Внесены изменения в Закон о государственном и муниципальном контроле
24.03.2025
Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Остановимся на наиболее значимых изменениях:
1. Перечень информационных систем в сфере контрольно-надзорной деятельности дополнен «Системой административного производства» и Мобильным приложением «Инспектор».
2. В Единый реестр видов контроля теперь в обязательном порядке включаются перечни объектов контроля. Акты и (или) предписания, в том числе по итогам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, подлежат учету в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее – КНМ).
3. Исключено право органов местного самоуправления не применять систему управления рисками. Так, до 28.12.2024 Положением о виде муниципального контроля могло быть установлено, что система оценки и управления рисками при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется. Это влияло на особенности проведения плановых КНМ.
4. Перечень критериев добросовестности дополнен такими сведениями, как отсутствие выявленных в ходе контрольных и профилактических мероприятий нарушений, наличие необходимого уровня результатов публичной оценки.
5. Уточнена периодичность проведения плановых КНМ со взаимодействием. Они проводятся только в отношении объектов контроля, отнесенных к чрезвычайно высокой и высокой категориям рисков. Для иных категорий – только обязательный профилактический визит.
6. Расширен перечень профилактических мероприятий, которые подлежат обязательному проведению органами муниципального контроля. Он включает теперь:
Информирование;
Объявление предостережения;
Консультирование;
Профилактический визит.
Отметим, что ранее обязательными были только информирование и консультирование.
7. Существенно изменены нормы о проведении обязательных профилактических визитов. Вводится обязательный профилактический визит (ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ) и профилактический визит по инициативе контролируемого лица (ст. 52.2).
Периодичность их проведения в отношении объектов контроля, отнесенных к определенным категориям риска, устанавливается соразмерно рискам причинения вреда (ущерба). При этом, отказ контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита не допускается.
В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование документов, отбор проб (образцов) и др. По окончании обязательного профилактического визита составляется акт, в случае выявления нарушений выдается предписание.
8. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда теперь допустимо, в случаях установленных федеральным законом, принимать меры, предусмотренные ст. 90 Закона № 248-ФЗ (выдать предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения, незамедлительно принять предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения и др.)
9. В целях применения мер стимулирования добросовестности контролируемых лиц, а также повышения информированности граждан и организаций о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований контролируемому лицу или объекту контроля контрольным (надзорным) органом по результатам проведения профилактического и (или) контрольного (надзорного) мероприятий может присваиваться публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований, если это предусмотрено положением о виде контроля. С учетом таких сведений определяются критерии риска.
Правила и критерии присвоения публичной оценки уровня соблюдения обязательных требований, а также порядок и способы информирования контролируемым лицом о присвоении ему такой оценки устанавливаются положением о виде контроля. Правительство РФ вправе определить сферы деятельности и виды контроля, при осуществлении которых присвоение такой оценки обязательно.
10. Профилактический визит может проводиться как по месту нахождения объекта, так и удаленно (по ВКС), с применением приложения «Инспектор». Также инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».
11. Вводится право инспектора знакомится с объектом контроля, собирать сведения об объекте, проводить оценку соблюдения обязательных требований.
12. Правительство и Генеральная прокуратура могут определить случаи, когда при проведении КНМ с использованием приложения «Инспектор» не требует согласования с органами прокуратуры.
13. Введены дополнительные основания для проведения КНМ с взаимодействием (при уклонении лица от проведения обязательного профилактического визита).
14. Такое основание для КНМ со взаимодействием как наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям конкретизируется с учетом практики моратория (включаются случаи причинения или непосредственной угрозы причинения вреда жизни и тяжкого или среднего вреда (ущерба) здоровью граждан; об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, эпидемий, эпизоотий и другие).
15. Исключается ограничение на проведение выездного обследования в течение одного дня. Уточняется порядок проведения осмотра.
16. Предписание выдается контролируемому лицу в случае, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения КНМ, обязательного профилактического визита, завершения контрольного (надзорного) действия в рамках специального режима государственного контроля (надзора). Устанавливаются требования к содержанию предписания.
17. Вводится «Соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований». Так, контролируемое лицо, в отношении которого выявлены нарушения обязательных требований, вправе подать ходатайство о заключении с контрольным (надзорным) органом соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований. Соглашение заключается, если устранение выявленных нарушений обязательных требований требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений, включая затраты на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря, выделения бюджетных средств бюджетным учреждениям, и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость). Правительство установит порядок заключения соглашений. Такое соглашение подлежит согласованию с органами прокуратуры.
После заключения соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о приостановлении действия предписания об устранении выявленных нарушений. В случае неисполнения соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о возобновлении его действия, а после исполнения соглашения – об отмене предписания.
По истечении срока исполнения соглашения контрольный (надзорный) орган принимает решение о признании соглашения исполненным или неисполненным. Контролируемое лицо не имеет права отказаться от исполнения соглашения в одностороннем порядке.
Отметим, что ряд норм Федерального закона от 28.12.2024 № 540-ФЗ вступит в силу позднее дня официального опубликования (28.12.2024):
информационное взаимодействие информационных систем осуществляется посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также иными способами (вступает в силу с 01.09.2025)
по результатам проведения КНМ без взаимодействия акт составляется в случае выявления нарушений обязательных требований либо в иных случаях, предусмотренных положением о виде контроля, иные изменения в части составления акта (с 01.09.2025)
в части уточнения перечня грубых нарушений требований к организации и осуществлению контроля (с 01.01.2026).
Срок, в течение которого необходимо внести изменения в положение о виде контроля для приведения его в соответствие с нормами Федерального закона от 28.12.2024 № 540-ФЗ, законом не установлен. Вместе с тем, это не означает, что такая обязанность может не исполняться.
Согласно позиции Комитета Государственной Думы по местному самоуправлению по данному вопросу (http://komitet-regpol.duma.gov.ru/voprosy-i-otvety/131-fz/obshhie-polozheniya/dc2dffe5-a9e5-4ac9-903...), необходимые муниципальные правовые акты должны приниматься в разумные срок, с учетом правовых и организационных особенностей правотворческой процедуры в муниципальном образовании (в частности, периодичности проведения заседаний представительного органа, обязательности проведения публичных слушаний в ряде случаев и т.д.). Разумный срок для приведения муниципальный правовых актов в соответствие с федеральным законодательством может быть различным, но в среднем около 3 месяцев.