В помощь заказчикам: КСП подготовлен обзор практики по ведению претензионной работы по Закону о контрактной системе
10.10.2025
1. Понятие неустойки
Неустойка — это определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства перед ним, в частности в случае просрочки исполнения. (п. 1 ст. 330 ГК РФ).
Высшие судебные инстанции указывают на двойственную природу неустойки, поскольку это одновременно (определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 № 1365-О, определение Верховного Суда РФ от 09.01.2020 № 305-ЭС19-15922):
- способ обеспечить основное обязательство должника. Неустойка дает кредитору дополнительные гарантии на случай, если должник нарушит обязательство. Это денежное возмещение, для получения которого кредитору даже не нужно доказывать убытки (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Наличие в договоре условия о неустойке побуждает должника своевременно и в полном объеме исполнить обязательство под угрозой финансовых санкций;
- мера ответственности должника за нарушение обеспеченного обязательства. Неустойка взыскивается в случае нарушения стороной договора.
2. Неустойка в государственном (муниципальном) контракте.
Неустойка в государственном (муниципальном) контракте – это обязательное условие контракта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Неустойки в Законе №44-ФЗ предусмотрены 2-х видов: пеня и штраф.
Согласно ч. 7 ст. 34 Закона №44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка РФ от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления пени.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона №44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, за исключением случаев, если законодательством РФ установлен иной порядок начисления штрафов.
Например, специальные правила определения неустойки установлены отраслевым законодательством в электроэнергетике, газоснабжении и др. (ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
Минфин России рекомендует в контракте перечислить все размеры штрафов, установленные Правилами определения размера неустойки (утв. постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042) для каждого порогового значения цены контракта. Исключение - пороговые значения, превышающие НМЦК (письма от 17.02.2020 № 24-03-07/10953, от 27.12.2019 № 24-03-07/102835).
Неправильное установление в проекте контракта условия о размере неустойки образует состав административного правонарушения по ч. 5 ст. 7.30.1 КоАП РФ с наложением штрафа на должностное лицо от 3 до 10 тысяч рублей. (см., например, решение Северо-Осетинского УФАС России от 19.03.2025 по делу №А44-02/2025, решение Московского УФАС России от 19.02.2025 по делу №077/06/99-1639/2025, решение Краснодарского УФАС России от 16.12.2024 по делу №023/06/34-6356/2024, решение Томского УФАС России от 28.10.2024 №070/06/105-949/2024).
Аналогичная ситуация возникает при неуказании условия о том, что общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта (см., решение Ростовского УФАС России от 10.12.2024 №061/06/31-4352/2024, постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу №А53-19091/2020 от 29.01.2021).
В частности в постановлении Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда по делу №А53-19091/2020 от 29.01.2021 суд указал, что «проект контракт должен содержать не только ссылки на Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, но и содержать обязательные положения, предусмотренные законодательством о контрактной системе в сфере закупок в отношении порядка расчета штрафов, его предельных размерах, как для заказчика, так и для исполнителя (поставщика/подрядчика) (пункты 11 и 12 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042)».
В контракте целесообразно предусмотреть возможность удержания неустойки из суммы оплаты по контракту (эта возможность предусмотрена п. 2 ч. 14 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Если в контракте есть такое условие, нужно включить в реестр контрактов:
- указание на наличие в контракте условия об удержании суммы не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Федеральным законом, из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю). (пп. «р» п. 11 Правил ведения реестра контрактов, утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60);
- информацию о сумме требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), которая будет удерживаться из суммы, подлежащей уплате поставщику (подрядчику, исполнителю), пп. «а» п. 11 Правил ведения реестра контрактов, утв. постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60).
За ненаправление, нарушение порядка или срока направления информации (документов) в реестр контрактов может наступить административная ответственность (в соответствии с ч. 9 ст. 7.30.1 КоАП РФ нарушение заказчиком установленных законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку либо сроку размещения информации и документов или направления их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами, либо неразмещение информации и документов или ненаправление их для размещения в реестрах, предусмотренных указанными законодательством и нормативными правовыми актами, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей).
По мнению Минфина России при наличии в контракте указанного условия заказчик обязан применить соответствующие меры ответственности, если поставщик (подрядчик, исполнитель) нарушил условия контракта (письмо Минфина России от 11.03.2024 № 24-06-06/21161).
Отметим, что при закупке у единственного поставщика в некоторых случаях допустимо не применять требования о законных неустойках. Эти случаи перечислены в ч. 15 ст. 34 Закона №44-ФЗ. Вместе с тем, заказчику целесообразно предусмотреть в контракте условия о договорной неустойке.
В отношении заказчиков в контракте также нужно установить штраф и пени. Размеры штрафов для заказчика предусмотрены постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, размеры пеней – ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ. Не установление или неправильное установление размера неустойки в проекте контракта в отношении заказчика также образует состав административного правонарушения (см., решение ФАС России от 18.12.2024 №223ФЗ-449/24).
3. Контроль заказчика в сфере закупок.
В соответствии со ст. 101 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ. Заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным ч. 5 ст. 30 данного Федерального закона привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Порядок осуществления такого контроля, обязанности подрядчика (поставщика, исполнителя) предоставлять соответствующие документа, информацию нужно предусмотреть в условиях контракта.
Особые правила установлены для контрактов на выполнение подрядных работ, в которых следует предусматривать правила взаимодействия заказчика и подрядчика, обмена документами и информацией с тем, чтобы обеспечить осуществление заказчиком требуемого в силу закона контроля.
Так в соответствии с ч.1.5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ исполнительная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и отображающую фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации. Состав и порядок ведения исполнительной документации устанавливаются Минстроем России (приказ Минстроя России от 16.05.2023 № 344/пр, приказ Минстроя России от 02.12.2022 № 1026/пр).
Например, в соответствии с п. 2 Порядка, утв. приказом Минстроя России от 16.05.2023 № 344/пр застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор определяют и утверждают перечень исполнительной документации объекта капитального строительства в соответствии с составом исполнительной документации, установленным настоящим приказом. Лицо, осуществляющее строительство формирует и ведет исполнительную документацию в соответствии с перечнем, утвержденным застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.
4. Направление требования об уплате неустойки.
В соответствии с ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Таким образом направить претензию в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом контракта – обязанность заказчика.
С 01.03.2025 за неисполнение этой обязанности установлена административная ответственность. Согласно ч. 6 ст.7.30.2 КоАП РФ неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) в случае нарушения им условий контракта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей.
Напомним, что к функциям контрактной службы (контрактного управляющего) Типовым положением (регламентом) о контрактной службе, утв. приказом Минфина России от 31.07.2020 № 158н, отнесены( п.3.4.6, 3.5.3):
- взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта, применении мер ответственности в случае нарушения условий контракта, в том числе направление поставщику (подрядчику, исполнителю) требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта;
- подготовка материалов в рамках претензионно-исковой работы.
5. Порядок направления претензии (требования об уплате неустойки).
5.1. Направление претензии по контракту, заключенному по итогам электронных процедур.
При применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением условий таких контрактов необходимо обмениваться документами с использованием ЕИС, направляя электронные уведомления. Они формируются с использованием ЕИС, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и размещаются в ЕИС без размещения на официальном сайте. Данное правило применяется и в случае, если контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием ЕИС на основании ч. 14 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и информация и документы о нем включены в реестр контрактов.
5.2. Направление претензии по остальным контрактам.
В условиях контракта заказчику целесообразно устанавливать определенный способ и адрес отправки сообщений. В таком случае иной способ доставки может быть признан судом ненадлежащим (см. п. 64 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Для направления претензии по адресу электронной почты контрагента, в социальных сетях или мессенджерах, требуется, чтобы соответствующий порядок обмена сообщениями был прямо предусмотрен контрактом. Доказать направление претензии в таком случае будут возможно скриншотами, содержащими адрес интернет-страницы, с которой сделана распечатка, и точное время ее получения (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18, п. 5 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).
При отсутствии особых указаний в контракте следует направить сообщение таким образом, чтобы получить доказательства его отправки (почтовая квитанция, чек и опись вложения и т.д.), вручения (отметка о принятии на втором экземпляре).
Для соблюдения досудебного порядка достаточно направить претензию по адресу, указанному в контракте в качестве адреса для переписки. Вместе с тем целесообразно проверить актуальный адрес организации или ИП в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, соответственно (п. 64 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25, п. 4 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора). Стоит обратить внимание на условия контракта в части документов, которые должны быть приложены к превенции, если таковые есть. В противном случае досудебный порядок будет считаться не соблюденным (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 18).
6. Учет начисленной по контракту неустойки.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета. При этом не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета.
Следует учитывать, что неустойка, взысканная заказчиком, не всегда является его доходом. Для заказчика, являющегося казенным учреждением или бюджетным (автономным) учреждением, осуществляющим отдельные бюджетные полномочия получателя бюджетных средств от имени государства, субъекта РФ или муниципального образования, взысканные в его пользу суммы неустойки перечисляются в доход соответствующего бюджета (письмо Минфина России от 17.04.2020 № 02-06-10/31887). В соответствии с п. 16 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, государственным внебюджетным фондом, казенным учреждением, подлежат зачислению в полном объеме в бюджет бюджетной системы РФ, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение. В иных случаях полученные суммы являются доходом заказчика.
Разъяснения по вопросу о бюджетном (бухгалтерском) учете дебиторской задолженности по доходам от неустоек за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту даны Минфином России в письмах от 16.05.2025 № 02-07-08/48434, от 14.02.2025 № 02-02-07/13990, от 22.02.2024 № 02-15-09/16433, от 07.02.2023 № 02-15-10/9851, от 21.11.2024 № 02-07-08/116292, от 03.09.2021 № 02-06-10/73573 и др.
6. Ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту
Основанием начисления пени является просрочка исполнения обязательства по контракту, штрафа – неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Размер пени – 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка РФ от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Размер штрафа – определяется, по общему правилу, постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 и рассчитывается как % от цены контракта, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта – как % от этапа исполнения контракта. Общая сумма штрафа ограничена ценой контракта.
Порядок начисления пени – начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Штраф начисляется за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) (п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042).
7. Примеры из судебной практики:
Поставка товара партиями (исчисление неустойки производится от стоимости каждой поставки).
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 24.01.2022 № 305-ЭС21-16757 по делу № А40-81366/2020 отражено, что «Исходя из приведенных положений законодательства, предусмотренная ч. 7 ст. 34 Закона пеня выступает способом обеспечения обязательств по государственному (муниципальному) контракту и мерой имущественной ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя). Ее начисление призвано, с одной стороны, стимулировать поставщика (подрядчика, исполнителя) к соблюдению сроков исполнения контракта, а с другой - позволяет кредитору (заказчику) компенсировать расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие допущенной поставщиком (подрядчиком, исполнителем) просрочки в исполнении контракта. Это означает, что не может быть признано допустимым начисление пени на общую сумму контракта без учета произведенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) надлежащего исполнения. Иное приводило бы к созданию преимущественных условий кредитору (заказчику). Данная правовая позиция закреплена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.07.2014 № 5467/2014 и сохраняет практикообразующее значение (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2016 № 305-ЭС16-7657). Аналогичная практика представлена в постановлениях Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.10.2018 № Ф01-4842/2018 по делу № А43-36335/2017, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2018 № Ф02-7681/2017 по делу № А10-6936/2016, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.02.2018 № Ф02-7681/2017 по делу № А10-6936/2016, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.01.2019 № Ф04-6311/2018 по делу № А70-10363/2018, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.08.2018 № Ф04-3026/2018 по делу № А70-15654/2017, Арбитражного суда Московского округа от 27.06.2023 № Ф05-12069/2023 по делу № А40-173225/2022, Арбитражного суда Московского округа от 25.11.2015 № Ф05-16573/2015 по делу № А40-26867/15 и от 10.02.2023 №Ф05-36526/2022, Арбитражного суда Уральского округа от 11.12.2017 № Ф09-7518/17 по делу № А50-26453/2016 и др.
Аналогичная практика складывается при поставке товара партиями по заявкам заказчика, исчисление неустойки в таком случае также производится от стоимости каждой поставки. Важное условие – если контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату партий (частей) товара, поставка частями рассматривается как отдельный этап исполнения контракта (см., например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.08.2023 № Ф02-3347/2023 по делу №А33-12817/2022).
Другая ситуация, когда количество поставляемых товаров, объем работ и услуг невозможно определить (закупка с неопределенным объемом).
В письме Минфина России от 25.10.2019 № 24-03-07/82359 разъясняется, что «если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, расчет неустоек (пеней, штрафов) следует производить от максимального значения цены контракта». Аналогичная позиция представлена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 05.12.2023 N Ф05-27368/2023 по делу № А40-25637/2023, постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 № 09АП-18437/2024 по делу № А40 295201/2023.
Важно отметить, что в деле № А40-25637/2023 суд указал, что «При формировании проекта контракта заказчик учитывал позицию, изложенную в Письмах Минфина России от 23.06.2020 № 24-03-08/54010, от 30.04.2020 № 24-03-08/35814, в соответствии с которыми: «во избежание возникновения спорных ситуаций в правоприменении заказчикам целесообразно указывать на наличие либо отсутствие этапов исполнения контракта». Кроме того, как следует из содержания контракта прямо указано, что этапы исполнения контракта не предусмотрены».
8. Освобождении от уплаты неустойки (штрафа, пеней) по контракту
Согласно ч. 9 ст. 34 Закона № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В письме Минфина России от 09.07.2024 №24-06-09/63732 по данному вопросу уточняется, что ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ установлено, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ к обстоятельствам непреодолимой силы относятся чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. В соответствии с п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Таким образом, Законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность освобождения стороны контракта от уплаты неустойки (штрафа, пени), в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Отметим, что в п. 10 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что при несовершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
Отметим, что в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ к чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Например, в решении арбитражного суда Белгородской области от 17.02.2025 по делу №А08-12230/2024 указано, что ответчиком доказательства, подтверждающие, что неисполнение его обязательств по контракту по своевременной поставке аппарата томографа произошло вследствие непреодолимой силы или по вине поставщика, в материалы дела не представлено (нарушен срок поставки).
9. Срок взыскания неустойки.
Заказчик вправе взыскать неустойку в любое время в пределах срока исковой давности, т.е. в пределах 3-х лет со дня, когда возникли обязательства по оплате штрафа и/или пени (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, п. 1 ст. 196, п. 4 ст. 425 ГК). Правило распространяется в т.ч. на контракты, обязательства по которым прекратились по причине расторжения контракта, поскольку расторжение контракта не освобождает стороны от ответственности
10. Правила расчета неустойки.
Период, за который рассчитывается пеня. В письмах Минфина России от 16.03.2020 №24-03-07/19771, от 07.11.2017 №24-03-08/73293 отражено разъяснение, согласно которому при расчете заказчиком размера пени, начисляемой контрагенту, не учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки, оформления результатов такой приемки, если иное не предусмотрено контрактом. Важно отметить, что в судебной практике сложился аналогичный подход, согласно которому при расчете заказчиком пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения обязательства, в период просрочки исполнения обязательства не подлежат включению дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара и оформления итогов такой приемки (определение ВС РФ от 07.02.2022 №306-ЭС21-27867 по делу №А57-33160/2020, определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15.10.2019 № 305-ЭС19-12786, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.03.2024 по делу № А56-8602/2023, постановление Одиннадцатого Арбитражного апелляционного суда от 21.03.2024 №11АП267/2024 по делу № А65-30106/2023, Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 18.09.2024 № 09АП-47498/2024 по делу № А40-288658/2023).
В письме Минфина России от 13.04.2016 №02-04-06/21780 указывается также, что в расчет неустойки включаются все календарные дни, независимо от выходного (праздничного или непраздничного) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Удержание неустойки из обеспечения исполнения контракта.
Кроме того, согласно письму Минфина России от 20.05.2022 №24-06-08/46828 неустойка может быть уплачена из средств независимой гарантии, в случае если условиями выдачи независимой гарантии не предусмотрено иное. В случае исполнения контракта с просрочкой обеспечение исполнения контракта удерживается заказчиком в размере, равном размеру имущественных требований заказчика к поставщику, если иное не предусмотрено контрактом.
В отношении штрафа, не имеющего стоимостного выражения в письмах Минфина России от 16.01.2020 № 24-03-08/1515, от 13.01.2020 № 24-03-08/452, от 09.01.2020 № 24-03-08/53 разъясняется, что согласно п. 6 Правил № 1042 установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой от цены контракта. Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, применяется п. 6 Правил. Следует отметить, что такие штрафы могут быть установлены, например, за пересортицу товара, непредставление в срок, предусмотренный условиями контракта, документов и т.п.
О взыскании штрафа за допущенное подрядчиком нарушение сроков предоставления банковской гарантии см., постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.01.2025 № Ф07-17237/2024 по делу № А56-75746/2023, постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2022 № Ф05-3577/2022 по делу №А41-46995/202, 1в связи с непредставлением отчета об оказании услуг, см. постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.2024 № Ф07-22822/2023 по делу № А56-78294/2023, расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающие цену контракта, цену единицы товара – постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.08.2024 № Ф05-16949/2024 по делу № А40-254717/2023, неисполнение подрядчиком предписания об устранении недостатков работ – постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.03.2022 № Ф03-231/2022 по делу № А04-4637/2021, определение Верховного Суда РФ от 22.06.2022 N 303-ЭС22-9823 по делу N А04-4637/2021, ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание охранных услуг – постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16.11.2022 № Ф08-11842/2022 по делу № А32-1543/2021 и др.
Расчет пени по ключевой ставке ЦБ РФ, действовавшей на день прекращения обязательства.
В соответствии с ч. 6, 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка РФ от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта).
При этом, как разъяснено в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.12.2018 № 302-ЭС18-10991, в случае, если обязательство исполнено с просрочкой, определенность в отношениях сторон по вопросу о размере неустойки, подлежащей уплате в связи с допущенной просрочкой по контракту, наступила в момент окончания исполнения таких обязательств, в связи с чем при расчете неустойки следует руководствоваться ставкой Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на день прекращения обязательства.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» по смыслу ст. 330 Гражданского кодекса РФ истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Учитывая данные разъяснения, суды признают, что при расчете неустойки и ее уплате следует руководствоваться ставкой Центрального банка РФ, действовавшей на день прекращения (исполнения) обязательства, см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.03.2023 №Ф01-306/2023 по делу №А39-4976/2022, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.03.2023 №Ф04-8193/2022 по делу №А75-2337/2022, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2025 № 07АП-3261/2025 по делу № А27-25160/2024, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2025 № 01АП-608/2025 по делу № А43-36640/2023, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.08.2025 № Ф10-1058/2025 по делу № А08-251/2024, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.08.2023 № Ф10-3242/2023 по делу № А23-5054/2022 и др.
Так, например, поскольку в деле просрочка гарантийного обязательства общества окончилась 02.12.2021, то неустойка подлежала исчислению за период до даты исполнения обязательства и по ключевой ставке, действовавшей на эту дату (см. определение Верховного Суда РФ от 27.04.2023 № 307-ЭС22-28678 по делу № А56-85250/2021).
При этом, требуется разграничение с ситуацией, когда на момент обращения в суд непосредственно обязательство по контракту не выполнено и истец требует взыскания неустойки на дату вынесения судебного решения или фактической уплаты. Согласно п. 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) при расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действующей на момент вынесения судебного решения.
Как отмечают суды, неустойка не может быть начислена по ключевой ставке, установленной после того, как обязательство выполнено и нарушение прав кредитора прекращено. Разъяснения, содержащиеся в п. 38 Обзора от 28.06.2017, не затрагивают ситуацию, когда спорное обязательство было исполнено (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 04.12.2018 № 302-ЭС18-10991 по делу № А33-16241/2017).
Одновременное начисление штрафа и пени.
Поскольку в контракте установлено два вида ответственности за совершенно разные нарушения: пеня начисляется за просрочку исполнения обязательств, а штраф – за иные нарушения, связанные с неисполнением поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, но за исключением просрочки исполнения обязательств по контракту, суды приходят к выводу, что из буквального прочтения текста ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ следует возможность взимания нескольких штрафов при неисполнении или ненадлежащем исполнении контракта (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 12.07.2021 №09АП-38799/2021 по делу №А40-59168/2021).
Допустимость одновременного начисления и штрафа, и пеней была подтверждена в Определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 31.08.2016 № 309-ЭС16-6825, от 09.03.2017 № 302-ЭС16-14360 по делу № А33-28174/2015, от 15.08.2024 № 305-ЭС24-5019 по делу № А40-299776/2022.
В соответствии с п. 36 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) пеня за просрочку исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту подлежит начислению до момента прекращения договора в результате одностороннего отказа заказчика от его исполнения. Одновременно за факт неисполнения государственного (муниципального) контракта, послужившего основанием для одностороннего отказа от договора, может быть взыскан штраф в виде фиксированной суммы.
По вопросу включения дня поставки товара включается в период расчета неустойки в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 даны следующие разъяснения: день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки (п. 65). Аналогичный подход изложен в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.09.2024 № Ф08-7618/2024 по делу № А32 68839/2023, Арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2023 № Ф10-3977/2023 по делу № А84-4596/2022 и др.).
11. Списание неустойки.
Согласно ч. 9.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом утверждены постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783.
Действие правил списания неустоек распространяется на все контракты, независимо от года исполнения и распространяется на всех заказчиков.
В судебной практике сложился подход, согласно которому списание неустойки – это обязанность заказчика. Вместе с тем, этот подход не отменяет требование о соблюдении установленных Правительством РФ правил списания.
В п. 40 Обзора судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017, определении ВС РФ от 15.05.2019 № 306-ЭС18-23601 по делу № А55-26467/2017 отмечено, что списание сумм неустоек в связи с ненадлежащим исполнением контракта является обязанностью заказчика. При этом для списания неустоек важно подтвердить факт завершения в полном объеме в соответствующем году исполнения поставщиком всех обязательств, предусмотренных контрактом.
Так, например, в удовлетворении требования о списании неустойки отказано, так как заключенный сторонами контракт является действующим, обязательства по нему подрядчиком в полном объеме не исполнены, соответственно, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) до момента исполнения обязательств по контракту невозможно (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.01.2025 № 305-ЭС24-17591 по делу № А40-180941/2023).
В другом деле, требование о взыскании неустойки удовлетворено, поскольку само по себе наличие этапов поставки товара не влечет за собой возникновение права на списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), так как предусмотренные контрактом этапы объединены единой целью и направлены на достижение общего результата - приобретение товара (постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.06.2025 № Ф05-5573/2025 по делу № А40-180762/2024, определение Верховного Суда РФ от 23.09.2025 № 305-ЭС25-8632 по делу № А40-180762/2024).
Разъяснения Минфина России о списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) даны в письмах от 19.06.2020 №24-03-08/53032, от 11.05.2022 № 24-06-07/42955, от 22.09.2023 № 02-13-11/91290, от 11.01.2024 № 24-06-06/812, от 02.02.2024 №24-06-06/8447.
Следует также учитывать, что «наличие не исполненных на данный момент гарантийных обязательств, носящих длящийся характер и действующих по своему существу в течение определенного времени после факта поставки товара (передачи результата работ, оказания услуг), не препятствует списанию неустойки за нарушение всех иных исполненных в полном объеме обязательств» (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.02.2025 № 305-ЭС24-21667 по делу № А40-200399/2023).
Ответ на вопрос о возможности списания добровольно уплаченной неустойки также дается в материалах судебной практики. Например, в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.09.2024 по делу №А34-3426/2023 требование подрядчика о возврате в качестве неосновательного обогащения ранее добровольно оплаченной неустойки удовлетворено, поскольку, несмотря на нарушение подрядчиком сроков выполнения работ, с учетом суммы начисленной заказчиком неустойки, которая не превышает установленный законом предел от цены контракта, в силу закона неустойка должна быть списана, неперечисление неустойки могло повлечь для подрядчика внесение в реестр недобросовестных поставщиков, поэтому перечисление неустойки подрядчиком не было добровольным (см. также определение Верховного Суда РФ от 18.11.2024 № 309-ЭС24-19851 отказано в передаче дела № А34-3426/2023).
Также удержание неустойки в соответствии с условиями контракта не исключает решения в судебном порядке вопроса о ее списании при наличии оснований (см., постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.11.2023 по делу №А40-87437/2023, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.04.2025 №Ф08-1436/2025 по делу №А32-53195/2022, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.08.2018 №305-ЭС18-5712, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.05.2019 №306-ЭС18-23601 по делу №А55-26467/2017)
По вопросу списания неустойки, начисленной за неисполнение гарантийных обязательств см., определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 20.02.2025 №305-ЭС24-21667 по делу №А40-200399/2023.