О Контрольно-счетной палате

            История Контрольно-счетной палаты городского округа г. Воронеж началась 7 декабря 2005 года, когда Воронежской городской Думой было принято решение №205-II о создании нового органа местного самоуправления.

Первоначально в структуре Контрольно-счетной палаты были сформированы пять основных отделов: контроля исполнения бюджета, контрольно-ревизионный, экспертной оценки и контроля использования муниципальной собственности, экспертно-аналитический, юридический. В связи с изменениями в законодательстве, в штатном расписании Палаты появились новые муниципальные должности – аудиторы. В настоящее время, помимо четырех аудиторских направлений, в структуру входят отдел анализа, мониторинга и экономической экспертизы, отдел координации, информационного обеспечения и внутреннего контроля, отдел правовой экспертизы и отдел учета, делопроизводства и кадрового обеспечения. Всего в коллективе Палаты трудится 40 человек. Для решения наиболее значимых вопросов деятельности создана Коллегия Контрольно-счетной палаты.

В соответствии с Уставом городского округа, Палата является самостоятельным юридическим лицом, участником бюджетного процесса, подотчетным городской Думе. Основная цель создания Палаты – это всесторонний контроль за исполнением городского бюджета и распоряжением муниципальной собственностью. Первые проверки были, по сути, обследованиями финансовой деятельности отдельных структурных подразделений администрации и учреждений, которые, тем не менее, вскрыли миллионные пласты нарушений и недоработок. Сейчас в «арсенале» контролеров – принципы аудита эффективности, согласно которым в первую очередь оценивается результативность работы органов власти и иных бюджетополучателей. На подходе – аудит в сфере закупок, взятый на вооружение после принятия Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Необходимо отметить, что эффективная система финансового контроля сложилась в городском округе и благодаря постоянному конструктивному взаимодействию Палаты с городской Думой, администрацией города, правоохранительными органами. Проведение совместных проверок, обмен информационными материалами позволяет не только оперативно устранять, но и предотвращать появление нарушений. В результате при ежегодном увеличении объектов финансового контроля, а также объема бюджетных средств, находящихся в распоряжении городского округа, стоимостная оценка выявленных нарушений сокращается. Это говорит и об укреплении финансовой дисциплины распорядителей и получателей бюджетных средств.

Практическими результатами взаимодействия КСП, городской Думы и администрации стала проведенная работа по погашению кредиторской задолженности бюджета, мобилизации доходов бюджета городского округа и стабильному росту поступлений по неналоговым доходам, активизации регистрации права муниципальной собственности, оздоровлению муниципального сектора экономики.

Большим подспорьем в работе для сотрудников Палаты служат стандарты и методические рекомендации, как собственные, так и утвержденные Счетной палатой РФ и другими контрольно-счетными органами. Установлены и широко применяются программные комплексы (ПК АФИБ и ПК ПКОД) государственной информационной системы КСО. Благодаря использованию современных технологий, обеспечен постоянный, в том числе и удаленный, доступ сотрудников Палаты к ресурсам системы «Консультант +» и информационной базе Палаты.

Основным источником информации о деятельности Контрольно-счетной палаты и ее результатах традиционно является интернет-сайт. С 2010 года выпускается информационный бюллетень, в котором публикуются наиболее интересные и актуальные материалы контрольных мероприятий, экспертных заключений, а также методические рекомендации.

Результаты проверок Контрольно-счетной палаты, касающиеся наиболее острых для города проблем, активно освещаются в электронных и печатных СМИ. Ежегодно в прессе публикуются отчет о работе Контрольно-счетной палаты, заключение на отчет об исполнении бюджета городского округа.

Контрольно-счетная палата городского округа город Воронеж с 2007 года входит в состав Союза МКСО РФ и с 2009 года – в состав Союза МКСО Воронежской области. В рамках этих объединений проводятся совместные контрольные и организационные мероприятия, разрабатываются методические документы, происходит обмен практическим опытом. Более тесную связь Палата наладила с контрольно-счетными палатами Воронежской области и города Волгограда, с которыми заключены соглашения о взаимодействии.

Мало выявить нарушения, нужно устранить и предотвратить их появление в дальнейшем, однако это не всегда находится в компетенции Контрольно-счетной палаты. Именно поэтому заключены соглашения о взаимодействии с Прокуратурой Воронежской области, Прокуратурой города Воронежа, Следственным управлением следственного комитета по Воронежской области, Главным управлением внутренних дел, Управлением Федеральной антимонопольной службы, Управлением Федеральной налоговой службы, Управлением Федерального казначейства, Уполномоченным по правам предпринимателей. Такое взаимодействие приносит свои плоды: ежегодно по материалам Палаты возбуждаются уголовные дела, выносятся предписания об устранении нарушений, направляются исковые заявления с целью возмещения ущерба, нанесенного городскому бюджету.

Основным итогом деятельности Палаты можно назвать создание реально действующей системы финансового контроля во всех сферах городской жизни, базирующейся на конструктивном взаимодействии с исполнительным и представительным органами власти.

Впереди еще больше планов – в том числе дальнейшее развитие всех перечисленных форм сотрудничества, внедрение в практику работы новых методов и форм контроля, а в целом – защита экономических интересов города.