Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Приняты масштабные изменения КоАП

Приняты масштабные изменения КоАП

24.12.2024

Документ: Проект федерального закона № 594965-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В окончательном третьем чтении Государственной Думой принят пакет поправок в КоАП РФ. Так, в сфере нарушений законодательства о контрактной системе:

  • действующие в настоящее время статьи 7.29 – 7.30 признаются утратившими силу, а КоАП дополняется соответственно статьями 7.301 – 7.306;

  • также признаются утратившими силу статьи 7.31 - 7.321, 7.325 КоАП;

  • за нарушения порядка формирования, утверждения планов-графиков закупок и внесения изменений в них, порядка их размещения в ЕИС – вводится возможность вынесения предупреждения (а не только наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тыс. руб.);

  • ужесточается административная ответственность за нарушения при обосновании НМЦК – вместо штрафа в 10 тыс. рублей вводится штраф в размере 1 % НМЦК, цены контракта, но не менее 10 и не более 50 тыс. руб.;

  • вводится новый состав «нарушение требований к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) нормативных затрат – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 20 тыс.руб. (вместо – «включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям закупок или требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам»);

  • вводится единый состав нарушения при выборе способа определения поставщика с наложением штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб. (вместо четырех составов в действующей ст. 7.29 КоАП);

  • меняются штрафы в связи с нарушением требований к содержанию документов, формируемых (составляемых) при осуществлении закупок, к порядку и сроку размещения информации и документов, или не размещением информации и документов – вводится предупреждение, а сумма штрафа ограничивается вилкой от 3 до 10 тыс. руб. (однако, исключение составляют составы нарушений при планировании, требований к товарам и нормативных затрат, нарушений при размещении информации в реестрах);

  • если нарушения к содержанию документов и порядку и срокам размещения информации и документов повлекут необоснованное ограничение количества участников закупки, то штраф составит уже 1% НМЦК, но не менее 10 и не более 50 тыс. руб.;

  • дифференцируется ответственность за нарушение сроков направления информации в реестры: впервые вводятся штрафы для банков – от 30 до 50 тыс. руб. за нарушения в работе с реестром гарантий; в отношении других субъектов ответственности за это нарушение предусматривается возможность вынесения предупреждения или штрафа от 10 до 20 тыс. руб. (сейчас – 20 тыс. руб.);

  • предусмотрен единый подход к наказаниям в сфере нарушений работы с заявками поставщиков: штрафы 1% НМЦК, но не менее 5 и не более 30 тыс. руб. или контрольный орган может ограничиться предупреждением;

  • аналогичная ответственность предусматривается за нарушение требований к порядку либо сроку возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в закупке или обеспечения исполнения контракта;

  • вводится ответственность за включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков – это нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц органа, осуществляющего ведение реестра, в размере от 30 до 50 тыс. руб.;

  • меняется ответственность за невыполнение квоты закупок у МСП и СОНКО: вместо штрафа в 50 тыс. руб. будет применяться штраф в диапазоне от 40 до 60 тыс. руб.;

  • заключение контракта с нарушением условий, предусмотренных извещением, документацией либо заявкой участника повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% НМЦК, но не менее 5 и не более 30 тыс. руб. на должностных лиц; на юридических лиц вилка от 50 до 200 тыс. руб. (вместо 300 тыс. руб. сейчас);

  • новый состав – «нарушение требований к направлению или  размещению проекта контракта, рассмотрению протокола разногласий, заключению контракта либо срокам осуществления таких действий» (нарушение влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 30 тыс. руб.);

  • за нарушения в сфере изменения условий контрактов юрлица получат штраф в диапазоне от 100 до 300 тыс. руб. (вместо штрафа в 200 тыс. сейчас), должностные лица – штраф от 10 до 50 тыс. руб. (вместо 20 тыс. руб. сейчас);

  • если нарушения при заключении или изменении контракта повлекли увеличение его цены а, дополнительное расходование средств бюджета или уменьшение количества товаров, работ, услуг, – это уже повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% цены контракта, но не менее 50 и не более 200 тыс. руб.; для юрлиц вилка от 200 до 400 тыс. руб.);

  • несоблюдение требований к обязательному привлечению внешнего эксперта повлечет наложение штрафа на должностных лиц от 5 до 20 тыс.руб. (сейчас – 20 тыс. руб.);

  • нарушение требований к оформлению приемки либо сроков приемки, ненаправление мотивированного отказа от подписания документа о приемке – повлечет наложение штрафа на должностных лиц  в размере от 10 до 20 тыс.руб. (сейчас за неоформление документа о приемке и ненаправление мотивированного отказа штраф составляет 20 тыс. руб.)

  • новый состав – «неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) в случае нарушения им условий контракта» – нарушение повлечет наложение штрафа на должностных лиц  в размере от 10 до 20 тыс.руб.;

  • еще один новый состав – «приемка при несоответствии результатов исполнения условиям контракта» – повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% цены контракта, но не менее 50 и не более 200 тыс. руб.;

  • нарушение срока либо порядка оплаты, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного контрактом, – повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 1% цены контракта (этапа, аванса), но не менее 10 и не более 50 тыс. руб. (сейчас – от 30 до 50 тыс. руб.);

  • за нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта впервые вводится возможность вынесения предупреждения, наряду с возможностью наложения штрафа от 10 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.;

  • за повторное совершение должностным лицом административного правонарушения (при изменении (повлекшем увеличение цены, дополнительные расходы или уменьшение количества товара), при приемке или оплате)  предусмотрена ответственность в виде влечет дисквалификации на срок от 1 года до 2-х лет.

Также пересмотру подверглись составы административных правонарушений в сфере Закона № 223-ФЗ:

  • признается утратившей силу статья 7.323 КоАП;

  • вводятся штрафы в отношении нарушения порядка направления информации и документов в реестры – штраф от 30 до 50 тыс. руб. в отношении юрлиц;

  • появляются новые штрафы за нарушение сроков заключения договоров – от 30 до 50 тыс. руб. в отношении юрлиц;

  • закреплены наказания за невыполнение квоты закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства – штрафы составят в отношении организаций от 50 до 100 тыс. руб.

Отдельные изменения внесены в сфере ответственности за нарушения при планировании, размещении и выполнении гособоронзаказа.

Также меняются составы административных правонарушений, связанные с нарушением процедуры обязательных в соответствии с законодательством РФ торгов, продажи государственного или муниципального имущества (вводится новая статья 7.30.5 КоАП):

  • нарушение установленных законодательством требований к порядку и (или) сроку размещения информации о проведении обязательных торгов, продаже государственного или муниципального имущества и (или) размещение недостоверной информации, либо предоставление документации, содержащей недостоверные сведения, – повлекут наложение штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 40 тыс. руб.; на ИП - от 40 до 50 тыс. руб.; на юрлиц – от 50 до 100 тыс.руб.;

  • нарушение порядка определения формы проведения обязательных торгов – повлечет штраф на должностных лиц от 30 до 40 тыс.руб.; на ИП – от 40 до 50 тыс.руб.; на юрлиц – от 50 до 100 тыс. руб.;

  • нарушение порядка предоставления документации об обязательных торгах, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок, порядка допуска к участию в обязательных торгах или порядка определения победителя – повлечет штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб.; на  ИП – от 30 до 40 тыс.руб.; на юрлиц – от 40 до 50 тыс. руб.;

  • нарушение сроков заключения договоров – повлечет наложение штрафа на должностных лиц от 30 до 40 тыс. руб.; на юрлиц – от 30 до 50 тыс. руб.;

  • изменение по соглашению сторон или в одностороннем порядке условий договора при его заключении или исполнении, в случае, если федеральным законом предусмотрен запрет такого изменения, – повлечет наложение штрафа на граждан в размере от 2 до 3-х тыс. руб.; на должностных лиц – от 20 до 30 тыс. руб.; на юрлиц – от 50 до 300 тыс. руб.

Меняются и целый ряд процессуальных норм. В частности, ст. 23.1 КоАП, определяющая подведомственность дел судам дополняется ч. 17 , согласно которой дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 - 3 ст. 7.301 (нарушения при планировании, требований к объекту закупки и обоснованию НМЦК или цены контракта), ч. 5 - 7 ст. 7.302 Кодекса (составы нарушений при экспертизе, приемке), рассматриваются судьями в случае, если дело возбуждено должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, по поступившим из органа муниципального финансового контроля материалам, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Соответственно ст. 28.3 КоАП дополняется ч. 65, предусматривающей полномочия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, составлять протоколы по указанным составам по  поступившим из органов муниципального финансового контроля материалам, содержащим данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в отношении закупок, осуществленных для муниципальных нужд.

В ст. 23.66 КоАП (контрольные органы в сфере закупок) вводятся новые части 11 и12:

  • дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 - 9, 11 ст. 7.301, ч. 1 - 4, 8 и 9 ст. 7.302, ст. 19.72 Кодекса, будут рассматриваться ФАС России, в случае, если дело возбуждено должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок;

  • дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 - 9, 11 ст. 7.301, ч. 1 - 4, 8 и 9 ст. 7.302 Кодекса, совершенных при осуществлении закупок для муниципальных нужд, рассматриваются ФАС России, в случае, если дело о таком административном правонарушении возбуждено прокурором.

Кроме того, должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов РФ, наделяются правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 - 9, 11 ст.7.301 , ч. 1 - 4, 8 и 9 ст. 7.302 КоАП, – при осуществлении контроля в сфере закупок. Речь идет об органах внутреннего муниципального финансового контроля, полномочия по контролю в сфере закупок которых предусмотрены ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Закон вступит в силу уже с 01.03.2025. Установлено, что с этой даты прекращаются находящиеся в производстве уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях судов, органов, должностных лиц дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29 - 7.30, 7.31 - 7.321, 7.323 - 7.325, 14.61, 14.49, 14.55 - 14.552, 15.37, 15.40, 15.401, 19.72-1 Кодекса и не являющихся административными правонарушениями в соответствии новыми положениями КоАП.

Также с 01.03.2025 не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о назначении административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 7.29 - 7.30, 7.31 - 7.321, 7.323 - 7.325, 14.61, 14.49, 14.55 - 14.552, 15.37, 15.40, 15.401, 19.72-1 КоАП и не являющихся административными правонарушениями в соответствии с Кодексом в новой редакции. Прекращение исполнения административных наказаний по таким постановлениям осуществляется в соответствии со ст. 31.7 КоАП.

В связи с тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП обратную силу имеет закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать такие дела, должны пересмотреть вынесенные ими до 01.03.2025  и неисполненные постановления о назначении административных наказаний по указанным статьям, в целях приведения постановлений в соответствие с КоАП в новой редакции.