Контрольно-счетная палата
городского округа город Воронеж
КСП

КСП
  ОСНОВНОЕ МЕНЮ   МЕНЮ РАЗДЕЛА

Результаты оценки правомерности и эффективности использования средств, направленных на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству

Результаты оценки правомерности и эффективности использования средств, направленных на организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству

16.09.2013

Государственная поддержка при всех формах устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, на выплаты приемным семьям и семьям опекунов на содержание подопечных детей, а также вознаграждение приемному родителю – это государственные (областные) полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, которые переданы на уровень органов местного самоуправления (Закон Воронежской области от 20.11.2007 № 121-ОЗ).

В рамках проверки выявлены несколько взаимосвязанных проблем реализации этой деятельности.

Проблемы организации исполнения переданных полномочий.

В настоящее время в городском округе отсутствует уполномоченный орган по организационному и правовому обеспечению осуществления переданных государственных функций и услуг, реализации соответствующих программ и мероприятий.

Фактически за реализацию переданных полномочий отвечают руководители управы районов городского округа город Воронеж (положения об управах).

В целях эффективной реализации рассматриваемых полномочий принята долгосрочная муниципальная целевая программа «Дети-сироты на 2011-2014 годы». Заказчиком программы с апреля 2013 года является городское управление образования, из функций которого вопросы опеки и попечительства исключены. При этом два консультанта управления образования осуществляют анализ и мониторинг деятельности отделов опеки и попечительства управ районов городского округа и проводят организацию программных мероприятий в рамках ДМЦП «Дети-сироты», несмотря на то, что в их должностных инструкциях данные функции также отсутствуют.

Проблемы финансового обеспечения переданных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет субвенций из областного бюджета: на обеспечение содержания специалистов по опеке и попечительству и на установленные выплаты опекунам (попечителям).

Однако по представленным управами сведениям установлено, что субвенции, предоставляемой на выплату заработной платы и начислений для работников отделов опеки и попечительства, недостаточно (решение Воронежской городской Думы от 08.07.2009 № 196-II). В результате в нарушение п. 6 ст. 16 Устава городского округа, в отсутствие утвержденного Воронежской городской Думой порядка дополнительного использования собственных финансовых средств для осуществления переданных органам местного самоуправления городского округа отдельных государственных полномочий, из городского бюджета финансируется недостающая часть фонда оплаты труда, которая за 2012 год составила почти 4 млн. руб. (19,4% расходов на оплату труда). Также, в нарушение указанной статьи за счет средств городского бюджета производились расходы на обеспечение деятельности отделов опеки и попечительства, сумма которых в 2012 году составила 346,2 тыс. руб., за первое полугодие 2013 – 107,5 тыс. руб.

При расчете субвенции на 2013 год не учтены изменения, внесенные в Закон Воронежской области № 151-ОЗ, а именно снижение количества детского населения, применяемого при расчете штатной численности отделов (на одного специалиста с 5 до 4 тыс.). Данная норма введена с 01.01.2013, при этом расчет субвенции произведен на штатную численность специалистов в количестве 40 ед., вместо 49 ед.

Неэффективен подход к распределению по управам денежных средств на единовременную денежную выплату при устройстве в семью ребенка-инвалида и (или) ребенка, достигшего возраста 10 лет, а также при передаче в семью братьев (сестер). Установленная сумма выплаты – 100 тыс. руб. каждому опекуну. Лимиты бюджетных ассигнований до всех управ доведены без учета потребности в указанной выплате в одинаковом размере по 256 тыс. руб.

Проблемы правового обеспечения переданных полномочий касаются, в первую очередь, регулирования переданных государственных услуг:

- посредством административных регламентов, утвержденных департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области, на основании которых они предоставляются. В утвержденных регламентах не конкретизированы сроки предоставления услуг – «в течение календарных или рабочих дней», что вносит неясность о сроках предоставления услуги;

- посредством включения в перечень услуг, предоставляемых администрацией городского округа, - не все фактически предоставляемые услуги по опеке и попечительству нашли отражение в соответствующих муниципальных правовых актах (отсутствует услуга в части выявления, осуществления учета, устройства граждан, признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, назначения опекунов и попечителей для них, осуществления надзора за деятельностью опекунов и попечителей).

По существу оказания самих услуг нарушений не выявлено.