Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Изменения земельного законодательства

Изменения земельного законодательства

25.08.2023

15 августа этого года вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс …». Суть изменений в следующем. 

1. Предусмотрено установление публичных сервитутов для использования земельных участков и земель, если они необходимы для:

- оказания услуг связи;

- прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций;

- их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.

До 1 января 2025 года публичный сервитут может быть установлен на основании:

- ходатайств субъектов естественной монополии;

- операторов связи, использующих линейные объекты для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и оказания населению услуг связи (оформленных прав на эти линейные объекты не оформлены, но они эксплуатируются для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и оказания населению услуг связи).

При этом предоставление правоустанавливающих документов на указанные объекты не требуется. Данные положения применяются в отношении объектов, созданных до 30 декабря 2004 г. (дата введения в действие Градостроительного кодекса РФ).

Дело в том, что в связи с отсутствием во многих случаях правоустанавливающих документов на линейные объекты, используемые субъектами естественных монополий, а также документов об их строительстве, не представляется возможным оформление прав на данные объекты по действующему законодательству, в том числе по приобретательной давности, поскольку отсутствие таких документов указывает на признаки самовольной постройки, указанные в ст. 222 ГК РФ (например, определение Верховного Суда от 17 мая 2021 г. № 310-ЭС21-5212). При этом сам по себе снос (демонтаж) подобных объектов, которые имеют особую общественную значимость (объекты коммунальной инфраструктуры), не обеспечивает баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота, в том числе населения, пользующегося коммунальными услугами (например, определения Верховного Суда от 12 декабря 2019 г. № 301-ЭС19-22783, от 19 апреля 2021 г. № 309-ЭС21-4147).

По данным пояснительной записки к законопроекту, в настоящее время остаются неоформленными права примерно на 720 тыс. км линейных объектов из-за отсутствия на них правоустанавливающих документов. Этому есть целый ряд причин: во-первых, вследствие ускоренной приватизации имущество, включаемое в уставный капитал, не было описано надлежащим образом, что привело к невозможности подтверждения прав на большое количество сооружений; во-вторых, значительная часть сооружений была построена в 70 - 90-х годах прошлого века «хозяйственным» способом, то есть без получения разрешений и оформления постройки; в-третьих, в отсутствие правил технического подключения многие линейные объекты были построены застройщиками и переданы на обслуживание линейным компаниям без надлежащего оформления возникновения и перехода прав собственности.

2. Установлены особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на отдельные линейные объекты. До 1 января 2025 года декларация об объекте недвижимости является основанием:

- для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на линейный объект, используемый субъектом естественной монополии в сфере его деятельности, находящийся на землях и земельном участке (земельных участках) на условиях публичного сервитута, предназначенный для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения;

- для указания сведений о таком объекте недвижимости в техническом плане.

Эти особенности также применяются в отношении объектов, созданных до 30 декабря 2004 г.

3. Установлены переходные положения, определяющие случаи, основания и порядок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и права аренды земельного участка на публичный сервитут. Изменения затронули ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса».

Так, юрлица, право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления которых на сооружения, которые в соответствии с ЗК РФ могут размещаться на земельном участке и (или) землях на основании публичного сервитута, возникло в порядке, установленном законодательством, с 1 сентября 2018 г., вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, право аренды на публичный сервитут в порядке, установленном п. 2 ст. 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ. 

В целях переоформления подается ходатайство об установлении публичного сервитута в соответствии с правилами, установленными гл. V.7 ЗК. В этом случае право постоянного (бессрочного) пользования или договор аренды прекращаются на основании решения об установлении публичного сервитута. Уполномоченный орган, принявший решение об установлении публичного сервитута, в срок не более чем 5 рабочих дней со дня его принятия обязан обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды.

3. Уточнен порядок образования лесных участков и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Установлено, что лесные участки образуются в соответствии с проектной документацией лесных участков, за исключением случаев их образования в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовка документации по планировке территории.

В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при его разделе могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением разделяемого земельного участка.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей размещения отдельных объектов не является препятствием для установления в отношении их сервитута или публичного сервитута для размещения таких объектов. Речь идет об объектах, размещение которых допускается без предоставления участка и установления сервитута (постановление Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300). Например, объекты благоустройства, пандусы, НТО, ряд линейных объектов.