Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Контрольно-счетная палата города Воронежа завершила проверку финансово-хозяйственной деятельности МКП «Воронежтеплосеть»

Контрольно-счетная палата города Воронежа завершила проверку финансово-хозяйственной деятельности МКП «Воронежтеплосеть»

15.02.2016

 Контрольно-счетная палата города Воронежа завершила проверку финансово-хозяйственной деятельности МКП «Воронежтеплосеть» (далее –предприятие, МКП, МКП «ВТС»).

 Основными видами деятельности МКП являются выработка и сбыт тепловой энергии. По данным предприятия в 2014 году по отношению к 2013 году объем выработанной тепловой энергии увеличился на 8% и составил 1 856 тыс. Гкал, за 9 месяцев 2015 года – 1 242,5 тыс. Гкал. Необходимо отметить, что котельные МКП «ВТС» узлами учета тепловой энергии не оснащены, поэтому показатель выработки является расчетной величиной.

 На момент проверки выработка тепловой энергии осуществляется 149 котельными (их них 74 – сезонные), в том числе: АБМК – 23 ед., отдельно-стоящие – 69 ед., встроенно-пристроенные – 11 ед., подвальные – 45 ед.

 В 2014 году и за 9 месяцев 2015 года доходы от основных видов деятельности составили 2 478 и 1 717,6 млн. руб., в том числе:

-     выручка от реализации тепловой энергии – 1 922,3 и 1 338,4 млн. руб.,

-     выручка от реализации горячей воды – 513,9 и 378,3 млн. руб.,

-     прочие – 41,7 и 0,85 млн. руб.

 Доходы предприятия увеличились в 2014 году по отношению к 2013 году – на 17%, за 9 месяцев 2015 года по отношению к аналогичному периоду 2014 года – на 13%. Увеличение доходов обусловлено ростом тарифов. Необходимо отметить, что во втором полугодии 2015 года по отношению к первому полугодию тарифы на тепловую энергию МКП «ВТС» выросли на 10%. За предыдущие пять лет рост составлял не более 4% в год.

 Учитывая технологические особенности производственного процесса, на предприятии остро стоит проблема финансирования текущей деятельности. Поскольку оплату за отпущенное тепло потребители осуществляют на следующий месяц после получения услуги, то на предприятии возникают кассовые разрывы между реализацией тепловой энергии и оплатой за поставленные ресурсы поставщикам. Оснащение многоквартирных домов приборами учета и переход на расчеты по факту потребления в отопительном периоде улучшили порядок расчетов за потребленную тепловую энергию. Сократилась разница между объемами реализации тепловой энергии и поступления денежных средств в отопительные периоды. В 2014 году управляющими компаниями оплачивалось в среднем 74% от объема потребленной теплоэнергии, в 2015 году – 87%.

 Однако для пополнения оборотных средств и сокращения кассового разрыва предприятием ежегодно привлекаются кредитные средства. Кроме того, из бюджета городского округа в порядке субсидиарной ответственности оплачивается задолженность перед поставщиками энергоресурсов.

 На финансовом состоянии предприятия отрицательно сказывается низкая платежная дисциплина управляющих компаний, а также преднамеренное банкротство отдельных УК с целью ухода от уплаты долгов. Задолженность УК-банкротов перед МКП в сумме 556,5 млн. руб. безнадежна ко взысканию и будет списана на убытки. Управляющие компании, пришедшие с 01.06.2012 на смену УК-банкротам (15 компаний с идентичными названиями), за два года работы накопили новые долги, которые по состоянию на 01.10.2014 составили  210,1 млн. руб. В связи с большими суммами просроченной задолженности (415,9 млн. руб.) договоры с 26 УК расторгнуты в конце 2014 года, собственники 1 351 МКД переведены на прямые расчеты.

 Кроме того, в нарушение Федерального закона «О теплоснабжении» с 2005 по 2008 годы предприятию переданы в эксплуатацию 65 км бесхозяйных сетей и 47 ЦТП, которые присоединены к котельным сторонних ресурсоснабжающих организаций (РСО). Орган местного самоуправления обязан определить теплоснабжающую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными объектами, или организацию, в систему теплоснабжения которой входят указанные объекты. Затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, а также затраты на компенсацию потерь подлежат включению в тарифы соответствующей организации. У казенного предприятия источники финансирования затрат отсутствуют, поскольку население оплачивает услуги по теплоснабжению в адрес РСО, а для МКП тариф на передачу тепловой энергии не установлен.

 Наибольшая часть перечисленных объектов подключена к источникам тепловой энергии ООО «Воронежская теплосетевая компания». В 2012 году принято решение о передаче их в собственность указанного общества, однако запланированные мероприятия не проведены, поручение правительства Воронежской области (протокол совещания от 31.07.2012) не исполнено. Казенное предприятие вынуждено приобретать тепловую энергию у ООО «ВТСК» и продавать населению, несмотря на то, что в Схеме теплоснабжения города рассматриваемые сети и ЦТП отнесены к зоне деятельности ООО «ВТСК» и, согласно постановлению Правительства РФ от 08.08.2012 № 808, именно ООО «ВТСК» должно заключить договоры поставки с населением. В 2014-2015 годах МКП «ВТС» приобрело у общества тепловой энергии на сумму 495,7 млн. руб., из них оплачено из бюджета города в качестве субсидиарной ответственности 195,1 млн. руб., еще 109,6 млн. руб. числится в задолженности.

 В ходе проверки выявлены и другие нарушения и недостатки. Отмечено, что изменение организационной структуры и системы оплаты труда в 2015 году привело к значительному увеличению управленческих расходов. Рост общей численности, особенно руководящих должностей АУП и их должностных окладов, привели к повышению месячного фонда в штатном расписании в среднем на 40%.

 Установлен факт завышения первоначальной стоимости в документации на торги по проведению строительно-технической экспертизы. Кроме того, сотрудниками КСП обращено внимание, что при наличии производственного и сметного отделов, а также отдела технического надзора оплачивалась экспертиза сторонним организациям, что классифицируется как нерациональное использование средств предприятия. В ходе проверки КСП предприятием принято решение вышеуказанные экспертизы на общую сумму 1,3 млн. руб. отменить и не оплачивать.

 Выявлены и нарушения в использовании муниципального имущества. Так, в противоречие ст. 19 Федерального закона № 161-ФЗ имущество четырех котельных было демонтировано и реализовано в виде металлолома без согласования собственника – управления имущественных и земельных отношений.

 По итогам проверки Контрольно-счетной палатой рекомендовано принять ряд мер для устранения выявленных нарушений и недостатков.

 В адрес МКП «Воронежтеплосеть» направлено представление, которое находится на контроле Контрольно-счетной палаты Воронежа.