Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Разъяснен порядок определения продолжительности рабочего времени педагогов

Разъяснен порядок определения продолжительности рабочего времени педагогов

19.02.2025

Документ: письмо Министерства просвещения РФ от 06.02.2025 № 08-ПГ-МП-2005 «О рассмотрении обращения».

В адрес Минпросвещения России поступил следующий вопрос:

Согласно ч. 1 ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Однако часть вторая той же статьи предусматривает, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) устанавливается профильными министерствами. Из этого можно сделать вывод, что не всем педагогическим работникам устанавливается продолжительность рабочего времени - вместо нее может устанавливаться норма часов педагогической работы. На сегодняшний день данный вопрос урегулирован в Приложении № 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601. В частности, в п. 2.8.1 и 2.8.2 данного приложения приводятся категории педагогических работников, для которых устанавливается не продолжительность рабочего времени, а норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы (18 часов в неделю и 720 часов в год соответственно).

Кроме того, в силу ст. 100 ТК РФ особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников транспорта, связи и других, имеющих особый характер работы, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Правительство постановлением от 10.12.2002 № 877 наделило соответствующие полномочиями профильные министерства по согласованию с Минтрудом.

На основании данных НПА Минобрнауки России утвердило Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (приказ от 11.05.2016 № 536). В п. 2.1 Особенностей говорится о том, что для работников, ведущих преподавательскую работу, нормы времени установлены только для выполнения педагогической работы, связанной с учебной (преподавательской) работой, другая же часть их педагогической работы не конкретизирована по количеству часов.

Минобрнауки, Минпросвещения и Профсоюз работников образования последовательно толкуют приведенные нормы таким образом, что для работников, перечисленных в п. 2.8.1 и 2.8.2 Приложения № 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, не существует никаких ограничений по общей продолжительности рабочего времени. Общая норма ч. 1 ст. 333 ТК РФ об ограничении продолжительности рабочего времени в 36 часов в неделю к таким работникам не применяется в силу наличия специального регулирования, которое говорит о том, что их рабочее время не конкретизировано по количеству часов. Такая позиция, в частности, выражена в письмах: Минпросвещения России от 13.12.2022 N 08-ПГ-МП-50702, от 01.09.2022 № ТВ-1908/08; Минпросвещения и Профсоюза работников народного образования и науки РФ в письме от 22.05.2020 № ВБ-1107/08, 235; Минобрнауки России от 15.10.2015 № 08-ПГ-МОН-37849 и от 26.11.2015 № 06-1706); Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 03.03.2015 № 86. Представлена такая точка зрения и в судебной практике (определение Московского городского суда от 06.03.2017 № 33-8274/17).

Верно ли считать, что для педагогических работников, перечисленных в п. 2.8.1 и 2.8.2 Приложения № 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601, не установлена продолжительность рабочего времени?

Ответ: Особенности регулирования рабочего времени предусмотрены для педагогических работников, указанных в п. 2.8 приложения 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», для которых норма часов учебной (преподавательской) работы является нормируемой частью их педагогической работы, из чего следует, что обязанности этих педагогических работников не ограничиваются только выполнением учебной (преподавательской) работы, а ставки заработной платы, условно установленные исходя из указанных в этом пункте норм часов, выплачиваются за выполнение всей педагогической работы, которая предусмотрена квалификационными характеристиками.

При увеличении или уменьшении объема учебной (преподавательской) работы против нормы часов, установленной за ставку заработной платы, нормируемая часть рабочего времени увеличивается или уменьшается и регулируется расписанием занятий.

Другая часть педагогической работы, предусмотренная квалификационными характеристиками по конкретной должности педагогических работников, перечисленных в п. 2.8 приложения 1 к приказу №1601, а также дополнительная работа, т.е. не предусмотренная квалификационными характеристиками, но выполняемая педагогическими работниками с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется положениями приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

Нормирование другой части педагогической работы не предусмотрено, поскольку выполнение педагогической работы, как входящей в должностные обязанности, так и дополнительной работы за дополнительную оплату, зависит от содержания работы, квалификации работника по ее выполнению, условий, механизмов, периодичности по выполнению таких работ, а также других факторов, от которых зависит выполнение конкретной педагогической работы, поскольку часть из ее видов может выполняться не ежедневно, не еженедельно, не ежемесячно.

Конституционный Суд РФ при вынесении постановления от 23.09.2024 № 40-П в мотивировочной его части ссылается на приказы Минобрнауки России № 1601 и № 536, т.е. фактически соглашается с изложенными в них положениями, при этом устанавливая в п. 5.1, что педагогические работники, в том числе учителя, относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда (гл. 52 ТК РФ).