Недавно наткнулся на объявление на сайте воронежской мэрии: «30 марта 2016 в Ленинском районе приступили к ремонтно-восстановительным работам на улично-дорожной сети струйно-инъекционным методом». Помнится, как раз в тот день, да и всю ту неделю, когда дорожники бросились латать дыры, шли дожди, а в субботу, 2 апреля, город и вовсе засыпало снегом, дети даже в снежки играли.
К тому, что асфальт у нас кладут прямо в воду, мы уже давно привыкли. Видимо, так складываются звезды – пока на улице сухо и тепло, дорожников не видать, но как только начинается дождь, усиленные наряды техники выезжают на борьбу с ямами. Или же в данном случае дорожники поспешили выполнить приказ губернатора, который поставил задачу завершить ремонт до конца апреля – тут уж не до погодных условий, надо исполнять. Но скорее всего, ни звезды, ни губернатор тут ни при чем, и все прозаичнее – просто подрядчикам невыгодно ремонтировать дороги качественно. Полагаю, логика их проста: «если мы сделаем все хорошо, грамотно, с соблюдением стандартов, то через год асфальт уцелеет, ям не будет, и мы останемся без подряда и без денег».
Возможно, это домыслы и злой поклеп с моей стороны. Но уж слишком я был опечален, когда влетел в подводную яму в центре города и погнул диск, а он недешевый. Ямы той там не предполагалось – этот участок не так давно вроде бы чинили. Точнее, заменяли выбоины на «вбоины». И вот, не дочинили.
Многочисленные знакомые-автолюбители выражаются нецензурно о состоянии воронежских дорог нынешней весной. Асфальт и в прошлые годы таял вместе со снегом, но ситуация все равно не была настолько печальной. Напротив ярмарки на Холмистой в прошлом месяце наблюдал показательную картину, как на обочине выстраивались «паровозы» машин на домкратах, тут же валялись десятки (!) изувеченных шин – там по центру дороги ощерился настоящий провал, дыра в никуда. Водители, покуривая, взирали на то, как к ловушке подлетала очередная жертва. Визг тормозов, страшный удар, и следующий коллега по несчастью включает «аварийку» и начинает оценивать масштаб бедствия. Одно из местных СМИ в начале весны даже опубликовало своеобразный гид по наиболее опасным впадинам и рытвинам столицы Черноземья. Таких публикаций я не читал уже давно.
И тут объявление мэрии насчет струйно-инъекционного метода. Блеснула надежда – может быть, этот метод позволяет класть асфальт в воду? Или он вообще революционный и наконец-то мы избавимся от ям, хотя бы до начала зимы? Открываем интернет, читаем первую попавшуюся ссылку про эту технологию. Вот что пишут: «струйно-инъекционная технология (СИТ) применяется для небольшого ямочного ремонта, заделки неглубоких трещин и выбоин. Трещину или яму очищают, при необходимости моют струей воды, с последующей обязательной просушкой». С просушкой! Ладно, дальше еще интереснее: «отремонтированное по этой технологии покрытие выдерживает средний по интенсивности поток легковых автомобилей (не более тысячи в час). Не подходит для дорог общего пользования, потому что давление колес грузовиков быстро продавит заплатку. СИТ применяется для ремонта тротуаров, пешеходных дорожек, парковок перед небольшими магазинами. Плюсом технологии является низкая, по сравнению с традиционными и литьевыми методами, стоимость ремонта».
Больше комментировать нечего. Добавлю лишь один факт: по последнему отчету контрольно-счетной палаты Воронежа, касающемуся ремонта дорог, «в управах установлены нарушения и недостатки на сумму порядка 5 миллионов рублей». В то же время, область выделила администрации города на ремонт 1,1 млрд. рублей. В общем, штрафами и неустойками дорожников не испугаешь. Пилите, Шура, она золотая!