Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Внесены изменения в закон о концессионных соглашениях в отношении объектов культурного наследия

Внесены изменения в закон о концессионных соглашениях в отношении объектов культурного наследия

29.11.2024

Документ: Проект федерального закона № 589491-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (об отнесении объектов культурного наследия к объектам концессионных соглашений).

Государственной Думой 19 ноября в окончательном третьем чтении приняты изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Этот закон предлагается дополнить новой главой 4.2 об особенностях регулирования отношений, возникающих при заключении концессионного соглашения о сохранении объекта культурного наследия (ОКН) в неудовлетворительном состоянии.

Статья 4 закона дополнена новым видом объекта– неиспользуемые объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.

На концессионера по такому соглашению  возлагается проведение за свой счет работы по сохранению объекта концессионного соглашения и осуществление деятельности с использованием (эксплуатацией) такого объекта в соответствии с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия.

Заключение концессионного соглашения в отношении ОКН, находящегося в неудовлетворительном состоянии, допускается в случае, если такой объект удовлетворяет следующим
требованиям:
1) объект является недвижимым имуществом, принадлежащим концеденту на праве собственности;
2) он включен в единый государственный реестр ОКН;
3) в отношении объекта принято решение об отнесении его к ОКН, находящимся в неудовлетворительном состоянии, на основании одного из критериев, указанных в подп. 7 – 9 п. 5 ст. 50.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
4) объект не является мемориальной квартирой, мавзолеем, произведением монументального искусства;
5) объект не является имуществом религиозного назначения или имуществом, указанным в ч. 3 ст. 5 и (или) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной  или муниципальной собственности», на основании выданной соответствующим органом охраны ОКН архивной справки, содержащей в том числе сведения об истории строительства и конфессиональной принадлежности такого объекта.

При выполнении работ по соглашению не допускается изменение целевого назначения объекта образования, культуры, спорта, объекта, используемого для организации отдыха граждан и туризма, входящих в состав ОКН.

В законопроекте детализированы требования, при которых данное соглашение может быть заключено. Концессионное соглашение наряду с существенными условиями, общими для всех КС, должно содержать следующие условия:
1) осуществление концессионером деятельности, предусмотренной соглашением, не должно создавать препятствия осуществлению уставной деятельности государственного или муниципального учреждения в случае, если данное учреждение является музеем-заповедником и на его территории либо на земельном участке, примыкающем к земельному участку, принадлежащему данному учреждению, расположен объект соглашения;
2) осуществление концессионером своей деятельности не должно создавать препятствия осуществлению уставной деятельности религиозной организации в случае, если объект о соглашения расположен на земельном участке, примыкающем к земельному участку, принадлежащему такой религиозной организации;
3) порядок доступа граждан к объекту соглашения должен устанавливаться с учетом требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Существенным нарушением концессионером условий соглашения является неисполнение им требований к сохранению ОКН. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению повлекло за собой уничтожение или существенное повреждение ОКН, такое соглашение может быть расторгнуто на основании решения суда по требованию как концедента, так и органа охраны ОКН. В этом случае концедент или соответствующий орган охраны ОКН вправе также потребовать возмещения концессионером, причинившим вред объекту, стоимости восстановительных работ.

Дополнительно в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» вносятся изменения (в ст. 30.2), предусматривающие особенности приватизации ОКН, являющихся объектами КС. Так, концессионер имеет преимущественное право на выкуп такого объекта после окончания срока действия соглашения в случае выполнения следующих условий:
1) объект включен в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества или перечень федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации на дату окончания срока действия соглашения;
2) концессионером исполнены в полном объеме обязательства по проведению работ по сохранению указанного объекта, предусмотренные соглашением. Исполнение таких обязательств подтверждается актом приемки (п. 9 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ);
3) в отношении объекта отменено решение об отнесении к объектам культурного наследия, находящимся в неудовлетворительном состоянии.