В Воронежской городской Думе рассмотрены итоги контрольных мероприятий КСП
04.02.2025На заседании рассмотрены отчеты по следующим контрольным мероприятиям:
1. О результатах аудита эффективности деятельности администрации городского округа по обеспечению доступности общего образования путем строительства и реконструкции общеобразовательных школ в 2018-2023 годах;
2. О результатах проверки исполнения представлений, направленных по итогам аудита эффективности деятельности администрации городского округа по обеспечению доступности общего образования путем строительства новых и реконструкции существующих общеобразовательных школ, проведенного в 2023 году;
3. О результатах проверки законности реализации подпрограмм «Развитие застроенных территорий», «Комплексное развитие территорий» в рамках МП «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж».
По первому и второму вопросам с докладами выступили председатель КСП Е.С. Литвинчук и аудитор С.В. Стариков.
В ходе аудита проанализирована деятельность администрации по планированию и организации строительства (реконструкции) школ, дана оценка обоснованности и достижения целевых показателей муниципальных программ, проанализирована динамика жилищного строительства в городе, демографические изменения, наполняемость школ учащимися и др. Кроме того, проведены проверки управления строительной политики и МКУ «ДЕЗ КС», которые являются основными исполнителями мероприятий по строительству городских школ, а также 7-ми образовательных учреждений, здания которых введены в эксплуатацию в 2018-2019 годах.
По результатам проверки нормативных актов, принятых в городе для реализации мероприятий по строительству и реконструкции образовательных школ, Палата обратила внимание на недостоверность показателей муниципальных программ, характеризующих долю школьников, обучающихся во вторую смену, а также на неактуальность норматива градостроительного проектирования, используемого для определения потребности в учебных местах.
Проверкой управления строительной политики выявлены системные недостатки в организации бухгалтерского учета объектов и оборудования, приобретенных в ходе строительства. Это привело к завышению балансовой стоимости зданий школ и переплате налога на имущество. При заключении и исполнении контрактов допущены нарушения законодательства о закупках, нормативных актов в сфере градостроительной деятельности и др. Со стороны подрядных организаций допущены отступления от проектной документации, нарушения сроков выполнения работ и иных условий контрактов.
По результатам обследований школ выявлены инженерные системы и оборудование, которые спустя 4 года после ввода объектов в эксплуатацию находились в нерабочем состоянии, а также недостатки в качестве работ, большая часть из которых относится к гарантийным обязательствам подрядчиков, выполнявших строительство. В нескольких школах установлены факты отсутствия оборудования, приобретенного УСП в ходе строительства, отдельное оборудование не было принято к бухгалтерскому учету, не использовалось в учебном процессе и др.
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков руководителям управлений строительной политики, дорожного хозяйства, имущественных и земельных отношений, образования и молодежной политики и главного архитектора, а также директорам проверенных школ, внесены представления. Проверка исполнения представлений показала, что администрацией города и образовательными учреждениями проведена значительная работа по исполнению требований и рекомендаций Палаты:
управлением строительной политики скорректирована балансовая стоимость зданий школ, введенных в эксплуатацию в 2019 году. Выделенное из состава зданий оборудование почти в полном объеме передано на баланс школ. Это обеспечит сохранность дорогостоящего оборудования и уже сэкономило городскому бюджету порядка 17 млн. руб. на налогах;
налажен аналитический учет расходов на строительство новых объектов, утвержден отдельный Порядок учета и списания затрат на строительство школ и иных объектов капитального строительства;
в сметах контрактов еще строящихся школ выделено отдельными строками оборудование, которое после окончания строительства подлежит отдельному инвентарному учету;
подрядчиками в бюджет города возмещены переплаты бюджетных средств, уплачены штрафы за нарушения условий контрактов, в школы поставлено недостающее оборудование, начата работа по устранению недостатков, выявленных по результатам обследований, в том числе по подключению и наладке неработающих инженерных систем;
в план работы МКУ «ДЕЗ КС», которое осуществляет строительный контроль на объектах, включены обязательные ежегодные обследования школ, находящихся на гарантии;
объекты коммунальной инфраструктуры, числящиеся в казне города спустя 4 года после окончания строительства, переданы УИЗО на обслуживание специализированным организациям;
в школах проведены инвентаризации имущества, налажен эксплуатационный контроль за состоянием зданий и сооружений, что предусмотрено Градостроительным кодексом. Отдельными учреждениями неиспользуемое и невостребованное оборудования передано в другие, менее оснащенные школы;
управлением образования скорректированы целевые показатели МП «Развитие образования» и Программы комплексного развития социальной инфраструктуры, характеризующие долю образовательных учреждений, обучающих детей в 2 смены;
управлением главного архитектора актуализированы местные нормативы градостроительного проектирования, регламентирующие минимальный уровень обеспеченности населения школьными местами и максимально допустимый уровень территориальной доступности школ;
реализован и ряд других рекомендаций Палаты направленных на недопущение выявленных проверкой нарушений и недостатков.
Отчет по итогам проверки принят депутатами к сведению, снят с контроля городской Думы. Вместе с тем представления остаются на контроле КСП до полного устранения выявленных нарушений и недостатков. Кроме того, в ходе обсуждения результатов аудита руководителю управления главного архитектора рекомендовано активизировать работу по формированию земельных участков, необходимых для строительства новых школ, которое запланировано МП «Развитие образования».
Об основных результатах проверки реализации подпрограмм «Развитие застроенных территорий», «Комплексное развитие территорий» в рамках МП «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения городского округа город Воронеж» сообщила заместитель председателя О.Н. Дуванова.
В настоящее время заключено 12 договоров развития застроенных территорий (из них: 1 – исполнен, 3 – в завершающей стадии), а также 4 договора комплексного развития территорий. Проверка реализации договоров РЗТ показала, что большинство инвесторов-застройщиков обязательства по расселению и сносу аварийных и ветхих домов выполняют.
Однако в ходе проверки установлено, что муниципальный правовой акт, регламентирующий порядок контроля за реализацией договоров о развитии территорий, не утвержден. В результате, в отсутствие контроля со стороны структурных подразделений администрации, проверкой выявлены нарушения и недостатки, которые негативно повлияли на реализацию таких договоров. Отдельными застройщиками обязательства по расселению 31 дома в установленный срок не исполнены. Часть застройщиков в нарушение договорных условий не предоставляют или несвоевременно предоставляют банковские гарантии в обеспечение обязательств по расселению аварийных домов, нарушают сроки разработки документации по планировке территории, а также сроки сноса расселенных МКД. В связи с этим, в случае нарушения сроков выполнения мероприятий по развитию территории, управлению строительной политики рекомендовано активизировать проведение претензионной работы с застройщиками (договорными условиями предусмотрены штрафные санкции).
Во исполнение представления управлением строительной политики подготовлены изменения в постановление администрации городского округа «О развитии застроенных территорий…», МП «Развитие образования» и Программу комплексного развития социальной инфраструктуры в части уточнения мероприятий по строительству (реконструкции) общеобразовательных и дошкольных учреждений, предусмотренных утвержденной документацией по планировке территорий. Активизирована претензионная и судебная работа по вопросам неисполнения застройщиками условий договоров, разработаны дополнительные соглашения к договорам в части передачи в муниципальную собственность объектов взамен подлежащих сносу нежилых помещений (порядка 200 кв.м).
Отчет о результатах проверки депутатами Воронежской городской Думы принят к сведению и оставлен на контроле Контрольно-счетной палаты. Представление будет находится на контроле КСП до полного устранения выявленных нарушений и недостатков.
В заседании также приняли участие заместитель главы администрации - полномочный представитель главы городского округа в городской Думе И.И. Панченко, руководитель управления образования и молодежной политики О.Н. Бакуменко, руководитель управления строительной политики Е.В. Шишкин, руководитель управления главного архитектора Г.Ю. Чурсанов, руководитель управления имущественных и земельных отношений Р.И. Карасалихов, и.о. руководителя управления дорожного хозяйства И.С. Селиверствов и директор МКУ «Дирекция единого заказчика капитального строительства» А.С. Ким.