Утверждены основы госполитики в сфере бухучета, отчетности и аудита
03.12.2024
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2024 № 3386-р.
Правительством РФ издано распоряжение об утверждении основных направлений государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчётности и аудиторской деятельности до 2030 года. Они будут использоваться в качестве целевого ориентира при подготовке нормативных правовых актов и других регулирующих и плановых отраслевых документов. План мероприятий по реализации этих направлений утвердит Минфин в ближайшие три месяца.
Цель госполитики – повышение достоверности, своевременности и комплексности информации о деятельности экономических субъектов. В среднесрочной перспективе основными направлениями государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности будут:
- развитие системы стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая стандарты раскрытия информации об устойчивости в качестве основного инструмента регулирования;
- расширение функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности как способа реализации информационных потребностей пользователей;
- совершенствование экономической модели деятельности аудиторских организаций.
К 2030 году должны принять базовый комплект ФСБУ. В него, помимо уже принятых стандартов, должны войти стандарты бухучета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств. Введение базового комплекта стандартов создаст основу для уточнения сферы обязательного составления консолидированной финансовой отчетности, обеспечит баланс интересов ее пользователей и затрат ее составителей.
В сфере финансовой отчетности панируется расширить наполнение ГИРБО. Напомним, что с 2020 года ФНС России формирует и ведет ГИРБО - это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. В него станут включать консолидированную финансовую отчетность, раскрываемую информацию об устойчивости и промежуточную финансовую отчетность. Также планируют внедрить технологические решения. Они позволят учитывать нюансы формирования финансовой отчетности, представлять аудиторские заключения в электронной форме, расширить перечень инструментов контроля качества отчетности из ГИРБО.
Предлагается также ввести мораторий на существенные новые изменения модели регулирования и контроля аудиторской деятельности, сформировать практику оказания таких услуг, как консультирование в случаях выпуска ценных бумаг и финансовых инструментов в иностранных юрисдикциях, по вопросам корпоративного управления зарубежными активами и др.
Помимо указанных направлений, ключевую роль в дальнейшем развитии рассматриваемой сферы призваны играть скоординированные действия уполномоченных органов государственной власти, саморегулируемой организации аудиторов, профессиональных институтов бухгалтеров и иных заинтересованных организаций в:
- цифровизации бухгалтерского учета и аудита, осуществляемых в рамках реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203, и стратегического направления в области цифровой трансформации государственного управления, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 16.03.2024 № 637-р;
- повышении компетенций и статуса бухгалтерского и аудиторского персонала, которые будут осуществляться в рамках национального проекта «Кадры»;
- популяризации и распространении знаний в рассматриваемой сфере среди широкого круга заинтересованных лиц, осуществляемых в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.10.2023 № 2958-р.