Законопроект о совершенствовании деятельности ресурсоснабжающих организаций
18.12.2024
Документ: Проект федерального закона № 654233-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» (в части совершенствования деятельности ресурсоснабжающих организаций).
Проект разработан во исполнение поручения Президента РФ по снижению доли коммунальной инфраструктуры с высокой степенью износа. Основным документом, в соответствии с которым планируется и осуществляется инвестиционная деятельность регулируемыми организациями водоснабжения и водоотведения является инвестиционная программа, наличие которой является основанием для включения в тарифы расходов на капитальные вложения и, соответственно, возможностью формирования дополнительных источников финансирования. Как отмечают авторы законопроекта, контроль за принятием решений об утверждении инвестиционной программы в настоящее время законодательно не закреплен, не закреплена также и обязанность ресурсоснабжающих организаций (РСО) разрабатывать такие инвестпрограммы. Утвержденные инвестпрограммы имеет только 2,5% в сфере водоснабжении и 4% – в водоотведении. Вместе с тем, обязательность утверждения инвестиционных программ определена в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р.
Предлагается установить обязанность организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, по разработке инвестиционных программ, а также предусмотреть установление тарифов с учетом мероприятий производственной и инвестиционной программ на срок не менее чем 5 лет или на 3 года при установлении тарифов впервые.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что одной из причин ветшания коммунальной инфраструктуры является отсутствие в законодательстве обязанности РСО по включению в производственные и инвестиционные программы мероприятий по текущему и капитальному ремонтам. Разработанный проект направлен на решение обозначенных проблем.
Также законопроект уточняет понятийный аппарат в сфере водоснабжения и водоотведения (текущего и капитального ремонта, государственного учета технического состояния и др.). Как отмечают авторы проекта, государственная политика в части обеспечения коммунальными услугами надлежащего качества должна, в первую очередь, базироваться на достоверной информации о состоянии коммунальных сетей (оборудования), поэтому законопроектом вводятся основные механизмы сбора и накопления нужной информации о коммунальных сетях и оборудовании.
Так, предполагается, что РСО, а также организация, осуществляющая строительство и (или) реконструкцию объектов в рамках концессионного соглашения, и планирующая осуществлять регулируемые виды деятельности с использованием этих объектов, ежегодно в течение первого квартала текущего года направляет в исполнительный орган субъекта РФ документы, подтверждающие выполнение работ по текущему и капитальному ремонтам. По результатам проведения ремонтов составляется акт выполненных работ, который должен быть подписан, в том числе органом местного самоуправления. Порядок и сроки подписания акта будет установлен нормативным правовым актом субъекта РФ.
В официальном отзыве Правительства РФ на проект предлагается на основе комплексного подхода распространить его положения на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также учесть, что срок, на который в соответствии с законом устанавливаются тарифы, определяется в зависимости от применяемого метода регулирования тарифов и синхронизирован со сроками реализации инвестиционных обязательств. В целом проект поддержан с учетом доработки.
В заключении ответственного за проект Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству говорится, что законопроект позволяет урегулировать не только вопросы по обязательному утверждению инвестпрограммы, но и включению в нее мероприятий по капитальному ремонту, а также осуществлению контроля за выполнением ремонтных работ. Помимо указанных мероприятий предлагается в обязательном порядке утверждать планы текущего и капитального ремонтов на долгосрочный период (не менее 5 лет), что позволит планировать выполнение не только работ, но и финансовую составляющую.
Также в заключении ответственного Комитета сказано, что в целом по стране отсутствие общей картины в части технического состояния коммунальной инфраструктуры, доли ее фактического износа, количества собственников, объема средств, необходимых для ремонта, замены, модернизации, а также десинхронизация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры с генпланами и схемами водоснабжения, не позволяют четко определить необходимое количество финансирования на модернизацию коммунальной инфраструктуры и целесообразность проведения тех или иных мероприятий. Поэтому проект предлагает урегулировать данные вопросы и обязать субъекты РФ вести государственный учет систем водоснабжения и водоотведения, а именно, осуществлять сбор, накопление, обработку и хранение информации о технических характеристиках и состоянии инфраструктуры, в том числе после изменения характеристик в процессе эксплуатации, ремонтов, а также отражающие результаты обследования. Отмечается, что реализация проектируемых положений позволит не только владеть информацией о техническом состоянии коммунальной инфраструктуры, но и контролировать исполнение РСО мероприятий по ремонту, модернизации, реконструкции и строительству. Государственно-правовым управлением Президента РФ также поддержан законопроект с учетом уточнения понятийного аппарата.
11 декабря законопроект принят Государственной Думой в первом чтении с учетом внесения поправок ко второму чтению (до 09.01.2025). В случае принятия законопроекта он может вступить в силу уже с 01.03.2025.