ФНС обобщила изменения законодательства по налогообложению недвижимости
15.01.2025
Документ: Письмо Федеральной налоговой службы от 28.12.2024 № БС-4-21/14784@ «О положениях федеральных законов, реализация которых существенно влияет на потенциал налогообложения недвижимого имущества, начиная с 2025 г.».
ФНС России подготовлена информация о положениях федеральных законов, реализация которых существенно влияет на потенциал налогообложения недвижимого имущества, начиная с 2025 г., по следующим темам:
I. Реализация принципа «построил - оформи право» для зданий и сооружений, в т.ч. в целях их налогообложения. Речь идет о вступающих в силу положениях ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым для получения возможности эксплуатации здания или сооружения, его необходимо в установленном порядке ввести в эксплуатацию, поставить на кадастровый учет и оформить право собственности.
II. Реализация принципа «построил - оформи право» для объектов долевого строительства, в т.ч. в целях их налогообложения. В случае долевого строительства на застройщике лежит обязанность в течение 30 дней подать заявление о государственной регистрации права собственности участника долевого строительства на такой объект в электронной форме. Застройщик также в срок не позднее 6 месяцев с даты кадастрового учета МКД и (или) иного объекта недвижимости подает заявления о регистрации права собственности на входящие в состав МКД и (или) иного объекта недвижимости и не являющиеся объектами долевого строительства помещения и машино-места, создание которых осуществлялось без привлечения средств участников долевого строительства и иных лиц. Такие нормы с 1 марта вводятся в ст. 16 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве…».
III. Обеспечение определения размера земельных долей в виде простой правильной дроби, в т.ч. для дальнейшего налогообложения. Речь об изменениях, внесенных в Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности, орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, определяет размеры земельных долей, выраженные в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби в соответствии с порядком, предусмотренным п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ. Результаты утверждаются решением органа местного самоуправления и публикуются в СМИ и на официальном сайте муниципалитета. По истечении 3 дней орган местного самоуправления обеспечивает внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН в отношении размера доли.
IV. «Мораторий» на применение результатов кадастровой оценки, повлекших на 1 января 2023 г. увеличение кадастровой стоимости (налоговой базы) земельных участков, прекращается в полном объеме. При исчислении налоговыми органами земельного налога в 2025 г. за налоговый период 2024 года в качестве налоговой базы в соответствии со ст. 391 НК применяется кадастровая стоимость земельных участков, внесенная в ЕГРН, в т.ч. исходя из утверждённых результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной в 2022 году, и действующей для налогового периода 2024 года.
V. Введение федеральных льгот по налогу на имущество организаций.
С 1 января этого года Федеральными законами от 29.10.2024 № 362-ФЗ и от 29.11.2024 № 416-ФЗ ст. 381 НК дополнена положениями, согласно которым от налога на имущество организаций освобождаются:
- организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, системообразующие территориальные сетевые организации, территориальные сетевые организации, а также иные собственники объектов электросетевого хозяйства, переданных во владение и в пользование системообразующим территориальным сетевым организациям - в отношении ЛЭП, трансформаторных и иных подстанций, РП классом напряжения до 35 кВ включительно, а также кабельных линий электропередачи и оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии, вне зависимости от класса их напряжения;
- организации, основным видом деятельности которых является производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, – в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций.