня.
Напомним, что ФАС до настоящего времени придерживался иной позиции (Письмо ФАС России от 11.07.2023 № МШ/54828/23, п. 1), согласно которой заказчик должен устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в СРО, область регулирования которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки. То есть, по мнению ФАС в рассматриваемой ситуации достаточно членства в СРО в области строительства, а установление заказчиком требования о членстве сразу в трех СРО рассматривается как административное правонарушение по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ (см., например, Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2024 года)).
Письмо размещено на официальном сайте НОПРИЗ (https://www.nopriz.ru/upload/iblock/006/sqzcdrbojyynfl582dp9e11msdok3ueh/61052_OS_02.pdf).