Информация о результатах проверки МОУ СОШ № 73 имени А.Ф.Чернонога в рамках аудита эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2005-2010 годах на государственную поддержку учреждений общего образования
24.05.2011
Контрольное мероприятие проведено на основании Положения о Контрольно-счетной палате городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 07.12.2005 № 205-II, п. 32 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2011 год, распоряжения Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж от 06.04.2011 № 257.
Цель проверки:
Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2005-2010 годах на государственную поддержку МОУ СОШ № 73 им. Чернонога.
По результатам контрольного мероприятия составлен акт от 29.04.2011 № 257, который подписан без разногласий.
В ходе контрольного мероприятия установлено:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 73 имени А.Ф. Чернонога (далее школа, учреждение), учредителем которого выступает администрация городского округа города Воронеж, является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением главы городского округа город Воронеж от 17.03.2006 № 233. Учет финансово-хозяйственной деятельности осуществляется Учреждением самостоятельно, то есть бухгалтерией, которая является его структурным подразделением.
Учреждение имеет свидетельство о государственной аккредитации от 27.03.2009, выданное инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области.
В проверяемом периоде образовательная деятельность по программам: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование и дополнительным программам школой осуществлялась на основании лицензии от 27.12.2005 сроком действия до 27.12.2010, которой установлена предельная численность контингента учащихся – 1 280 человек. Фактическая численность составляла: за 2005 год – 1 659человек, за 2006 - 1 650 человек, за 2007 – 1 470 человек, за 2008 – 1 502 человека, за 2009 – 1 420 человек. Таким образом, учреждением до 2010 года лицензионные требования не соблюдались. Превышение контингента обучающихся по годам составляло от 10,9 % до 29,6 %.
В декабре 2010 года получена новая лицензия сроком действия до декабря 2016 года. Следует отметить, что новой лицензией установлена предельная численность контингента учащихся – 1 427 человек. Фактическая численность на 01.09.2010 соответствует численности, установленной лицензией.
Площади здания школы по проектурассчитаны на обучение 1 266 учащихся, занятия организованы в 2 смены.
С целью обеспечения образовательными услугами детей школьного возраста за Учреждением закреплена часть домов Советского района города по улицам: Ю. Янониса, Героев-Сибиряков, Кривошеина, однаков школе обучаются около 46% учащихся, проживающих в других районах города.
Средняя наполняемость классов (количество обучающихся) по школе в проверяемом периоде составляла от 23 до 29 человек. Постановлением Минздрава РФ от 28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов», предусмотрено, что наполняемость классов не должна превышать 25 человек. При этом приказом Росстата от 27.07.2009 № 150 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рособразованием статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений» наполняемость классов в городских учреждениях с 2009 года устанавливается в количестве не менее 25 обучающихся. Таким образом, указанные нормативные акты противоречат друг другу.
Финансирование образовательного учреждения производится за счет средств областного бюджета в виде субвенции на реализацию государственного образовательного стандарта, средств бюджета городского округа, а также целевых федеральных средств, выделенных в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Кроме того, источниками финансирования являлись внебюджетные средства: от сдачи в аренду муниципальной собственности и добровольные пожертвования.
Доля средств субвенции, поступившей на финансирование Учреждения на реализацию государственного стандарта общего образования, является наибольшей и составляет: 67,4% - в 2006 году, 70,6 % - в 2007, 62,4% - в 2008, 76,5% - в 2009 и 72,8% - в 2010.
Показатели достаточности объемов субвенции приведены в таблице:
таблица № 1
Показатели |
Год | ||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Количество учащихся
|
1650 |
1470 |
1502 |
1420 |
1427 |
Объем субвенции, тыс. рублей
|
16723 |
19645 |
24000 |
28555 |
27883 |
Объем субвенции в среднем на 1-го учащегося, руб. - фактическое значение, в т.ч. в % к предыдущему году - утвержденный норматив - отклонение от норматива |
10135
9275
+860(9,3%)
|
13364 132
11325
+2039(18%)
|
15978 114
14085
+1893(13,4%) |
20108 125
18637
+1471(7,9%) |
19539 97
19335
+204(1,1%) |
Использование субвенции: 1. з/плата с начислениями - тыс. рублей - % 2. учебные расходы - тыс. рублей - % - утвержденный норматив, % - отклонение от норматива |
15445 92,3
1278 7,7 5,8
+1,9 |
18564 94,5
1080,8 5,5 5,1
+0,4 |
23329 97,2
671 2,8 9,2
-6,4 |
27813 97,4
742 2,6 10,8
-8,2 |
27328 98,0
555 2,0 10,8
-8,8
|
Данные таблицы показывают, что рост среднего показателя на реализацию государственного стандарта общего образования в 2007-2009 годах составлял 32%, 14%, 25% к предыдущему году.Рост обусловлен в основном увеличением норматива размера субвенции на 1 учащегося в 2,1 раза. Однако в 2010 году – наблюдается снижение - на 3% к 2009 году.
По сравнению с утвержденными законодательными актами Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год нормативами, расходы на одного учащегося в проверяемом периоде сложились выше на 7,9 - 9,3%, за исключением 2010 года – на 1,1%.
Проверкой использования субвенции установлено, что основная ее часть направлена Учреждением на оплату труда с начислениями, которая в 2006 году составила 15 455 тыс. руб. (92,3% субвенции), в 2007 – 18 564 тыс. руб. (94,5%), в 2008 – 23 329 тыс. руб. (97,2%), в 2009 – 27 813 тыс. руб. (97,4%) и в 2010 – 27 328 тыс. руб. (98%).
Согласно «Примерному положению об оплате труда и стимулировании работников муниципальных учреждений общего образования», утвержденному решением Воронежской городской Думы от 07.11.2007 № 241-II, фонд оплаты труда рекомендовано распределять на базовую (70% от общего ФОТ) и стимулирующую части (30%).
Установленное законодательством соотношение школой не всегда выдерживается. Так, базовая часть ФОТ в 2007, 2009 и 2010 годах ниже норматива, соответственно, на 0,3%, на 2% и на 0,4%.
Несоблюдение норматива в 2009 году объясняется тем, что за счет экономии средств, предусмотренных на учебные расходы: «методическая литература» - 7,9 тыс. руб., «начисления на заработную плату» - 190 тыс. руб., «увеличение стоимости основных средств» - 284,8 тыс. руб., «прочие услуги» - 180,4 тыс. руб. на основании справок-уведомлений ФКУ произведена корректировка плановых ассигнований в сторону увеличения по статье «заработная плата» и в конце года начислена премия сотрудникам школы на сумму 663,1 тыс. руб.
В пределах базовой части фонда оплаты труда руководитель формирует и утверждает штатное расписание.
На 01.09.2005 штатное расписание утверждено в количестве 77,1 единиц (без педагогических ставок). По состоянию на 01.09.2010 в результате оптимизации количество штатных единиц сократилось до 62,3 (на 19,2 %).
Количество ставок педагогов также сократилось – с 202,95 единиц в 2005 году до 136,23 единиц в 2010 году (на 32,9%). При этом количество классов также сократилось с 62 в 2005/2006 учебном году до 55 - в 2010/2011.
Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами на 100%.
Фактическая численность педагогического состава составляла: в 2006 году – 137 чел., в 2007 – 137, в 2008 – 136, в 2009 – 122, в 2010 – 117. На момент проверки фактическая численность педагогического состава составляет 117 человек, из которых 83% - женщины, 17% - мужчины. Возрастной состав: моложе 25 лет – 11%, от 25 – до 35 лет – 21%, от 35 до 55 лет – 46%, от 55 до 60 лет – 13%, старше 60 лет – 9%. Пенсионеры составили 39 человек, или 33%. Средний возраст учителей - 43 года.
Высшее образование имеют 95% педагогических работников, высшую категорию - 28% учителей, первую квалификационную категорию – 32%, вторую – 21%.
Проверкой установлено, что в 2010 году не соблюдено рекомендованное Примерным положением соотношение по формированию ФОТ педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс, которым предусмотрено направить не менее 70% от базовой части ФОТ. Фактически направлен только 61 процент.
Динамика средней заработной платы работников учреждения по годам представлена в таблице:
таблица № 2 (руб.)
Годы |
АУП |
Учителя |
Прочие (руб.) |
Среднемес. з\пл по учрежд. (руб.) | |
Всего (руб.) |
Сумма (руб.) |
% к предыдущему году | |||
2005 |
9331 |
4836 |
|
3305 |
4096 |
2006 |
12995 |
5547 |
114,7 |
4412 |
5871 |
2007 |
16521 |
6428 |
115,9 |
4979 |
6845 |
2008 |
29036 |
10236 |
159,3 |
8238 |
9220 |
2009 |
28578 |
11347 |
110,9 |
8736 |
11261 |
2010 |
27791 |
11991 |
105,7 |
10161 |
11908 |
Из таблицы видно, что в проверяемом периоде рост заработной платы наблюдается по всем категориям работающих, за исключением АУП, где заработная плата в 2010 году сократилась к уровню 2008 года на 4,3%, к 2009 - на 2,8%. Снижение заработной платы АУП произошло в результате уменьшения заработной платы директора и заместителя директора по УВР в связи с сокращением количества учащихся, а также уменьшением количества разовых премий.
Вместе с тем среднемесячная заработная плата аппарата управления с 2006 года увеличилась в 2,1 раза, в том числе: директора – в 2,1 раза, прочего персонала – в 3,1 раза.
Анализ динамики заработной платы педагогических работников показал, что заработная плата учителей в 2010 году возросла в 2,5 раза к 2005 году, ежегодно увеличиваясь на 14,7% -15,9% до 2008 года, на 59,3 % - в 2008 году, на 10,9% - в 2009, в 2010 – на 5,7%.
Значительное увеличение заработной платы в 2008 году по отношению к 2007 году объясняется переходом на новую систему оплаты труда работников, осуществляющих образовательный процесс и, согласно Примерному положению об оплате труда, увеличением стимулирующей части с 25% на 30%.
Кроме заработной платы с начислениями субвенция используется образовательным учреждением на учебные расходы.
Постановлением администрации Воронежской области от 14.04.2005 № 261 «О переходе на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений области» доля учебных расходов в 2006 году установлена 5,8% субвенции, в 2007 году – 5,1%, в 2008 – 9,2%, в 2009 – 10,8%, в 2010 – 10,8%.
При этом, фактически учебные расходы в 2006-2007 годах выше на 1,9-0,4%, в 2008 году ниже - на 6,4%, в 2009 - на 8,2%, в 2010 - на 8,8% (таблица № 1), следовательно, доля учебных расходов в общей сумме субвенции в школе не соблюдалась.
На учебные расходы за 2006-2010 годы направлено 4326 тыс. руб. субвенции, основная доля которых израсходована на приобретение учебников для библиотеки - 25,9% (1121,9 тыс. руб.), оборудования - 19,4% (841,3 тыс. руб.), методической литературы - 17% (736 тыс. руб.). Остальные средства - на приобретение учебно-наглядных пособий, медикаментов, на подписку периодической и художественной литературы для учащихся, на подключение к сети Интернет и на проведение Олимпиад.
Другим источником финансирования школы являются средства бюджета городского округа, которые за проверяемый период составили 41497 тыс. руб., в том числе: в 2006 году – 6 756 тыс. руб., или 27,2% от всех источников финансирования в данном году, в 2007 - 6 133 тыс. руб., или 22,1%, в 2008 – 12 156 тыс. руб., или 31,6 %, в 2009 - 7 851 тыс. руб., или 21,1%, в 2010 – 8 601 тыс. руб., или 22,5%.
Из средств городского бюджета производились расходы на реализацию муниципальных целевых программ «Развитие образования городского округа город Воронеж на 2009-2012 годы», утвержденной решением Воронежской городской Думы от 03.12.2008 № 400-II и «Развитие образования городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением администрации городского округа от 14.12.2009 № 257 в сумме 413 тыс. руб., из них: 18 тыс. руб. - в 2009 году, и 395 тыс. руб. - в 2010. Данные средства направлены: на капитальный ремонт в сумме 349,8 тыс. руб., на техобслуживание оборудования - 45 тыс. руб., прочие текущие расходы - 18 тыс. руб.
Из общей суммы расходов за счет бюджета городского округа (41 497 тыс. руб.) на питание школьников направлено – 14 333 тыс. руб., или 34,5%; оплату коммунальных услуг – 7 156 тыс. руб., или 17,2 %; проведение капитального и текущего ремонта – 5 894 тыс. руб., или 14,2%; приобретение оборудования – 3 894 тыс. руб., или 9,5%; прочие расходы – 10 220 тыс. руб., или 24,6% (из них 6133 тыс. руб. - на проведение спортивных мероприятий).
Кассовые расходы на продукты питания за счет средств городского бюджета составили: в 2006 году – 1 590 руб. (100% плана), в 2007 – 2 116 тыс. руб. (100%), в 2008 – 3 785 тыс. руб. (100%), в 2009 – 4 146 тыс. руб. (100%), в 2010 - 2 696 тыс. руб. (100%). Следует отметить, что произведенный аванс поставщикам продуктов питания в 2009 году, а также уменьшение количества учащихся, получавших дотационное питание, на 28-30% (в 2008 году – 1 560 человек, в 2009 – 1 520 человек, в 2010 – 1 086 человек) отразилось на снижении кассовых расходов в 2010 году.
В соответствии с приказами директора дотационное питание до 05.04.2010 было организовано для всех учащихся:
- 1-11 классов (завтраки);
- спортсменов-разрядников (обеды);
- состоящих на диспансерном учете (обеды);
- групп продленного дня (обеды и полдники с 01.09.2009),
- спортивных классов школы (обеды).
Однако, распоряжением главы городского округа от 04.12.2007 № 821-р «Об утверждении Положения об обеспечении питанием школьников в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа» и решениями Воронежской городской Думы от 06.06.2007 № 108-II, от 12.12.2007 № 291-II, от 08.07.2009 № 190-II «Об изменении финансирования детей и подростков в муниципальных образовательных учреждениях городского округа г. Воронеж» не предусмотрено обеспечение дотационным питанием учащихся:
- 5-11 классов, кроме детей из малообеспеченных семей;
- спортивных классов школы, кромеспортсменов-разрядников.
Вместе с тем, в нарушение п.6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 администрацией школы не организовывались завтраки с горячим питаниемдля учащихся начальных классов и старших - из малообеспеченных семей, а предоставлялись завтраки в виде бутербродов всем учащимся школы.
В соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 с сентября 2009 года в школе организован дополнительный полдник для детей, посещающих группу продленного дня, при этом дотация из городского бюджета решениями ВГД не предусмотрена.
Приказом директора школы от 05.04.2010 «О внесении изменений в приказ об организации бесплатного питания в 2009-2010 учебном году» дотационное питание учащихся приведено в соответствие с решением Воронежской городской Думы.
Разработанное 10-ти дневное меню, дифференцированное по возрастным группам, согласовано с управлением Роспотребнадзора по Воронежской области. Рекомендуемая масса порций блюд, потребность в пищевых веществах, указанных в меню, соответствуют требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08.
В результате проверки ежедневных меню школы установлено занижение массы порций готовых блюд (салата, мяса, рыбы, гарнира), по сравнению с нормами, предусмотренными СанПиН 2.4.5.2409-08. Фрукты в рационе питания присутствовали редко, в основном замещались соками. Кроме того, до апреля 2010 года учащиеся получали порции одного веса вне зависимости от возрастной категории.
Стоимость питания на одного учащегося, увеличивалась ежегодно: завтрака - с 8,65 руб. в 2006 году - до 15,94 руб. в 2010, обеда – с 15 до 30 руб., соответственно.
Однако стоимость завтрака и обеда на одного учащегося по отношению к стоимости, предусмотренной решениями городской Думы, сложилась дешевле в 1,3 – 2 раза за проверяемый период, а обеды, предоставляемые спортсменам в 2009-2010 годах и учащимся, состоящим на диспансерном учете - в 2010 году, соответствуют норме.
Данный факт объясняется следующими причинами:
- потребность рассчитывалась и ассигнования на дотационное питание доводились на меньшее количество учащихся, то есть с учетом количества учащихся по группам, предусмотренным решениями ВГД (за исключением спортсменов), тогда как фактически питание получало большее количество учащихся;
- в сложившуюся стоимость одного завтрака и обеда включена цена продукта без учета накладных расходов (коммунальных платежей, амортизации, заработной платы, рентабельности и др.), так как в школе питание учащихся организовано самостоятельно;
- договоры на поставку продуктов питания в основном заключались с производителями продуктов (ЗАО МК «Авида» - молоко, ООО ТД «ПавловскХлеб» - хлебобулочные изделия, ООО «Давыдовский овощесущильный завод» - соки).
При этом по овощам, мясу, рыбе, фруктам в отдельных случаях натуральные нормы потребления ниже установленных.
Питание учащихся за счет средств родителей не осуществлялось.
В столовой школы учащимся организована платная реализация буфетной продукции.
Следует отметить, что размер дотации на питание учащихся, установленный решениями Воронежской городской Думы, не дифференцирован по способу его организации: осуществление собственными силами - самостоятельно или приобретения услуги, которая является более дорогостоящей. В результате, при использовании разных способов организации питания учреждения оказываются в неравных условиях, что отражается на расходах по статье «питание». Таким образом, муниципальные нормативные акты по организации питания в городском округе нуждаются в совершенствовании. Таким образом, муниципальные нормативные акты по организации питания в городском округе нуждаются в совершенствовании.
С сентября 2009 года в рамках реализации региональной программы «Школьное молоко» для укрепления здоровья детей 1-4 классов (с 2011 года – 1-7 классы) школой приобреталось молоко: в 2009 году за счет средств городского бюджета на сумму 112 тыс. руб., в 2010 году за счет средств городского бюджета – 117 тыс. руб., областного – 186 тыс. руб.
Школе также выделялись денежные средства из областного бюджета на организацию отдыха и оздоровления школьников в летние периоды в пришкольных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием. Всего на питание детей направлено 414,7 тыс. руб., в том числе: в 2006 году - 9 тыс. руб., в 2007 – 8,1 тыс. руб., в 2008 - 101,7 тыс. руб., в 2009 - 24,2 тыс. руб., в 2010 – 271,7 тыс. руб.
Кроме того, на указанные цели в 2009 году из средств фонда социального страхования выделено 130,2 тыс. руб.
Приобретение продуктов питания осуществлялось путем самостоятельных закупок. Выборочной проверкой порядка размещения заказов на приобретение продуктов питания установлено, что в нарушение п.14 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ без проведения торгов в 4 квартале 2009 года школой заключены договоры на приобретение молочной продукции на сумму 242,6 тыс. руб.
В проверяемом периоде за счет средств городского бюджета приобретено оборудование на сумму 3894 тыс. руб. (9,5 % в общей сумме расходов). Оборудование стоимостью до 100 тыс. руб. приобреталось путем самостоятельных закупок. При этом выборочная проверка заключенных договоров показала, что в нарушение п.14 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в октябре 2010 года школой самостоятельно, без проведения торгов заключены договоры с ООО «Декарт» от 18.10.2010 на поставку одноименных товаров, на общую сумму 299 тыс. руб., превышающие 100 тыс. руб. в квартал: № 214 - 89,9 тыс. руб. (визуалайзер); № 218 - 89,3 тыс. руб. (копировальный аппарат); № 220 - 26 тыс. руб. (интерактивная доска и проектор); № 225 - 61,7 тыс. руб. (интерактивный планшет и пульт); № 226 - 32,1 тыс. руб. (ноутбук).
В соответствии с Уставом в школе сформированы спортивные классы по футболу (5-11 классы): в 2008 году – 142 ученика, 2009 – 130, 2010 – 130 и разработана образовательная программа для спецклассов по виду спорта «Футбол», которая утверждена директором и согласована с управлением образования городского округа.
Расходы, направленные на проведение спортивных мероприятий, включены в состав прочих расходов и составили 6 133 тыс. руб., или 14,9 % в общей сумме расходов, в том числе:
- за аренду помещений и спортивных сооружений для проведения тренировок (бассейна, стадионов, спортзалов в зимний период) – 2 266 тыс. руб.,
- командировочные расходы (суточные, питание, проживание, транспортные расходы), связанные с поездками на соревнования – 3 867 тыс. руб.
На медицинском диспансерном учете состоят 404 школьника, или 28,3% от общего числа учащихся. В 2010 году количество учащихся, находящихся на диспансерном учете, в среднем увеличилось на 22% к уровню 2005 года, в основном за счет роста числа заболеваний периферической нервной системы - на 16%, костно-мышечной системы - на 6%. В структуре хронических заболеваний наблюдается рост заболеваемости детей с эндокринной патологией (ожирением) в 3 раза. Число детей, имеющих патологию органов пищеварения, в 2010 году снизилось на 23%.
По данным профилактических осмотров в 2010 году по сравнению с 2005 годом число детей с нарушением остроты зрения увеличилось на 15%, плоскостопием - на 13%, нарушением осанки – на 11%. В связи с вакцинацией в 2006 году против краснухи и вирусного гепатита «В» отмечается снижение острой инфекционной заболеваемости.
Данная статистика объясняется не только ухудшением здоровья детей, которое связано с увеличением учебной нагрузки, ухудшением экологической обстановки, но и с улучшением качества обследования учащихся.
В рамках направления«Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО)» школой в 2008 году получены: оборудование для организации школьного питания и для медицинского кабинета на общую сумму 190 тыс. руб.
Кроме того, в рамках КПМО произведены работы: в 2008 году - монтаж автоматической пожарной сигнализации на 50 тыс. руб., в 2009 - противопожарные мероприятия на 31,5 тыс. руб.
В рамкахприоритетного национального проекта «Образование» школа является двукратным (в 2007 и 2008 годах) победителем конкурса учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы, которым предоставляется государственная поддержка.
Приказом Министерства образования и науки России от 05.05.2007 №134 утвержден список учреждений - победителей конкурса, в который вошло и МОУ СОШ № 73.
Денежные средства федерального бюджета в сумме 1 000 тыс. рублей поступили на лицевой счет в июне-июле 2007 года. Расходование средств осуществлялось на основании сметы расходов, согласованной с управлением образования администрации городского округа.
По результатам проведения торгов путем запроса котировок на поставку товаров заключены контракты на общую сумму 968,3 тыс. рублей:
- с ООО «Еврокомп» на поставку полного мобильного компьютерного класса на 10 рабочих мест (11 ноутбуков, тележка-сейф, внешний USB-накопитель и точка беспроводного доступа к локальной сети), 2-х мультимедийных проекторов на общую сумму 459,1 тыс. руб.;
- с ООО «ЭлмарТрейд» на поставку 3–х комплектов лабораторного оборудования и наглядных пособий для кабинетов (биологии, физики и химии) - 303,6 тыс. руб. Оборудование поставлено с задержкой от 44 до 79 дней;
- с ООО «ЭлмарТрейд» на поставку мебели для кабинетов биологии, физики и химии - 205,6 тыс. руб. Мебель поставлена с задержкой в 43 дня.
Следует отметить, что сроки поставки отдельного оборудования, предусмотренные контрактами, не были соблюдены. Условиями контрактов определено взыскание неустойки в размере 0,5% стоимости контракта за каждый день просрочки в случае неисполнения обязательств поставщиком. Учреждением направлена претензия ООО «ЭлмарТрейд» об уплате неустойки в сумме 108,3 тыс. рублей. Средства поступили на счет школы и использованы на уплату налога на прибыль и ремонт автомобиля.
Кроме того, путем самостоятельных закупок заключен договор от с ООО «ЭлмарТрейд» на поставку телевизора с аксессуарами на сумму 31,7 тыс. руб., который установлен в конференц-зале.
На момент проверки все материальные ценности, предусмотренные контрактами, поступили в школу в полном объеме.
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки России от 15.05.2008 №146 «Об учреждениях – победителях конкурсного отбора…..» на лицевой счет школы в июне 2008 года зачислены средства федерального бюджета в сумме 1 000 тыс. руб. Использование средств осуществлялось на основании сметы расходов, согласованной с управлением образования администрации городского округа.
Полученные средства направлены на приобретение спортивного оборудования и инвентаря (спортивные тренажеры, палатки 2-х и 4-местные, теннисные столы и ракетки, сетки волейбольные, скамьи гимнастические, маты, мячи футбольные, баскетбольные и волейбольные, спортивная форма и др.).
Средства федерального бюджета освоены полностью. Оборудование поступило в учреждение в полном объеме.
Однако проверкой контрактов установлено, что в нарушение п.14 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ Учреждением самостоятельно без проведения торгов заключены договоры на приобретение спортивного оборудования и инвентаря на суммы, превышающие 100 тыс. руб. в течение квартала:
• в 3 квартале 2008 года с ООО «Спортивные товары» – 16 договоров на общую сумму 684,2 тыс. руб., из них:
по ст. 310 – оборудование - 439,8 тыс. руб.,
по ст. 340 – инвентарь – 244,4 тыс. руб.
• в 4 квартале 2008 года - 3 договора на приобретение оборудования на сумму 155,1 тыс. руб., в том числе:
- с ООО «Спортивные товары» - на сумму 127,9 тыс. руб.,
- с ИП Хамин - на 27,2 тыс. руб.
Проверка использования приобретенного оборудования показала, что все технические средства обучения, мебель и методические материалы имеются в наличии и введены в эксплуатацию.
В рамках реализации ОЦП «Развитие образования Воронежской области на 2006-2010 годы» школа от Главного управления образования Воронежской области получила в централизованном порядке основные средства на сумму 1 548,3 тыс. руб. (учебно-наглядное оборудование для комплектования кабинетов химии, физики и биологии, мобильные компьютеры, интерактивная доска, мультимедийные проекторы и другое оборудование). Все основные средства и материальные запасы оприходованы и используются в процессе обучения.
Расходы школы от внебюджетной деятельности (спонсорская помощь, родительские средства, арендная плата) составляют незначительную часть в общей сумме всех расходов учреждения: 2005 год – 1,9%, 2006 – 1,8%, 2007 – 0,6%, 2008 – 0,4%, 2009 – 0,1%, 2010 – 0,5%. Основная доля расходов приходится на текущий ремонт, приобретение оборудования и прочие текущие расходы. На заработную плату денежные средства не направлялись.
Материально-техническое обеспечение школы
Постановлением главы городского округа от 30.06.2006 №1263 Учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 22 838 кв. м, фактически занимаемый зданием школы, гаражом, теплицей и спортивной площадкой по адресу: г. Воронеж, ул. Ю.Янониса, д.6. Учреждением в июне 2009 года произведена государственная регистрация права на постоянное (бессрочное) пользование вышеуказанным земельным участком.
Согласно договору от 27.06.2003 № 594 с учетом дополнительных соглашений Учреждению в оперативное управление передано муниципальное имущество. По данным бухгалтерского учета на балансе Учреждения на 01.01.2011 числятся основные средства, балансовая стоимость которых составляет 42 279,1 тыс. руб. (остаточная - 23 416, 6 тыс. руб.), в том числе:
· здание школы общей площадью 6 244,9 кв. м, балансовая стоимость - 28 819 тыс. руб. (19 100 тыс. руб.);
· сооружения (гараж – 195,7 кв.м. и теплица – 87,4 кв.м.) - 2 099 тыс. руб. (1 192 тыс. руб.);
В соответствии с Гражданским кодексом РФ школой в марте 2009 года произведена государственная регистрация права оперативного управления на перечисленные выше здания и сооружения.
·машины и оборудование - 4 998 тыс. руб. и 872,6 тыс. руб.;
На балансе школы числится 63 единицы компьютеров, из них в учебном процессе используются 57 единиц. На один компьютер в среднем приходится 25 учащихся, что соответствует государственному образовательному стандарту (не более 20-25 учащихся).
В школе также имеются принтеры 15 шт., сканеры – 2 шт., многофункциональные устройства (ксероксы) – 6 шт., мультимедийные проекторы – 12 шт., интерактивные доски – 7 шт., DVD-плееры – 8 шт., телевизоры – 12 шт., визуалайзер – 1 шт.
Доступом в сети Интернет оборудовано 60компьютеров. С 2005 по 2010 год провайдером Интернета со скоростью до 128 Кб/с являлось ОАО «Информсвязь», с января 2011 года данные услуги предоставляются компанией ООО «Инетера», обеспечивающей подключение со скоростью 6 Мб/с.
В соответствии с требованиями п. 25 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» Учреждением в сети Интернет создан официальный сайт, на котором размещается информация о его деятельности.
· транспортные средства - 2 443 тыс. руб. (1687 тыс. руб.), из них: автобус ПАЗ 32-05, автомобили ВАЗ 21093 и ГАЗ 33073 (износ 100%), автобус КАВЗ 4235-31 (год выпуска 2008);
· производственный и хозяйственный инвентарь – 2 257 тыс. руб. (565 тыс. руб.);
· библиотечный фонд – 1 663,1 тыс. руб.
Обеспеченность учебниками за счет библиотечного фонда по всем предметам, кроме иностранного языка, составляет 100%. Учебники по иностранным языкам не закупаются в связи с частой сменой программ по предмету, разным количеством учащихся, выбирающих один из трех иностранных языков, а также высокой ценой учебников.
Учебники и учебные пособия приобретались в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованным приказами Министерства образования и науки РФ от 13.12.2007 № 349 и 24.12.2010 № 2080.
Всего за 2006-2010 годы оприходовано основных средств, полученных безвозмездно от родителей учащихся, на сумму 988,4 тыс. руб., в том числе в 2006 году – 259,3 тыс. руб., в 2007 – 170 тыс. руб., 2008 – 6,1 тыс. руб., 2009 – 361 тыс. руб., в 2010 – 192 тыс. руб.
В проверяемом периоде на основании приказов директора школы и по согласованию с управлением имущественных отношений и управлением образования произведено списание основных средств на сумму 590,7 тыс. руб. Поступило в доход школы от списания материальных ценностей 41 тыс. руб.
В 2006-2010 годах на проведение капитального и текущего ремонта школы из средств бюджетагородского округа направлено 5 523,2 тыс. руб.
Выполнены следующие виды работ:
- в 2006 году - ремонт кровли, замена оконных блоков, ремонт и опрессовка системы отопления, замена светильников в спортивном зале на общую сумму 1 540,3 тыс. руб.;
- в 2007 - ремонт и опрессовка системы отопления, канализации, замена дверных и оконных блоков в спортзале, изготовление и монтаж ограждений, общестроительные работы - 1 641 тыс. руб.;
- в 2008 - ремонт спортзала, ремонт и опрессовка системы отопления, замена оконных блоков, монтаж оборудования на кухне, общестроительные и электромонтажные работы - 1 001,5 тыс. руб.;
- в 2009 - ремонт системы отопления, замена оконных блоков, ремонт гаража, устройство навеса - 476 тыс. руб.;
- в 2010 - сантехнические и общестроительные работы, электромонтажные работы по установке тепловых завес в холле, ремонт водопровода и канализации, ремонт электрики, установка ворот в гараже – 864,4 тыс. руб.
Кроме того, ежегодно проводится текущий ремонт за счет средств родителей: приобретаются ими строительные материалы, которые безвозмездно передаются в школу для проведения ремонта учебных кабинетов, а также их силами производилась покраска и побелка стен и потолков, замена полового покрытия.
Несмотря на проведенные работы в школенеобходимо отремонтировать столовую, спортивный зал, полы коридора 3 этажа, частично заменить окна, двери в кабинетах и коридорах, электропроводку во всем здании, установить раскрывающиеся решетки на окнах, восстановить теплицу. Согласно расчетам школы для выполнения указанных работ необходимы средства в размере 1 576 тыс. рублей. На момент проверки износ здания школы составляет 33,7 % (акт ввода в эксплуатацию - 1967 год).
Кроме этого, в связи с введением с 01.09.2011 третьего урока физкультуры в неделю, Учреждение нуждается в дополнительном спортивном зале, спортивном оборудовании, поскольку имеющиеся залы не смогут обеспечить выполнение образовательного стандарта в рамках уроков физкультуры.
Все ремонтные работы выполнены в соответствии с договорами, заключенными путем самостоятельных закупок. Однако проверкой порядка размещения заказов на выполнение работ установлено, что в нарушение п.14 ч.2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ без проведения торгов школой заключены договоры на проведение одноименных работ на сумму, превышающую 100 тыс. руб. в квартал.
Например:
На проведение сантехнических работ с ООО «Капитал-Проект» заключено 2 договора в июле 2010 года на общую сумму 184, 4 тыс. руб.
Составление проектно-сметной документации на проведение ремонтных работ выполняли подрядные организации, при этом экспертиза сметной документации осуществлялась департаментом образования только в разрезе применяемых расценок, а не сметы в целом, включая объемы и виды работ.
Учреждением ежегодно проводятся работы по обеспечению пожарной безопасности учащихся, и за период с 2006 по 2010 годы на эти цели израсходовано 199,6 тыс. руб.
В настоящий момент в Учреждении установлены: автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Закуплено 33 огнетушителя, которыми оборудованы лестничные марши, кабинеты химии, физики, информатики и пост охраны. Имеются эвакуационные и аварийные выходы.
В Учреждении установлена тревожная кнопка с выводом на пульт охраны при ОВД по Советскому району и 12 камер видеонаблюдения. Кроме того, на вахте родителями учеников осуществляется ежедневное дежурство по графику, составленному в начале года и утвержденному директором школы.
Учреждением в соответствии с приказами управления муниципальной собственности и экспертных заключений департамента образования Советского района сдавались в аренду нежилые помещения, находящиеся в оперативном управлении, следующим организациям:
- НОУ «Интерлингва» - с 2005 по 2008 год общей площадью 48 кв. м, с 13.11.2009 - 24 кв. м;
- НОУ «Лидер» - с 28.03.2010 - 48,5 кв.м.
Расчет арендной платы за пользование помещениями с 2005 по 2009 год производился в соответствии с методикой, утвержденной постановлением ВГД от 26.02.2004 № 18-I. С 2010 года стоимость ежемесячной арендной платы договорная, которая выше рыночной, определенной отчетом оценки рыночной стоимости, на 18,6 - 34%.
Учреждением за проверяемый период от сдачи в аренду помещений получен доход в сумме 68,2 тыс. руб.
На возмещение коммунальных услуг договоры с арендаторами заключались дополнительно.
По состоянию на 01.01.2011 задолженность по арендной плате и коммунальным услугам за арендаторами не числится.
Кроме того, в соответствии с приказами управления муниципальной собственности и на основании договоров о взаимном сотрудничестве безвозмездно предоставлялись нежилые помещения следующим учреждениям:
- СДЮСШОР № 11 согласно договору от 01.09.2003 №1 - стрелковые тиры и подсобные помещения, относящиеся к тирам, расположенные в помещении спортивного зала подвала, площадью 929,9 кв. м.;
- МУЗ «Городская поликлиника № 7» согласно ежегодно заключаемым договорам - помещение площадью 20 кв. м для медицинских и профилактических осмотров учащихся, ежедневного амбулаторного приема и оказания первой медицинской помощи.
В то же время в нарушение решения Воронежской городской Думы от 10.06.2009 № 156-II «О сдаче в аренду муниципального имущества» без согласования с департаментом муниципальной собственности и департаментом образования администрации городского округа и без оформления договорных отношений в школе СДЮСШОР №1, МУЗ «Стоматологическая поликлиника №4» занимают нежилые помещения площадью 8,7 кв. м, 17,1 кв. м, соответственно. Также без необходимых согласований заключен договор с ИП Рудин И.В. о передаче ему в аренду нежилого помещения площадью 4,5 кв. м под размещение буфета в помещении столовой.
Одним из показателей качества образования является «средний балл сдачи ЕГЭ», который в 2008-2010 годах выше среднего показателя по области и району. В то же время в целом по школе в 2010 году по сравнению с 2009 снизился с 62,3 баллов до 59,5. Средний балл сдачи ЕГЭ по предметам: русский язык, литература, математика, физика, история, география имеет тенденцию к увеличению, что свидетельствует о повышении качества образования по этим предметам. А по предметам: химия, информатика, биология, иностранный язык средний балл сдачи ЕГЭ за последний учебный год снизился.
За 2006-2010 годы 59 учащихся школы награждены золотыми и серебряными медалями.
Ученики школы в 2006-2010 годах принимали участие в областных и городских конкурсах и олимпиадах различного уровня. Занято за этот период 90 призовых мест.
Существенным показателем качества образования является почти 100%-ное поступление выпускников школы в ВУЗы, причем в 2005-2010 годах от 56 до 73 % - поступили на бюджетные отделения, где конкурс гораздо выше.
В учреждении осуществляетсяобратная связь с родителями через родительские собрания, заседания общешкольного родительского комитета по вопросу доступности и качества образовательных услуг. Одним из важных направлений работы с родителями является мониторинг их удовлетворенности работой общеобразовательного учреждения и его педагогического коллектива, который проводится 2 раза в год (осенью и весной). Итоги анкетирования показывают, что работой школы удовлетворены 91% родителей.
По вопросу перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) установлено, что в школе основная образовательная программа начального общего образования находится только в стадии разработки.
По состоянию на 01.01.2011 дебиторская задолженность (текущая) по Учреждению составила 424,6 тыс. руб., в том числе по статьям:
- начисления на заработную плату – 85,9 тыс. руб.;
- питание – 207 тыс. руб.;
- коммунальные услуги – 121,7 тыс. руб.
Кредиторская задолженность отсутствует.
В результате проведенной проверки муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 73 имени А.Ф.Чернонога в рамках аудита эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2005-2010 годах на государственную поддержку учреждений общего образования, Контрольно-счетная палата городского округа пришла к следующим выводам:
1.В проверяемом периоде образовательная деятельность школой осуществлялась на основании лицензии сроком действия до 27.12.2010, которой установлена предельная численность контингента учащихся – 1280 человек. Фактически в 2006-2009 годах превышение контингента обучающихся составляло от 10,9% до 29,6%. Таким образом, учреждением до 2010 года лицензионные требования не соблюдались.
В 2010 году получена новая лицензия, которой установлена предельная численность контингента учащихся – 1427 человек и фактическая численность на 01.09.2010 соответствует установленной лицензией.
2. Постановлением Минздрава РФ от 28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов», предусмотрено, что наполняемость классов не должна превышать 25 человек. При этом приказом Росстата от 27.07.2009 № 150 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рособразованием статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений» наполняемость классов в городских учреждениях с 2009 года устанавливается в количестве не менее 25 обучающихся.
Таким образом, указанные нормативные акты противоречат друг другу. В результате, средняя наполняемость классов школы по годам составляет от 23 до 29 человек.
3.В нарушениераспоряжения главы городского округа от 04.12.2007 № 821-р «Об утверждении Положения об обеспечении питанием школьников в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа» и решений городской Думы от 06.06.2007 № 108-II, от 12.12.2007 № 291-II, от 08.07.2009 № 190-II «Об изменении финансирования детей и подростков в муниципальных образовательных учреждениях городского округа г. Воронеж» на основании приказов директора до 05.04.2010 в школе осуществлялось дотационное питание всех учащихся:
- 1-11 классов (завтраки);
- спортсменов-разрядников (обеды);
- состоящих на диспансерном учете (обеды);
- групп продленного дня (обеды и полдники с 01.09.2009),
- спортивных классов школы (обеды).
Однако указанными законодательными актами не предусмотрено обеспечение дотационным питанием учащихся:
- 5-11 классов, кроме детей из малообеспеченных семей;
- спортивных классов школы, кроме спортсменов-разрядников.
Вместе с тем, в нарушение п.6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 администрацией школы предоставлялись завтраки в виде бутербродов всем учащимся школы вместо завтраков с горячим питанием только для учащихся начальных классов и старших - из малообеспеченных семей.
В соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 с сентября 2009 года в школе организован дополнительный полдник для детей, посещающих группу продленного дня, при этом дотация из бюджета городского округа решениями ВГД не предусмотрена.
Приказом директора школы от 05.04.2010 б/н «О внесении изменений в приказ об организации бесплатного питания в 2009-2010 учебном году» дотационное питание учащихся приведено в соответствие с решением Воронежской городской Думы.
4. В нарушение норм, предусмотренных СанПиН 2.4.5.2409-08, в ежедневных меню школы установлено занижение массы порций готовых блюд (салата, мяса, рыбы, гарнира). Фрукты в рационе питания присутствовали редко и в основном замещались соками. Кроме того, до апреля 2010 года учащиеся получали порции одного веса вне зависимости от возрастной категории.
5. Стоимость питания одного учащегося за период 2006-2010 годы увеличивалась ежегодно: завтрака - с 8,65 руб. в 2006 году - до 15,94 руб. в 2010, обеда – с 15 до 30 руб., соответственно. Однако стоимость завтрака и обеда одного учащегося за проверяемый период по сравнению с размером дотации, предусмотренной решениями городской Думы, сложилась ниже в 1,3 – 2 раза, при этом стоимость обедов, предоставляемых спортсменам в 2009-2010 годах и учащимся, состоящим на диспансерном учете - в 2010 году, соответствуют установленной дотации.
Данный факт объясняется следующими причинами:
- как расчет потребности, так и доведение ассигнований на дотационное питание осуществлялось на меньшее количество учащихся, то есть с учетом количества учащихся по группам, предусмотренным решениями ВГД (за исключением спортсменов), тогда как фактически питание получало большее количество школьников;
- в сложившуюся стоимость одного завтрака и обеда включена цена продукта без учета накладных расходов (коммунальных платежей, амортизации, заработной платы, рентабельности и др.), так как в школе питание учащихся организовано самостоятельно;
- договоры на поставку продуктов питания в основном заключались с их производителями (ЗАО МК «Авида» - молоко, ООО ТД «ПавловскХлеб» - хлебобулочные изделия, ООО «Давыдовский овощесушильный завод» - соки).
При этом по овощам, мясу, рыбе, фруктам в отдельных случаях натуральные нормы потребления ниже установленных.
Следует отметить, что размер дотации на питание учащихся, установленный решениями Воронежской городской Думы, не дифференцирован по способу его организации: осуществление собственными силами - самостоятельно или приобретения услуги, которая является более дорогостоящей. В результате, при использовании разных способов организации питания учреждения оказываются в неравных условиях, что отражается на расходах по статье «питание». Таким образом, муниципальные нормативные акты по организации питания в городском округе нуждаются в совершенствовании.
6. В нарушение решения Воронежской городской Думы от 10.06.2009 № 156-II «О сдаче в аренду муниципального имущества» без согласования с департаментом муниципальной собственности и департаментом образования администрации городского округа и без оформления договорных отношений в школе СДЮСШОР №1, МУЗ «Стоматологическая поликлиника №4» занимают нежилые помещения площадью 8,7 кв. м, 17,1 кв. м, соответственно. Также без необходимых согласований заключен договор с ИП Рудин И.В. о передаче ему в аренду нежилого помещения площадью 4,5 кв. м под размещение буфета в помещении столовой.
7. В нарушение требований п.14 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» школой самостоятельно без проведения торгов заключались договоры на поставку одноименных товаров (работ, услуг) на сумму свыше 100 тыс. руб. в квартал.
8. На медицинском диспансерном учете состоят 404 школьника, или 28,3% от общего числа учащихся. В 2010 году количество учащихся, находящихся на диспансерном учете, в среднем увеличилось на 22% к уровню 2005 года.
По данным профилактических осмотров в 2010 году по сравнению с 2005 годом число детей с нарушением остроты зрения увеличилось на 15%, плоскостопием - на 13%, нарушением осанки – на 11%. В связи с вакцинацией в 2006 году против краснухи и вирусного гепатита «В» отмечается снижение острой инфекционной заболеваемости.
Данная статистика объясняется не только ухудшением здоровья детей, которое связано с увеличением учебной нагрузки, ухудшением экологической обстановки, но и с улучшением качества обследования учащихся.
9. В 2006-2010 годах на проведение капитального и текущего ремонта школы из средств бюджетагородского округа направлено 5 523,2 тыс. руб. Кроме того, ежегодно проводится текущий ремонт за счет средств родителей. На момент проверки износ здания школы составляет 33,7 % (акт ввода в эксплуатацию - 1967 год). Несмотря на проведенные работы в школенеобходимо отремонтировать столовую, спортивный зал, полы коридора 3 этажа, частично заменить окна, двери в кабинетах и коридорах, электропроводку во всем здании, установить распашные решетки на окнах. Согласно расчетам школы для выполнения указанных работ необходимы средства в размере 1 576 тыс. руб.
Кроме этого, в связи с введением с 01.09.2011 третьего урока физкультуры в неделю, Учреждение нуждается в дополнительном спортивном зале, так как имеющиеся залы не могут обеспечить выполнение образовательного стандарта в рамках уроков физкультуры.
В целом, материально-техническое состояние МОУ СОШ № 73 имени А.Ф.Чернонога обеспечивает условия получения качественного образования. Учреждение оснащено современным оборудованием и укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами. Вместе с тем отмечены отдельные нарушения и недостатки, которые указаны выше.