Цветовая схема: C C C C
Размер шрифтов: A A A
Изображения

КОНТРОЛЬНО СЧЕТНАЯ ПАЛАТА

городского округа город Воронеж

Информация по результатам проверки реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Воронеж за 2008 – 2012 годы

Информация по результатам проверки реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа город Воронеж за 2008 – 2012 годы

13.09.2013

По результатам проверки Контрольно-счетная палата пришла к выводу о неэффективной работе управления жилищных отношений при разработке и реализации Программ переселения граждан из аварийного жилья, в результате стоимость переселения граждан из аварийного жилья увеличилась на 64 млн. руб.

Нарушались требования действующего законодательства о признании жилых домов непригодными для проживания. В аварийных домах, которые впоследствии включались в программы по переселению, допускалась приватизация квартир, в результате, из одной квартиры расселялась не одна семья, а несколько (в зависимости от числа собственников и раздельных лицевых счетов). В итоге, для расселения 34 приватизированных комнат в коммунальных квартирах за счет городского бюджета было приобретено 72 отдельные квартиры, что увеличило затраты бюджета на 25,3 млн. руб.

Не соблюдался принцип экономности использования бюджетных средств, установленный Бюджетным кодексом РФ: из неприватизированных коммунальных квартир наниматели переселялись в отдельные квартиры (расходы бюджета увеличились на 9,53 млн. руб.); приобретены квартиры, площади которых превысили установленные нормы на 173,6 кв. м. (15 квартир), неправомерно увеличив расходы бюджета на 4 322,6 тыс. руб.

До настоящего времени отсутствует муниципальная нормативно-правовая база по вопросам включения аварийных домов в программы, в том числе: не утвержден общий перечень аварийных многоквартирных домов на территории городского округа; не установлены критерии ранжирования (очередности) включения домов в программы.

За несоблюдение сроков переселения граждан из домов признанных аварийными, но не включенных в программы, суды выносят решения о переселении граждан за счет бюджета города, судебные штрафы по таким решениям составили 21,1 млн. руб.

Выбран неэффективный способ реализации программы – приобретение готовых квартир у застройщиков. Площади готовых квартир у застройщиков превышают социальные нормы, в итоге, дополнительные затраты городского бюджета только за счет разницы площадей между отселяемыми и предоставленными квартирами составили 235,3 млн. руб.

Несмотря на то, что в Воронеже ежегодно вводится в эксплуатацию порядка 700 тыс. кв. м жилья, застройщики не принимали участие в аукционах, поскольку рыночная стоимость жилья в Воронеже выше предельной стоимости, установленной приказами Минрегиона РФ.

В 2008 году городская Дума увеличила нормы жилья с превышением социальных норм, в 2012 году была увеличена цена покупки 1 кв. м до 39,37 тыс. руб. с превышением норматив Минрегиона на 12,07 тыс. руб.

Однако в отсутствии заявок на участие в аукционах, большая часть квартир закуплены у единственного поставщика в домах, расположенных в микрорайонах Тенистый и Шилово, в непосредственной близости от военного аэродрома «Балтимор», где стоимость жилья гораздо ниже средней рыночной по городу.

Кроме того, участились случаи отказа от переселения граждан в указанные микрорайоны, суды отказывают в исках администрации о принудительном переселении граждан. Содержание "зависших" приобретенных квартир в случаях отказа и жилых помещений в аварийных домах до их отключения от инженерных сетей обошлись бюджету в 3,65 млн. руб.

Надо отметить, что стоимость строительства муниципального жилья в Воронеже по данным статистики превышает цены Минрегиона РФ только на 10%. Причем в районах Воронежской области и в ряде других регионов программы переселения реализуются именно таким способом, поскольку экономия бюджетных средств при строительстве очевидна.

По результатам проверки направлено представление заместителю главы администрации по имущественным отношениям.

На текущий момент в целях устранения нарушений, выявленных Контрольно-счетной палатой в ходе контрольного мероприятия, управлением жилищных отношений проведена работа по разработке и утверждению порядка, устанавливающего критерии очередности включения домов в программы по переселению жителей городского округа город Воронеж из аварийного жилищного фонда, проводятся мероприятия по инструментальному обследованию жилых домов с целью подтверждения их аварийного состояния и, при необходимости, внесения изменений в соответствующую программу по переселению.

Кроме того, проводится работа по инвентаризации домов, в том числе жилых помещений, включенных в программу переселения граждан на 2014-2015 годы с учетом данных, полученных от Федерального бюро технической инвентаризации.

В целях сокращения расходов, связанных с выполнением мероприятий по переселению граждан их аварийного жилищного фонда, управлением строительной политики прорабатывается вопрос по строительству муниципальных жилых домов.

Решение проблемы сноса ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривается за счет разработки и реализации муниципальной адресной программы «Развитие застроенных территорий городского округа город Воронеж на 2014-2015 годы». Основным источником финансирования мероприятий программы по развитию застроенных территорий будут являться средства инвесторов.