Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Информация о результатах проверки МОУ СОШ № 73 имени А.Ф.Чернонога в рамках аудита эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2005-2010 годах на государственную поддержку учреждений общего образования

Информация о результатах проверки МОУ СОШ № 73 имени А.Ф.Чернонога в рамках аудита эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2005-2010 годах на государственную поддержку учреждений общего образования

24.05.2011


Контрольное мероприятие проведено на основании Положения о Контрольно-счетной палате городского округа город Воронеж, утвержденного решением Воронежской городской Думы от 07.12.2005 № 205-II, п. 32 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2011 год, распоряжения Контрольно-счетной палаты городского округа город Воронеж от 06.04.2011 № 257. 

Цель проверки:  

Аудит эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2005-2010 годах на государственную поддержку МОУ СОШ № 73 им. Чернонога. 

По результатам контрольного мероприятия  составлен  акт от 29.04.2011 № 257, который подписан без разногласий. 

 

В ходе контрольного мероприятия установлено: 

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 73 имени А.Ф. Чернонога (далее школа, учреждение), учредителем которого выступает администрация городского округа города Воронеж, является самостоятельным юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным постановлением главы городского округа город Воронеж от 17.03.2006 № 233. Учет финансово-хозяйственной деятельности осуществляется Учреждением самостоятельно, то есть бухгалтерией, которая является его структурным подразделением. 

Учреждение имеет свидетельство о государственной аккредитации от 27.03.2009, выданное инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области. 

В проверяемом периоде образовательная деятельность по программам: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование и дополнительным программам школой осуществлялась на основании лицензии от 27.12.2005 сроком действия до 27.12.2010, которой установлена предельная численность контингента учащихся – 1 280 человек. Фактическая численность составляла: за 2005 год – 1 659человек, за 2006 - 1 650 человек, за 2007 – 1 470 человек, за 2008 – 1 502 человека, за 2009 – 1 420 человек. Таким образом, учреждением до 2010 года лицензионные требования не соблюдались. Превышение контингента обучающихся по годам составляло от 10,9 % до 29,6 %. 

В декабре 2010 года получена новая лицензия сроком действия до декабря 2016 года. Следует отметить, что новой лицензией установлена предельная численность контингента учащихся – 1 427 человек. Фактическая численность на 01.09.2010 соответствует численности, установленной лицензией.  

Площади здания школы по проектурассчитаны на обучение 1 266 учащихся, занятия организованы в 2 смены. 

С целью  обеспечения образовательными услугами детей школьного возраста за Учреждением закреплена часть домов Советского района города по улицам: Ю. Янониса, Героев-Сибиряков, Кривошеина, однаков школе обучаются около 46% учащихся, проживающих в других районах города. 

Средняя наполняемость классов (количество обучающихся) по школе в проверяемом периоде составляла от 23 до 29 человек. Постановлением Минздрава РФ от 28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов», предусмотрено, что наполняемость классов не должна превышать 25 человек. При этом приказом Росстата от 27.07.2009 № 150 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рособразованием статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений» наполняемость классов в городских учреждениях с 2009 года устанавливается в количестве не менее 25 обучающихся. Таким образом, указанные нормативные акты противоречат друг другу.  

 

Финансирование образовательного учреждения производится за счет средств областного бюджета в виде субвенции на реализацию государственного образовательного стандарта, средств бюджета городского округа, а также целевых федеральных средств, выделенных в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Кроме того, источниками финансирования являлись внебюджетные средства: от сдачи в аренду муниципальной собственности и добровольные пожертвования. 

Доля средств субвенции, поступившей на финансирование Учреждения на реализацию государственного стандарта общего образования,  является наибольшей и составляет: 67,4% - в 2006 году, 70,6 % - в 2007, 62,4% - в 2008, 76,5% - в 2009 и 72,8% - в 2010.  

Показатели достаточности объемов субвенции приведены в таблице:  

                                                                                                       таблица № 1 

Показатели 

Год 

2006 

2007 

2008 

2009 

2010 

Количество учащихся 

 

1650 

1470 

1502 

1420 

1427 

Объем субвенции, тыс. рублей 

 

16723 

19645 

24000 

28555 

27883 

Объем субвенции в среднем на 1-го учащегося, руб. 

- фактическое значение,  

в т.ч. в % к предыдущему году 

- утвержденный норматив 

- отклонение от норматива  

 

 

 

10135 

 

 

9275 

 

+860(9,3%) 

 

 

 

 

 

13364 

132 

 

11325 

 

+2039(18%) 

 

 

 

 

15978 

114 

 

14085 

 

+1893(13,4%) 

 

 

 

20108 

125 

 

18637 

 

+1471(7,9%) 

 

 

 

19539 

97 

 

19335 

 

+204(1,1%) 

Использование субвенции: 

1. з/плата с начислениями 

- тыс. рублей 

- % 

2. учебные расходы 

- тыс. рублей 

- % 

- утвержденный норматив, % 

- отклонение от норматива 

 

 

 

15445 

92,3 

 

 

1278 

7,7 

5,8 

 

+1,9 

 

 

 

18564 

94,5 

 

 

1080,8 

5,5 

5,1 

 

+0,4 

 

 

 

23329 

97,2 

 

 

671 

2,8 

9,2 

 

-6,4 

 

 

 

27813 

97,4 

 

 

742 

2,6 

10,8 

 

-8,2 

 

 

 

27328 

98,0 

 

 

555 

2,0 

10,8 

 

-8,8 

 

 

Данные таблицы показывают, что рост среднего показателя на реализацию государственного стандарта общего образования в 2007-2009 годах составлял 32%, 14%, 25% к предыдущему году.Рост обусловлен в основном увеличением норматива размера субвенции на 1 учащегося в 2,1 раза.   Однако в 2010 году – наблюдается снижение - на 3% к 2009 году. 

По сравнению с утвержденными законодательными актами Воронежской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год нормативами, расходы на одного учащегося в проверяемом периоде сложились выше  на 7,9 - 9,3%, за исключением 2010 года – на 1,1%. 

Проверкой использования субвенции установлено, что основная  ее часть  направлена Учреждением на оплату труда с начислениями, которая в 2006 году  составила 15 455 тыс. руб. (92,3% субвенции), в 2007 –  18 564 тыс. руб. (94,5%), в 2008 – 23 329 тыс. руб. (97,2%), в 2009 – 27 813 тыс. руб. (97,4%) и в 2010 – 27 328 тыс. руб. (98%). 

Согласно «Примерному положению об оплате труда и стимулировании работников муниципальных учреждений общего образования», утвержденному решением Воронежской городской Думы от 07.11.2007 № 241-II, фонд оплаты труда рекомендовано распределять на базовую (70% от общего ФОТ) и стимулирующую части (30%). 

Установленное законодательством соотношение школой не всегда выдерживается. Так, базовая часть ФОТ в 2007,  2009 и 2010 годах ниже норматива, соответственно, на 0,3%, на 2% и на 0,4%.  

Несоблюдение норматива в 2009 году объясняется тем, что за счет экономии средств, предусмотренных на учебные расходы: «методическая литература» - 7,9 тыс. руб., «начисления на заработную плату» - 190 тыс. руб., «увеличение стоимости основных средств» - 284,8 тыс. руб., «прочие услуги» - 180,4 тыс. руб. на основании справок-уведомлений ФКУ произведена корректировка плановых ассигнований в сторону увеличения по статье «заработная плата» и в конце года начислена премия сотрудникам школы на сумму 663,1 тыс. руб. 

 В пределах базовой части фонда оплаты труда руководитель формирует и утверждает штатное расписание.  

На 01.09.2005 штатное расписание утверждено в количестве 77,1 единиц (без педагогических ставок). По состоянию на 01.09.2010 в результате оптимизации количество штатных единиц сократилось до 62,3 (на 19,2 %). 

Количество ставок педагогов также сократилось – с 202,95 единиц в 2005 году до 136,23 единиц в 2010 году (на 32,9%). При этом количество классов также сократилось с 62  в 2005/2006 учебном году до 55 - в 2010/2011. 

Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами на 100%.  

Фактическая численность педагогического состава составляла: в 2006 году – 137 чел., в 2007 – 137, в 2008 – 136, в 2009 – 122, в 2010 – 117. На момент проверки фактическая численность педагогического состава составляет 117 человек, из которых 83% - женщины, 17% - мужчины. Возрастной состав: моложе 25 лет – 11%, от 25 – до 35 лет – 21%, от 35 до 55 лет – 46%, от 55 до 60 лет – 13%, старше 60 лет – 9%. Пенсионеры составили 39 человек, или 33%. Средний возраст учителей - 43 года. 

Высшее образование имеют 95% педагогических работников, высшую категорию - 28% учителей, первую квалификационную категорию – 32%, вторую – 21%. 

Проверкой установлено, что в 2010 году не соблюдено рекомендованное Примерным положением соотношение по формированию ФОТ педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс, которым предусмотрено направить не менее 70% от базовой части ФОТ. Фактически направлен только 61 процент.  

Динамика средней заработной платы работников учреждения по годам представлена в таблице: 

                                                                                             таблица № 2 (руб.) 

Годы 

АУП 

Учителя  

Прочие  

(руб.) 

Среднемес. 

з\пл 

по учрежд. 

(руб.) 

Всего 

(руб.) 

Сумма 

(руб.) 

% к предыдущему 

году 

2005 

              9331 

4836 

 

    3305 

4096 

2006 

            12995 

5547 

114,7 

    4412 

5871 

2007 

            16521 

6428 

115,9 

    4979 

6845 

2008 

29036 

   10236 

159,3 

    8238 

 9220 

2009 

28578 

   11347 

110,9 

    8736 

11261 

2010 

27791 

   11991 

105,7 

  10161 

11908 

 

Из таблицы видно, что в проверяемом периоде рост заработной платы наблюдается по всем категориям работающих, за исключением АУП, где заработная плата в 2010 году сократилась к уровню 2008 года на 4,3%, к 2009 - на 2,8%. Снижение заработной платы АУП произошло в результате уменьшения заработной платы директора и заместителя директора по УВР в связи с сокращением количества учащихся, а также уменьшением количества разовых премий.  

Вместе с тем среднемесячная заработная плата аппарата управления с 2006 года увеличилась в 2,1 раза, в том числе: директора – в 2,1 раза, прочего персонала – в 3,1 раза.  

Анализ динамики заработной платы педагогических работников показал, что заработная плата учителей в 2010 году возросла в 2,5 раза к 2005 году, ежегодно увеличиваясь на 14,7% -15,9% до 2008 года, на 59,3 % - в 2008 году, на 10,9% - в 2009, в 2010 – на 5,7%.  

Значительное увеличение заработной платы в 2008 году по отношению к 2007 году объясняется переходом на новую систему оплаты труда работников, осуществляющих образовательный процесс и, согласно Примерному положению об оплате труда, увеличением стимулирующей части с 25% на 30%.  

Кроме заработной платы с начислениями субвенция используется образовательным учреждением  на учебные расходы. 

Постановлением администрации Воронежской области от 14.04.2005     № 261 «О переходе на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений области» доля учебных расходов в 2006 году установлена 5,8% субвенции, в 2007 году – 5,1%, в 2008 – 9,2%, в 2009 – 10,8%, в 2010 – 10,8%. 

При этом, фактически учебные расходы в 2006-2007 годах выше на 1,9-0,4%,  в 2008 году ниже - на 6,4%,  в 2009 - на 8,2%, в 2010 - на 8,8% (таблица № 1), следовательно, доля учебных расходов в общей сумме субвенции в школе не  соблюдалась. 

На учебные расходы за 2006-2010 годы направлено  4326 тыс. руб. субвенции, основная доля  которых  израсходована на приобретение учебников для библиотеки - 25,9% (1121,9 тыс. руб.), оборудования - 19,4% (841,3 тыс. руб.), методической литературы - 17% (736 тыс. руб.). Остальные  средства  - на приобретение учебно-наглядных пособий, медикаментов, на подписку периодической и художественной литературы для учащихся, на подключение к сети Интернет и на проведение  Олимпиад. 

 

Другим источником финансирования школы являются средства бюджета городского округа, которые  за проверяемый период составили 41497 тыс. руб., в том числе: в 2006 году – 6 756 тыс. руб., или 27,2% от всех источников финансирования в данном году, в 2007  -  6 133 тыс. руб., или 22,1%, в 2008 – 12 156 тыс. руб., или 31,6 %, в 2009  -  7 851 тыс. руб., или   21,1%,  в 2010 – 8 601 тыс. руб., или  22,5%.        

Из средств городского бюджета  производились расходы на реализацию муниципальных целевых программ «Развитие образования городского округа город Воронеж на 2009-2012 годы», утвержденной решением Воронежской городской Думы от 03.12.2008 № 400-II и «Развитие образования городского округа город Воронеж на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением администрации городского округа от 14.12.2009 № 257  в сумме 413 тыс. руб., из них: 18 тыс. руб. - в 2009 году, и 395 тыс. руб. - в 2010.  Данные  средства направлены: на капитальный ремонт в сумме 349,8 тыс. руб., на техобслуживание оборудования - 45 тыс. руб., прочие текущие расходы - 18 тыс. руб. 

 Из общей суммы расходов за счет бюджета городского округа (41 497 тыс. руб.)  на питание школьников направлено – 14 333 тыс. руб., или  34,5%;  оплату коммунальных услуг – 7 156 тыс. руб., или  17,2 %; проведение капитального и текущего ремонта – 5 894 тыс. руб., или 14,2%; приобретение оборудования – 3 894 тыс. руб., или 9,5%;  прочие расходы – 10 220 тыс. руб., или 24,6% (из них 6133 тыс. руб. - на проведение спортивных мероприятий). 

Кассовые расходы на продукты питания за счет средств городского бюджета составили: в 2006 году – 1 590 руб. (100% плана), в 2007 – 2 116 тыс. руб. (100%), в 2008 – 3 785 тыс. руб. (100%), в 2009 – 4 146 тыс. руб. (100%), в 2010 - 2 696 тыс. руб. (100%). Следует отметить, что произведенный аванс поставщикам продуктов питания в 2009 году, а также  уменьшение количества учащихся, получавших дотационное питание, на 28-30% (в 2008 году – 1 560 человек, в 2009 – 1 520 человек,  в 2010 – 1 086 человек) отразилось на   снижении кассовых расходов в 2010 году. 

В соответствии с приказами директора дотационное питание до 05.04.2010   было организовано для  всех учащихся: 

 - 1-11 классов (завтраки); 

- спортсменов-разрядников (обеды); 

- состоящих на диспансерном учете (обеды); 

- групп продленного дня (обеды и полдники с 01.09.2009), 

-  спортивных классов школы (обеды). 

 Однако, распоряжением главы городского округа от 04.12.2007 № 821-р «Об утверждении Положения об обеспечении питанием школьников в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа» и решениями Воронежской городской Думы от 06.06.2007 № 108-II, от 12.12.2007 № 291-II, от 08.07.2009 № 190-II «Об изменении финансирования детей и подростков в муниципальных образовательных учреждениях городского округа г. Воронеж»  не предусмотрено обеспечение дотационным питанием учащихся:  

  -  5-11 классов, кроме    детей  из малообеспеченных семей; 

            - спортивных классов школы, кромеспортсменов-разрядников.  

Вместе с тем, в нарушение п.6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 администрацией школы не организовывались завтраки  с горячим питаниемдля учащихся  начальных классов и старших - из малообеспеченных семей, а предоставлялись завтраки в виде бутербродов всем учащимся школы.  

В соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 с сентября 2009 года в школе организован дополнительный полдник для детей, посещающих группу продленного дня,  при этом дотация из городского бюджета решениями ВГД не предусмотрена. 

Приказом директора школы от 05.04.2010 «О внесении изменений в приказ об организации бесплатного питания в 2009-2010 учебном году» дотационное питание учащихся приведено в соответствие с решением Воронежской городской Думы.  

 Разработанное 10-ти дневное меню, дифференцированное по возрастным группам, согласовано с управлением Роспотребнадзора по Воронежской области. Рекомендуемая масса порций блюд, потребность в пищевых веществах, указанных в меню, соответствуют требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08. 

В результате проверки ежедневных меню школы установлено занижение массы порций готовых блюд (салата, мяса, рыбы, гарнира), по сравнению с нормами, предусмотренными СанПиН 2.4.5.2409-08. Фрукты в рационе питания присутствовали редко, в основном замещались соками. Кроме того, до апреля 2010 года учащиеся получали порции одного веса вне зависимости от возрастной категории. 

Стоимость питания на одного учащегося, увеличивалась ежегодно:  завтрака -  с 8,65 руб. в 2006 году  - до 15,94 руб. в 2010, обеда – с 15 до 30 руб., соответственно. 

 Однако стоимость завтрака и обеда на одного учащегося по отношению к  стоимости, предусмотренной решениями  городской Думы, сложилась дешевле в 1,3 – 2 раза за  проверяемый период,  а обеды, предоставляемые спортсменам в 2009-2010 годах и учащимся, состоящим на диспансерном учете - в 2010 году,   соответствуют норме. 

Данный факт  объясняется следующими причинами: 

- потребность рассчитывалась и ассигнования на дотационное питание доводились на меньшее количество учащихся, то есть с учетом количества учащихся по группам, предусмотренным решениями ВГД (за исключением спортсменов), тогда как фактически питание получало большее количество учащихся;  

- в сложившуюся  стоимость одного завтрака и обеда  включена  цена продукта  без  учета накладных расходов (коммунальных платежей, амортизации, заработной платы, рентабельности и др.), так как в школе питание учащихся организовано самостоятельно; 

- договоры на поставку продуктов питания в основном заключались с производителями продуктов (ЗАО МК «Авида» - молоко, ООО ТД «ПавловскХлеб» - хлебобулочные изделия, ООО «Давыдовский овощесущильный завод» - соки).  

При этом по овощам, мясу, рыбе, фруктам  в отдельных случаях натуральные нормы  потребления  ниже установленных. 

Питание  учащихся за счет средств родителей не осуществлялось. 

В столовой школы учащимся организована платная реализация буфетной продукции. 

Следует отметить, что размер дотации на питание учащихся, установленный решениями Воронежской городской Думы, не дифференцирован по способу его организации: осуществление собственными силами - самостоятельно или приобретения услуги, которая является более дорогостоящей. В результате, при использовании разных способов организации питания учреждения оказываются в неравных условиях, что отражается на расходах по статье «питание». Таким образом, муниципальные нормативные акты по организации питания в городском округе нуждаются в совершенствовании. Таким образом, муниципальные нормативные акты по организации питания в городском округе нуждаются в совершенствовании. 

 С сентября 2009 года в рамках реализации региональной программы «Школьное молоко» для укрепления здоровья детей 1-4 классов (с 2011 года – 1-7 классы) школой приобреталось молоко: в 2009 году за счет средств городского бюджета на сумму 112 тыс. руб., в 2010 году за счет средств городского бюджета – 117 тыс. руб., областного – 186 тыс. руб. 

Школе также выделялись денежные средства из областного бюджета на организацию отдыха и оздоровления школьников в летние периоды в пришкольных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием. Всего на питание детей направлено 414,7 тыс. руб., в том числе: в 2006 году - 9 тыс. руб., в 2007 – 8,1 тыс. руб., в 2008 - 101,7 тыс. руб., в 2009 - 24,2 тыс. руб., в 2010 – 271,7 тыс. руб.  

Кроме того, на указанные цели в 2009 году из средств фонда социального страхования выделено 130,2 тыс. руб. 

Приобретение продуктов питания осуществлялось путем самостоятельных закупок. Выборочной проверкой порядка размещения заказов на приобретение продуктов питания установлено, что в нарушение п.14 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ без проведения торгов в 4 квартале 2009 года школой заключены договоры на приобретение молочной продукции на сумму 242,6 тыс. руб. 

В проверяемом периоде за счет средств городского бюджета приобретено оборудование на сумму 3894 тыс. руб. (9,5 % в общей сумме расходов). Оборудование стоимостью до 100 тыс. руб. приобреталось путем самостоятельных закупок. При этом выборочная проверка заключенных договоров показала, что в нарушение п.14 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в октябре 2010 года школой самостоятельно, без проведения торгов заключены договоры с ООО «Декарт» от 18.10.2010 на поставку одноименных товаров, на общую сумму 299 тыс. руб., превышающие 100 тыс. руб. в квартал: № 214 - 89,9 тыс. руб. (визуалайзер); № 218 - 89,3 тыс. руб. (копировальный аппарат); № 220 - 26 тыс. руб. (интерактивная доска и проектор); № 225 - 61,7 тыс. руб. (интерактивный планшет и пульт); № 226 - 32,1 тыс. руб. (ноутбук). 

В соответствии с Уставом в школе сформированы спортивные классы по футболу (5-11 классы): в 2008 году – 142 ученика, 2009 – 130, 2010 – 130 и разработана образовательная программа для спецклассов по виду спорта «Футбол», которая утверждена директором и согласована с управлением образования городского округа. 

Расходы, направленные на проведение спортивных мероприятий, включены в состав прочих расходов и составили 6 133 тыс. руб., или 14,9 % в общей сумме расходов, в том числе: 

- за аренду помещений и спортивных сооружений для проведения тренировок (бассейна, стадионов, спортзалов в зимний период) – 2 266 тыс. руб., 

- командировочные расходы (суточные, питание, проживание, транспортные расходы), связанные с поездками на соревнования – 3 867 тыс. руб. 

На медицинском диспансерном учете состоят 404 школьника, или 28,3% от общего числа учащихся. В 2010 году количество учащихся, находящихся на диспансерном учете, в среднем увеличилось на 22% к уровню 2005 года, в основном за счет роста числа заболеваний периферической нервной системы  - на 16%, костно-мышечной системы - на 6%. В структуре хронических заболеваний наблюдается рост заболеваемости детей с эндокринной патологией (ожирением) в 3 раза. Число детей, имеющих патологию органов пищеварения, в 2010 году снизилось на 23%. 

По данным профилактических осмотров в 2010 году по сравнению с 2005 годом число детей с нарушением остроты зрения увеличилось на 15%, плоскостопием - на 13%, нарушением осанки – на 11%. В связи с вакцинацией в 2006 году против краснухи и вирусного гепатита «В» отмечается снижение острой инфекционной заболеваемости. 

Данная статистика объясняется не только ухудшением здоровья детей,  которое связано с увеличением учебной нагрузки, ухудшением экологической обстановки, но и с улучшением качества обследования учащихся.  

В рамках направления«Государственная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО)» школой в 2008 году получены: оборудование для организации школьного питания и для медицинского кабинета на общую сумму 190 тыс. руб. 

Кроме того, в рамках КПМО произведены работы: в 2008 году - монтаж автоматической пожарной сигнализации на 50 тыс. руб., в 2009 - противопожарные мероприятия на 31,5 тыс. руб. 

В рамкахприоритетного национального проекта «Образование» школа является двукратным (в 2007 и 2008 годах) победителем конкурса учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы, которым предоставляется государственная поддержка. 

Приказом Министерства образования и науки России от 05.05.2007 №134 утвержден список учреждений - победителей конкурса, в который вошло и МОУ СОШ № 73. 

Денежные средства федерального бюджета в сумме 1 000 тыс. рублей поступили на лицевой счет в июне-июле 2007 года. Расходование средств осуществлялось на основании сметы расходов, согласованной с управлением образования администрации городского округа.  

По результатам проведения торгов путем запроса котировок на поставку товаров заключены контракты на общую сумму 968,3 тыс. рублей: 

- с ООО «Еврокомп» на поставку полного мобильного компьютерного класса на 10 рабочих мест (11 ноутбуков, тележка-сейф, внешний USB-накопитель и точка беспроводного доступа к локальной сети), 2-х мультимедийных проекторов на общую сумму 459,1 тыс. руб.; 

- с ООО «ЭлмарТрейд» на поставку 3–х комплектов лабораторного оборудования и наглядных пособий для кабинетов (биологии, физики и химии) - 303,6 тыс. руб. Оборудование поставлено с задержкой от 44 до 79 дней; 

- с ООО «ЭлмарТрейд» на поставку мебели для кабинетов биологии, физики и химии - 205,6 тыс. руб. Мебель поставлена с задержкой в 43 дня. 

Следует отметить, что сроки поставки отдельного оборудования, предусмотренные контрактами, не были соблюдены. Условиями контрактов определено взыскание неустойки в размере 0,5% стоимости контракта за каждый день просрочки в случае неисполнения обязательств поставщиком. Учреждением направлена претензия ООО «ЭлмарТрейд» об уплате неустойки в сумме  108,3 тыс. рублей. Средства поступили на счет школы и использованы на уплату налога на прибыль и ремонт автомобиля. 

Кроме того, путем самостоятельных закупок заключен договор от с ООО «ЭлмарТрейд» на поставку телевизора с аксессуарами на сумму 31,7 тыс. руб., который установлен в конференц-зале. 

На момент проверки все материальные ценности, предусмотренные контрактами, поступили в школу в полном объеме. 

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки России от 15.05.2008 №146 «Об учреждениях – победителях конкурсного отбора…..» на лицевой счет школы в июне 2008 года зачислены средства федерального бюджета в сумме 1 000 тыс. руб. Использование средств осуществлялось на основании сметы расходов, согласованной с управлением образования администрации городского округа.  

Полученные средства направлены на приобретение спортивного оборудования и инвентаря (спортивные тренажеры, палатки 2-х и 4-местные, теннисные столы и ракетки, сетки волейбольные, скамьи гимнастические, маты, мячи футбольные, баскетбольные и волейбольные, спортивная форма и др.).  

Средства федерального бюджета освоены полностью. Оборудование поступило в учреждение в полном объеме.  

Однако проверкой контрактов установлено, что в нарушение п.14 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ Учреждением самостоятельно без проведения торгов заключены договоры на приобретение спортивного оборудования и инвентаря на суммы, превышающие 100 тыс. руб. в течение квартала: 

• в 3 квартале 2008 года с ООО «Спортивные товары» – 16 договоров на общую сумму 684,2 тыс. руб., из них: 

по ст. 310 – оборудование - 439,8 тыс. руб.,  

по ст. 340 – инвентарь – 244,4 тыс. руб. 

            • в 4 квартале 2008 года - 3 договора на приобретение оборудования на сумму 155,1 тыс. руб., в том числе: 

- с ООО «Спортивные товары» - на сумму 127,9 тыс. руб., 

- с ИП Хамин - на 27,2 тыс. руб. 

Проверка использования приобретенного оборудования показала, что все технические средства обучения, мебель и методические материалы имеются в наличии и введены в эксплуатацию.  

В рамках реализации ОЦП «Развитие образования Воронежской области на 2006-2010 годы» школа от Главного управления образования Воронежской области получила в централизованном порядке основные средства на сумму 1 548,3 тыс. руб. (учебно-наглядное оборудование для комплектования кабинетов химии, физики и биологии, мобильные компьютеры, интерактивная доска, мультимедийные проекторы и другое оборудование). Все основные средства и материальные запасы оприходованы и используются в процессе обучения. 

  

Расходы школы от внебюджетной деятельности (спонсорская помощь, родительские средства, арендная плата) составляют незначительную часть в общей сумме всех расходов учреждения: 2005 год – 1,9%, 2006 – 1,8%, 2007 – 0,6%, 2008 – 0,4%,  2009 – 0,1%, 2010 – 0,5%. Основная доля расходов приходится на текущий ремонт, приобретение оборудования и прочие текущие расходы. На заработную плату денежные средства не направлялись. 

 

Материально-техническое обеспечение школы 

Постановлением главы городского округа от 30.06.2006 №1263 Учреждению предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 22 838 кв. м, фактически занимаемый зданием школы, гаражом, теплицей и спортивной площадкой по адресу: г. Воронеж,                  ул. Ю.Янониса, д.6. Учреждением в июне 2009 года произведена государственная регистрация права на  постоянное (бессрочное) пользование вышеуказанным земельным участком.  

Согласно договору от 27.06.2003 № 594 с учетом дополнительных соглашений Учреждению в оперативное управление передано муниципальное имущество. По данным бухгалтерского учета на балансе Учреждения на 01.01.2011 числятся основные средства, балансовая стоимость которых составляет 42 279,1 тыс. руб. (остаточная - 23 416, 6 тыс. руб.), в том числе: 

·                  здание школы общей площадью 6 244,9 кв. м, балансовая стоимость - 28 819 тыс. руб. (19 100 тыс. руб.); 

·                  сооружения (гараж – 195,7 кв.м. и  теплица – 87,4 кв.м.) -  2 099 тыс. руб. (1 192 тыс. руб.); 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ школой в марте 2009 года произведена государственная регистрация права оперативного управления на  перечисленные выше здания и сооружения. 

·машины и оборудование -  4 998 тыс. руб. и  872,6 тыс. руб.; 

На балансе школы числится 63 единицы компьютеров, из них в учебном процессе используются 57 единиц. На один компьютер в среднем приходится 25 учащихся, что соответствует государственному образовательному стандарту (не более 20-25 учащихся). 

В школе также имеются принтеры 15 шт., сканеры – 2 шт., многофункциональные устройства (ксероксы) – 6 шт., мультимедийные проекторы – 12 шт., интерактивные доски – 7  шт., DVD-плееры – 8 шт., телевизоры – 12 шт., визуалайзер – 1 шт. 

Доступом в сети Интернет оборудовано 60компьютеров. С 2005 по 2010 год провайдером Интернета со скоростью до 128 Кб/с являлось ОАО «Информсвязь», с января 2011 года данные услуги предоставляются компанией ООО «Инетера», обеспечивающей подключение со скоростью 6 Мб/с.  

В соответствии с требованиями п. 25 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» Учреждением в сети Интернет создан официальный сайт, на котором размещается информация о его деятельности. 

·                      транспортные средства - 2 443 тыс. руб. (1687 тыс. руб.), из них: автобус ПАЗ 32-05, автомобили ВАЗ 21093 и ГАЗ 33073 (износ 100%), автобус  КАВЗ 4235-31 (год выпуска 2008);  

·                      производственный и хозяйственный инвентарь – 2 257 тыс. руб. (565 тыс. руб.); 

·                      библиотечный фонд – 1 663,1 тыс. руб. 

Обеспеченность учебниками за счет библиотечного фонда по всем предметам, кроме иностранного языка, составляет 100%. Учебники по иностранным языкам не закупаются в связи с частой сменой программ по предмету, разным количеством учащихся, выбирающих один из трех иностранных языков, а также высокой ценой учебников. 

Учебники и учебные пособия приобретались в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованным приказами Министерства образования и науки РФ от 13.12.2007 № 349 и 24.12.2010 № 2080.                                                                                                                                                  

         Всего за 2006-2010 годы оприходовано основных средств, полученных безвозмездно от родителей учащихся, на сумму 988,4 тыс. руб., в том числе в 2006 году – 259,3 тыс. руб., в 2007 – 170 тыс. руб., 2008 – 6,1 тыс. руб., 2009 – 361  тыс. руб., в 2010 – 192 тыс. руб. 

В проверяемом периоде на основании приказов директора школы и по согласованию с управлением имущественных отношений и управлением образования  произведено списание основных средств на сумму 590,7 тыс. руб. Поступило в доход школы от списания материальных ценностей 41 тыс. руб. 

 

В 2006-2010 годах на проведение капитального и текущего ремонта школы из средств бюджетагородского округа направлено 5 523,2 тыс. руб. 

Выполнены следующие виды работ:  

- в 2006 году - ремонт кровли, замена оконных блоков, ремонт и опрессовка системы отопления, замена светильников в спортивном зале на общую сумму 1 540,3 тыс. руб.; 

- в 2007 - ремонт и опрессовка системы отопления, канализации, замена дверных и оконных блоков в спортзале, изготовление и монтаж ограждений, общестроительные работы - 1 641 тыс. руб.; 

- в 2008 - ремонт спортзала, ремонт и опрессовка системы отопления, замена оконных блоков, монтаж оборудования на кухне, общестроительные и электромонтажные работы - 1 001,5 тыс. руб.; 

- в 2009 - ремонт системы отопления, замена оконных блоков, ремонт гаража, устройство навеса - 476 тыс. руб.; 

- в 2010 - сантехнические и общестроительные работы, электромонтажные работы по установке тепловых завес в холле, ремонт водопровода и канализации, ремонт электрики, установка ворот в гараже – 864,4 тыс. руб. 

Кроме того, ежегодно проводится текущий ремонт за счет средств родителей: приобретаются ими строительные материалы, которые безвозмездно передаются в школу для проведения ремонта учебных кабинетов, а также их силами производилась покраска и побелка стен и потолков, замена полового покрытия. 

Несмотря на проведенные работы в школенеобходимо отремонтировать столовую, спортивный зал, полы коридора 3 этажа, частично заменить окна, двери в кабинетах и коридорах, электропроводку во всем здании, установить раскрывающиеся решетки на окнах, восстановить теплицу. Согласно расчетам школы для выполнения указанных работ необходимы средства в размере 1 576 тыс. рублей. На момент проверки износ здания школы составляет 33,7 % (акт ввода в эксплуатацию - 1967 год). 

Кроме этого, в связи с введением с 01.09.2011 третьего урока физкультуры в неделю, Учреждение нуждается в дополнительном спортивном зале, спортивном оборудовании, поскольку имеющиеся залы не смогут обеспечить выполнение образовательного стандарта в рамках уроков физкультуры. 

Все ремонтные работы выполнены в соответствии с договорами, заключенными путем самостоятельных закупок. Однако проверкой порядка размещения заказов на выполнение работ установлено, что в нарушение п.14 ч.2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ без проведения торгов школой заключены договоры на проведение одноименных работ на сумму, превышающую 100 тыс. руб. в квартал.  

Например: 

На проведение сантехнических работ с ООО «Капитал-Проект» заключено 2 договора в июле 2010 года на общую сумму 184, 4 тыс. руб. 

Составление проектно-сметной документации на проведение ремонтных работ выполняли подрядные организации, при этом экспертиза сметной документации осуществлялась департаментом образования только в разрезе применяемых расценок, а не сметы в целом, включая объемы и виды работ.  

Учреждением ежегодно проводятся работы по обеспечению пожарной безопасности учащихся, и за период с 2006 по 2010 годы на эти цели израсходовано 199,6 тыс. руб. 

В настоящий момент в Учреждении установлены: автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Закуплено 33 огнетушителя, которыми оборудованы лестничные марши, кабинеты химии, физики, информатики и пост охраны. Имеются эвакуационные и аварийные выходы. 

В Учреждении установлена тревожная кнопка с выводом на пульт охраны при ОВД по Советскому району и 12 камер видеонаблюдения. Кроме того, на вахте родителями учеников осуществляется ежедневное дежурство по графику, составленному в начале года и утвержденному директором школы. 

 

Учреждением в соответствии с приказами управления муниципальной собственности и экспертных заключений департамента образования Советского района сдавались в аренду нежилые помещения, находящиеся в оперативном управлении, следующим организациям: 

- НОУ «Интерлингва» - с 2005  по 2008 год общей площадью 48 кв. м, с 13.11.2009 - 24 кв. м; 

- НОУ «Лидер» - с 28.03.2010 - 48,5 кв.м. 

Расчет арендной платы за пользование помещениями с 2005 по 2009 год производился в соответствии с методикой, утвержденной постановлением ВГД от 26.02.2004 № 18-I. С 2010 года стоимость ежемесячной арендной платы договорная, которая выше рыночной, определенной отчетом оценки рыночной стоимости, на 18,6 - 34%.  

Учреждением за проверяемый период от сдачи в аренду помещений получен доход в сумме 68,2 тыс. руб. 

На возмещение коммунальных услуг договоры с арендаторами заключались дополнительно. 

По состоянию на 01.01.2011 задолженность по арендной плате и коммунальным услугам за  арендаторами не числится. 

Кроме того, в соответствии с приказами управления муниципальной собственности и на основании договоров о взаимном сотрудничестве безвозмездно предоставлялись нежилые помещения следующим учреждениям: 

-  СДЮСШОР № 11 согласно договору от 01.09.2003 №1 - стрелковые тиры и подсобные помещения, относящиеся к тирам, расположенные в помещении спортивного зала подвала, площадью 929,9 кв. м.; 

- МУЗ «Городская поликлиника № 7» согласно ежегодно заключаемым договорам - помещение площадью 20 кв. м для медицинских и профилактических осмотров учащихся, ежедневного амбулаторного приема и оказания первой медицинской помощи.                                       

 В то же время в нарушение решения Воронежской городской Думы от 10.06.2009     № 156-II «О сдаче в аренду муниципального имущества» без согласования с департаментом муниципальной собственности и департаментом образования администрации городского округа и без оформления договорных отношений в школе  СДЮСШОР №1, МУЗ «Стоматологическая поликлиника №4» занимают нежилые помещения  площадью  8,7 кв. м,  17,1 кв. м,  соответственно. Также без необходимых согласований  заключен договор с ИП Рудин И.В. о передаче ему  в аренду нежилого помещения площадью 4,5 кв. м под размещение буфета в помещении столовой. 

                                                                                                     

Одним из показателей качества образования является «средний балл сдачи ЕГЭ», который в 2008-2010 годах выше среднего показателя по области и району. В то же время в целом по школе в 2010 году по сравнению с 2009 снизился с 62,3 баллов до 59,5. Средний балл сдачи ЕГЭ по предметам: русский язык, литература, математика, физика, история, география имеет тенденцию к увеличению, что свидетельствует о повышении качества образования по этим предметам. А по предметам: химия, информатика, биология, иностранный язык средний балл сдачи ЕГЭ за последний учебный год снизился.  

За 2006-2010 годы 59 учащихся школы награждены золотыми и серебряными медалями. 

Ученики школы в 2006-2010 годах принимали участие в областных и городских конкурсах и олимпиадах различного уровня. Занято за этот период 90 призовых мест. 

Существенным показателем качества образования является почти 100%-ное поступление выпускников школы в ВУЗы, причем в 2005-2010 годах от 56 до 73 % - поступили на бюджетные отделения, где конкурс гораздо выше. 

В учреждении осуществляетсяобратная связь с родителями через родительские собрания, заседания общешкольного родительского комитета по вопросу доступности и качества образовательных услуг. Одним из важных направлений работы с родителями является мониторинг их удовлетворенности работой общеобразовательного учреждения и его педагогического коллектива, который проводится 2 раза в год (осенью и весной). Итоги анкетирования показывают, что работой школы удовлетворены 91% родителей. 

По вопросу перехода на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) установлено, что в школе основная образовательная программа начального общего образования находится только в стадии разработки. 

 

По состоянию на 01.01.2011 дебиторская задолженность (текущая) по Учреждению составила 424,6 тыс. руб., в том числе по статьям: 

- начисления на заработную плату – 85,9 тыс. руб.; 

- питание – 207 тыс. руб.; 

- коммунальные услуги – 121,7 тыс. руб. 

Кредиторская задолженность отсутствует. 

 

В результате проведенной проверки муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 73 имени А.Ф.Чернонога в рамках аудита эффективности использования бюджетных средств, направленных в 2005-2010 годах на государственную поддержку учреждений общего образования, Контрольно-счетная палата городского округа пришла к следующим выводам: 

1.В проверяемом периоде образовательная деятельность школой осуществлялась на основании лицензии сроком действия до 27.12.2010, которой установлена предельная численность контингента учащихся – 1280 человек. Фактически в 2006-2009 годах превышение контингента обучающихся составляло от 10,9% до 29,6%. Таким образом, учреждением до 2010 года лицензионные требования не соблюдались. 

В 2010 году получена новая лицензия, которой установлена предельная численность контингента учащихся – 1427 человек и фактическая численность на 01.09.2010 соответствует  установленной лицензией. 

2. Постановлением Минздрава РФ от 28.11.2002 № 44 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов», предусмотрено, что наполняемость классов не должна превышать 25 человек. При этом приказом Росстата от 27.07.2009 № 150 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рособразованием статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений» наполняемость классов в городских учреждениях с 2009 года устанавливается в количестве не менее 25 обучающихся. 

Таким образом, указанные нормативные акты противоречат друг другу. В результате,  средняя наполняемость классов  школы по годам составляет  от 23 до 29 человек. 

3.В нарушениераспоряжения главы городского округа от 04.12.2007     № 821-р «Об утверждении Положения об обеспечении питанием школьников в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа» и решений городской Думы от 06.06.2007 № 108-II, от 12.12.2007 № 291-II, от 08.07.2009 № 190-II «Об изменении финансирования детей и подростков в муниципальных образовательных учреждениях городского округа г. Воронеж» на основании приказов директора до 05.04.2010  в школе осуществлялось дотационное питание  всех учащихся: 

- 1-11 классов (завтраки); 

- спортсменов-разрядников (обеды); 

- состоящих на диспансерном учете (обеды); 

- групп продленного дня (обеды и полдники с 01.09.2009), 

-  спортивных классов школы (обеды). 

Однако указанными законодательными актами  не предусмотрено обеспечение дотационным питанием учащихся:  

  -  5-11 классов, кроме    детей  из малообеспеченных семей; 

            - спортивных классов школы, кроме спортсменов-разрядников.  

Вместе с тем, в нарушение п.6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 администрацией школы предоставлялись завтраки в виде бутербродов всем учащимся школы вместо завтраков  с горячим питанием только  для учащихся  начальных классов и старших - из малообеспеченных семей.  

В соответствии с СанПиН 2.4.5.2409-08 с сентября 2009 года в школе организован дополнительный полдник для детей, посещающих группу продленного дня,  при этом дотация из бюджета городского округа решениями ВГД не предусмотрена. 

Приказом директора школы от 05.04.2010 б/н «О внесении изменений в приказ об организации бесплатного питания в 2009-2010 учебном году» дотационное питание учащихся приведено в соответствие с решением Воронежской городской Думы.  

 4. В нарушение норм, предусмотренных СанПиН 2.4.5.2409-08, в ежедневных меню школы установлено занижение массы порций готовых блюд (салата, мяса, рыбы, гарнира). Фрукты в рационе питания присутствовали редко и  в основном замещались соками. Кроме того, до апреля 2010 года учащиеся получали порции одного веса вне зависимости от возрастной категории. 

5. Стоимость питания одного учащегося за период 2006-2010 годы  увеличивалась ежегодно:  завтрака -  с 8,65 руб. в 2006 году  - до 15,94 руб. в 2010, обеда – с 15 до 30 руб., соответственно. Однако стоимость завтрака и обеда одного учащегося за  проверяемый период по сравнению с размером дотации, предусмотренной решениями  городской Думы, сложилась ниже в 1,3 – 2 раза,  при этом стоимость обедов, предоставляемых спортсменам в 2009-2010 годах и учащимся, состоящим на диспансерном учете - в 2010 году,   соответствуют установленной дотации. 

Данный факт  объясняется следующими причинами: 

- как расчет потребности, так и доведение ассигнований на дотационное питание осуществлялось на меньшее количество учащихся, то есть с учетом количества учащихся по группам, предусмотренным решениями ВГД (за исключением спортсменов), тогда как фактически питание получало большее количество школьников;  

- в сложившуюся  стоимость одного завтрака и обеда  включена  цена продукта  без  учета накладных расходов (коммунальных платежей, амортизации, заработной платы, рентабельности и др.), так как в школе питание учащихся организовано самостоятельно; 

- договоры на поставку продуктов питания в основном заключались с их производителями (ЗАО МК «Авида» - молоко, ООО ТД «ПавловскХлеб» - хлебобулочные изделия, ООО «Давыдовский овощесушильный завод» - соки).  

При этом по овощам, мясу, рыбе, фруктам  в отдельных случаях натуральные нормы  потребления  ниже установленных. 

Следует отметить, что размер дотации на питание учащихся, установленный решениями Воронежской городской Думы, не дифференцирован по способу его организации: осуществление собственными силами - самостоятельно или приобретения услуги, которая является более дорогостоящей. В результате, при использовании разных способов организации питания учреждения оказываются в неравных условиях, что отражается на расходах по статье «питание». Таким образом, муниципальные нормативные акты по организации питания в городском округе нуждаются в совершенствовании. 

6. В нарушение решения Воронежской городской Думы от 10.06.2009     № 156-II «О сдаче в аренду муниципального имущества» без согласования с департаментом муниципальной собственности и департаментом образования администрации городского округа и без оформления договорных отношений в школе  СДЮСШОР №1, МУЗ «Стоматологическая поликлиника №4» занимают нежилые помещения  площадью  8,7 кв. м,  17,1 кв. м,  соответственно. Также без необходимых согласований  заключен договор с ИП Рудин И.В. о передаче ему  в аренду нежилого помещения площадью 4,5 кв. м под размещение буфета в помещении столовой. 

7. В нарушение требований п.14 ч.2 ст.55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» школой самостоятельно без проведения торгов заключались договоры на поставку одноименных товаров (работ, услуг) на сумму свыше 100 тыс. руб. в квартал. 

8. На медицинском диспансерном учете состоят 404 школьника, или 28,3% от общего числа учащихся. В 2010 году количество учащихся, находящихся на диспансерном учете, в среднем увеличилось на 22% к уровню 2005 года. 

По данным профилактических осмотров в 2010 году по сравнению с 2005 годом число детей с нарушением остроты зрения увеличилось на 15%, плоскостопием - на 13%, нарушением осанки – на 11%. В связи с вакцинацией в 2006 году против краснухи и вирусного гепатита «В» отмечается снижение острой инфекционной заболеваемости. 

Данная статистика объясняется не только ухудшением здоровья детей,  которое связано с увеличением учебной нагрузки, ухудшением экологической обстановки, но и с улучшением качества обследования учащихся. 

9. В 2006-2010 годах на проведение капитального и текущего ремонта школы из средств бюджетагородского округа направлено 5 523,2 тыс. руб. Кроме того, ежегодно проводится текущий ремонт за счет средств родителей. На момент проверки износ здания школы составляет 33,7 % (акт ввода в эксплуатацию - 1967 год). Несмотря на проведенные работы в школенеобходимо отремонтировать столовую, спортивный зал, полы коридора 3 этажа, частично заменить окна, двери в кабинетах и коридорах, электропроводку во всем здании, установить распашные решетки на окнах. Согласно расчетам школы для выполнения указанных работ необходимы средства в размере 1 576 тыс. руб.  

Кроме этого, в связи с введением с 01.09.2011 третьего урока физкультуры в неделю, Учреждение нуждается в дополнительном спортивном зале, так как имеющиеся залы не могут обеспечить выполнение образовательного стандарта в рамках уроков физкультуры. 

 

В целом, материально-техническое состояние МОУ СОШ № 73 имени А.Ф.Чернонога обеспечивает условия получения качественного образования. Учреждение оснащено современным оборудованием и укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами. Вместе с тем отмечены отдельные нарушения и недостатки, которые указаны выше.